Методическое пособие по программе «Я смогу». Автор-составитель: к.псх.н., клинический психолог – Хлебодарова О.Б., методическое сопровождение: педагог- психолог I квалификационной категории Богданович М.Д., при участии д.псх.н,профессора Ильичевой И.М., п
Пояснительная записка.
Цель программы «Я смогу»: профилактика поведения подростков посредством формирования позитивной «Я» - концепции, развитие личностных ресурсов на основе своих особенностей, принятия безопасных форм поведения в трудных ситуациях.
Тренинговая программа предназначена для развития у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.
Задачи программы:
- исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
- создание условий для выработки таких стратегий поведения в трудных ситуациях, которые способствовали бы психосоциальной адаптации и личностному благополучию;
- изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми;
- формирование умения учитывать позицию другого человека, его точку зрения, развитие навыков активного слушания и понимания партнера;
- актуализировать способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций;
- содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения успеха;
- развитие самосознания и самоисследования участников на основе внутриличностных и поведенческих изменений;
- формирование навыков самоанализа, адекватной самооценки;
- улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
Результатом реализации программы является формирование у участников умений и навыков:
- умение устанавливать межличностные отношения;
- умение владеть эмоциями и понимать других участников;
- адекватно оценивать ситуацию;
- понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;
- выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению
- преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим и принимать помощь самому;
На втором и последнем занятие проводится диагностика участников.
Наблюдение психолога за изменениями в поведении, словах обучающихся, способах разрешения трудностей каждого ребёнка. Возможна как произвольная форма наблюдения, так и наблюдение по определенным критериям.
Оценка эффективности программы проводится по данным повторной диагностики, подтверждающей положительную динамику в изменениях эмоциональной сферы участников, изменяются показатели благополучия (повышается самооценка и вера в себя).
Формируемые компетенции: коммуникативная; рефлексивная, позволяющая осуществлять самоконтроль, саморегуляцию и саморазвитие собственной личности; ценностно-смысловая; компетенции личностного совершенствования, социальные.
Структура занятий: подготовительный этап, основной этап, заключительный этап.
Программа реализуется в форме курса групповых тренинговых занятий. Возможно использование теоретического материала и некоторых упражнений программы в формате индивидуальной коррекционной и развивающей работы. При использовании программы учитывается структура, на которую необходимо опираться, но разрешается вносить коррекцию с учетом методов и инструментов, которыми ведущий, специалист или психолог реализует программу.
Срок реализации программы: 28 академических часов.
Формы занятий: разогревающие, коммуникативные, имитационные игры; мини – лекции; мозговой штурм; характерные; техники кпт-подхода, арт-терапии, игровой психотерапии; групповое обсуждение; рационально-эмотивные техники; техники обратной связи. Данный тренинг включает в себя как «проблемно-ориентированные», так и «возрастно-ориентированные» элементы занятий.
Формы работы на тренинге: индивидуальная; в парах; в микро-группе; групповая.
Работая в групповом взаимодействие ведущий, педагог и психолог должен учитывать возможность и необходимость дополнительного индивидуального консультирования для каждого члена группы, попавших в трудную жизненную ситуацию. Если участнику необходима поддержка, доработка актуальных моментов, то параллельно групповой формы проводятся индивидуальные занятия.
Режим: продолжительность занятия 2 академических часа; 1 раз в день, группа от 10 до 25 участников.
Контингент тренинговой группы: подростки, находящиеся в сложных жизненных ситуациях.
Возраст участников: 12 - 16 лет.
Практическая значимость программы: в жизненных ситуациях участники смогут ответить на вопросы, как выстроить правильное поведение, как восстановить положительное эмоциональное состояние, как наладить конструктивное взаимодействие с родителями, сверстниками, педагогами, а также реализовать приобретенные компетенции.
Автор-составитель: президент корпоративной некоммерческой организации «Международной профессиональной Ассоциации Психологов», кандидат психологических наук, клинический психолог - Хлебодарова О.Б., методическое сопровождение: педагог-психолог I квалификационной категории Богданович М.Д., при участии доктора психологических наук, профессора Ильичевой И.М., педагога-психолога Бельченко М.А.
Структура программы:
№ | Тема | Содержание |
1. | «Давайте знакомится». | Приветствие. Принятие правил. Методика «Мой герб». Методика «Что в имени моём». Рефлексия. Заключение. |
2. | «Мы это много я». | Приветствие. Диагностика. Рефлексия. Заключение. |
3. | «В каждом из нас солнце». | Приветствие. Упражнение «Карниз». Упражнение «Три степени доверия». Упражнение «Зеркало». Рефлексия. Заключение. |
4. | «Наши ресурсы». | Приветствие. Методика «Ресурсы человека». Рефлексия. Заключение. |
5 | «Чувства и эмоции». | Приветствие. Упражнение «Выражаем чувства». Методика «5 кастрюлек». Методика «Главное чувство в жизни человека». Рефлексия. Заключение. |
6 | «Границы в жизни человека». | Приветствие. Методика «Типы границ человека». Эксперимент. Рефлексия. Заключение. |
7. | Эффективные коммуникации | Приветствие. Методика «Я-высказывания». Методика «Активного слушание». Рефлексия. Заключение. |
8. | Жизненные ценности | Приветствие. Методика «Дерево ценностей». Рефлексия. Заключение. |
9. | Эмоциональная устойчивость | Приветствие. Методика «Зонтики». Рефлексия. Заключение. |
10. | Самый, самый | Приветствие. Методика формирования «Я - Образа». Рефлексия. Заключение. |
11. | Страхи - возможности | Приветствие. Методика «Страхи-Возможности». Рефлексия. Заключение. |
12. | Мои мечты | Приветствие. Методика «Мечта-потребность-цель». Рефлексия. Заключение. |
13. | Успешный Я | Приветствие. Упражнение «Я очень хороший». Упражнение «Победы. Успехи. Достижения». Рефлексия. Заключение. |
14. | ПсихологиЯ | Приветствие. Диагностика. Подведение итогов. Вручение портфолио. Рефлексия. Завершение. |