Методическое пособие по программе «Я смогу». Автор-составитель: к.псх.н., клинический психолог – Хлебодарова О.Б., методическое сопровождение: педагог- психолог I квалификационной категории Богданович М.Д., при участии д.псх.н,профессора Ильичевой И.М., п

Пояснительная записка.                                                                                      

Цель программы «Я смогу»: профилактика поведения подростков посредством формирования позитивной «Я» - концепции, развитие личностных ресурсов на основе своих особенностей, принятия безопасных форм поведения в трудных ситуациях.

Тренинговая программа предназначена для развития у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.

Задачи программы:

- исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

- создание   условий   для   выработки   таких   стратегий   поведения   в трудных ситуациях, которые способствовали бы психосоциальной адаптации и личностному благополучию;

- изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми;

- формирование умения учитывать позицию другого человека, его точку зрения, развитие навыков активного слушания и понимания партнера;

- актуализировать способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций;

- содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения успеха;

- развитие самосознания и самоисследования участников на основе внутриличностных и поведенческих изменений;

- формирование навыков самоанализа, адекватной самооценки;

- улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

 

Результатом реализации программы является формирование у участников умений и навыков:

- умение устанавливать межличностные отношения;

- умение владеть эмоциями и понимать других участников;

- адекватно оценивать ситуацию;

- понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;

- выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению

- преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим и принимать помощь самому;

 

На втором и последнем занятие проводится диагностика участников.

Наблюдение психолога за изменениями в поведении, словах обучающихся, способах разрешения трудностей каждого ребёнка. Возможна как произвольная форма наблюдения, так и наблюдение по определенным критериям.

Оценка эффективности программы проводится по данным повторной диагностики, подтверждающей положительную динамику в изменениях эмоциональной сферы участников, изменяются показатели благополучия (повышается самооценка и вера в себя).

 

Формируемые компетенции: коммуникативная; рефлексивная, позволяющая осуществлять самоконтроль, саморегуляцию и саморазвитие собственной личности; ценностно-смысловая; компетенции личностного совершенствования, социальные.

Структура занятий: подготовительный этап, основной этап, заключительный этап.

Программа реализуется в форме курса групповых тренинговых занятий. Возможно использование теоретического материала и некоторых упражнений программы в формате индивидуальной коррекционной и развивающей работы.  При использовании программы учитывается структура, на которую необходимо опираться, но разрешается вносить коррекцию с учетом методов и инструментов, которыми ведущий, специалист или психолог реализует программу.

Срок реализации программы: 28 академических часов.

Формы занятий: разогревающие, коммуникативные, имитационные игры; мини – лекции; мозговой штурм; характерные; техники кпт-подхода, арт-терапии, игровой психотерапии; групповое обсуждение; рационально-эмотивные техники; техники обратной связи. Данный тренинг включает в себя как «проблемно-ориентированные», так и «возрастно-ориентированные» элементы занятий.

Формы работы на тренинге: индивидуальная; в парах; в микро-группе; групповая.

Работая в групповом взаимодействие ведущий, педагог и психолог должен учитывать возможность и необходимость дополнительного индивидуального консультирования для каждого члена группы, попавших в трудную жизненную ситуацию. Если участнику необходима поддержка, доработка актуальных моментов, то параллельно групповой формы проводятся индивидуальные занятия.

Режим: продолжительность занятия 2 академических часа; 1 раз в день, группа от 10 до 25 участников.

Контингент тренинговой группы: подростки, находящиеся в сложных жизненных ситуациях.

Возраст участников: 12 - 16 лет.

Практическая значимость программы: в жизненных ситуациях участники смогут ответить на вопросы, как выстроить правильное поведение, как восстановить положительное эмоциональное состояние, как наладить конструктивное взаимодействие с родителями, сверстниками, педагогами, а также реализовать приобретенные компетенции.

 

          Автор-составитель: президент корпоративной некоммерческой организации «Международной профессиональной Ассоциации Психологов», кандидат психологических наук, клинический психолог - Хлебодарова О.Б., методическое сопровождение: педагог-психолог I квалификационной категории Богданович М.Д., при участии доктора психологических наук, профессора Ильичевой И.М., педагога-психолога Бельченко М.А.

 

Структура программы:

                                                                                                                                   

Тема

Содержание

1.

«Давайте знакомится».

Приветствие.

Принятие правил.

Методика «Мой герб».

Методика «Что в имени моём».

Рефлексия.

Заключение.

2.

«Мы это много я».

Приветствие.

Диагностика.

Рефлексия.

Заключение.

3.

«В каждом из нас солнце».

Приветствие.

Упражнение «Карниз».

Упражнение «Три степени доверия».

Упражнение «Зеркало».

Рефлексия.

Заключение.

4.

«Наши ресурсы».

Приветствие.

Методика «Ресурсы человека».

Рефлексия.

Заключение.

5

«Чувства и эмоции».

Приветствие.

Упражнение «Выражаем чувства».

Методика «5 кастрюлек».

Методика «Главное чувство в жизни человека».

Рефлексия.

Заключение.

6

«Границы в жизни человека».

Приветствие.

Методика «Типы границ человека».

Эксперимент.

Рефлексия.

Заключение.

7.

Эффективные коммуникации

Приветствие.

Методика «Я-высказывания».

Методика «Активного слушание».

Рефлексия.

Заключение.

8.

Жизненные ценности

Приветствие.

Методика «Дерево ценностей».

Рефлексия.

Заключение.

9.

Эмоциональная устойчивость

Приветствие.

Методика «Зонтики».

Рефлексия.

Заключение.

10.

Самый, самый

Приветствие.

Методика формирования «Я - Образа».

Рефлексия.

Заключение.

11.

Страхи - возможности

Приветствие.

Методика «Страхи-Возможности».

Рефлексия.

Заключение.

12.

Мои мечты

Приветствие.

Методика «Мечта-потребность-цель».

Рефлексия.

Заключение.

13.

Успешный Я

Приветствие.

Упражнение «Я очень хороший».

Упражнение «Победы. Успехи. Достижения».

Рефлексия.

Заключение.

14.

ПсихологиЯ

Приветствие.

Диагностика.

Подведение итогов.

Вручение портфолио.

Рефлексия.

Завершение.