Групповые формы работы на уроках обществознания как средство реализации ФГОС
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Видновская средняя общеобразовательная школа № 1 Ленинского городского округа Московской области
Педагогический проект
«Групповые формы работы на уроках обществознания
как средство реализации ФГОС».
Видное
Содержание
I. Вводная часть……………………………………………………. 3 – 5 стр.
II.Основная часть………………………………………………….. 5 – 17 стр.
III.Заключение………………………………………………………17- 18 стр.
IY. Список использованных информационных источников…….19 стр.
Вводная часть
Актуальность выбора данной темы продиктована стратегией развития современного образования, психолого-педагогическими особенностями подросткового возраста и потребностями педагогической практики. Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для самореализации и развития обучающихся. Личность, способная себя реализовать, востребована в современном обществе, что отмечено в нормативно-правовых документах, определяющих образовательную политику государства: Законе "Об образовании в РФ", Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданин России. Большое значение в современной педагогической науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации обучающихся. Работа в малых группах - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, так как она дает обучающимся, в том числе и стеснительным, возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Л.С.Выгодский ввёл понятие культурного возраста, это период в жизни ребёнка, когда у него есть потребность в освоении какого-либо вида деятельности. Потребность в освоении коммуникативной деятельности возникает у ребёнка в подростковом возрасте. В этом возрасте ребёнок идёт в школу общаться, а не учиться. А учиться он будет только в том случае, если почувствует: то, что происходит на уроке, поможет ему в решении его собственных личностных задач. Таким образом, возникают противоречия
между массовым характером организации обучения в современной школе и необходимостью обеспечения для каждого обучающегося условий для развития и самореализации;
между усложняющимся содержанием школьного курса обществознания, усвоение которого требует высокой познавательной активности и самоорганизации и ориентацией подростка на решение личностных задач в сфере межличностных отношений.
Цель: оценить возможности использования группового обучения на уроках обществознания для достижения образовательного результата продиктованного ФГОС.
Задачи:
1.Изучить и обобщить передовой опыт по использованию групповых форм деятельности в процессе обучения; 2. Проанализировать результаты применения групповых форм деятельности на своих уроках;
3. Подобрать инструментарий для оценки групповой работы обучающихся.
Ожидаемые результаты :
1. Обучающиеся умеют применять обществоведческие знания в контексте решения конкретных социальных проблем;
2. Сформировалась коммуникативная культура, способность к пониманию и признанию других мнений и точек зрения;
3.Сформировались навыки коллективной работы по совместному решению проблемных ситуаций и задач.
4.Стали более комфортными отношения в рамках «учитель – ученик».
Основная часть
В основе сегодняшних представлений о роли групповой работы в обучении лежат труды Ж.-Ж. Пиаже, Л. С. Выготского и других ученых, подчеркивающих особую роль социального взаимодействия и межличностного общения в процессе интеллектуального развития ребенка.
В педагогической литературе нет единого определения групповой формы обучения. Общим является то, что большинство исследователей под групповой работой понимают работу малых групп внутри класса. В данной работе будем придерживаться определения, согласно которому групповая деятельность есть способ организации совместной деятельности обучающихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем.
Учебные занятия в малых группах имеют ряд психологических преимуществ перед другими формами организации учебной деятельности.
Во-первых, повышается интерес к учебной деятельности. Во-вторых, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков). В - третьих, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-четвертых, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни каждого ученика. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, создает условия для самореализации личности. В энциклопедии по психологии под самореализацией личности понимается реализация собственного потенциала. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет обучающимся групповая работа на уроке.
На сегодняшний день в педагогической практике накоплен богатый опыт по использованию групповых форм деятельности, сама идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова, но время вносит свои акценты. Прежде всего, отметим, что не любое совместное выполнение задания группой обучающихся можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:
на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале — учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;
состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;
каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;
учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.
Групповая работа подразделяется на два вида: дифференцированную и единую. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания.
При дифференцированной - разные группы выполняют разные задания в рамках общей темы.
Организация групповой деятельности на уроке требует от педагога тщательной предварительной подготовки. При этом педагогу необходимо ориентироваться на технологическую цепочку по разработке формы групповой деятельности обучающихся.
1.Определить цели и задачи урока: какие знания обучающиеся должны усвоить; какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть; какими компетенциями должны овладеть; какие качества будут проявлять; какие чувства будут выражать; как будет осуществляться рефлексивная деятельность обучающихся , на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
2.Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы обучающихся.
3.Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
4.Продумать методы создания групп.
5.Выбрать помощников (руководителей групп).
6.Определить этапы работы групп.
7.Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
8.Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
9.Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
10.Подготовить специальные задания для групп, которые выполнять групповое задание раньше других.
Эффективность использования групповых форм обучения зависит так же от подготовленности обучающихся к такой работе, поэтому внедрять такие формы необходимо поэтапно. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 1) Подготовка к выполнению группового задания. а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). б) Инструктаж о последовательности работы. в) Раздача дидактического материала по группам. 2) Групповая работа. г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе. д) Распределение заданий внутри группы. е) Индивидуальное выполнение задания.
ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
з) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
и) Подведение итогов группового задания.
3) Заключительная часть.
к) Сообщение о результатах работы в группах.
л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
В условиях нового ФГОС использование технологии групповой работы на уроке становится необходимостью, так как групповая работа позволяет создать благоприятные условия для формирования и коммуникативных, и регулятивных, и познавательных УУД. В процессе преподавания курса обществознания групповая работа давно стала важнейшим инструментом управления учебным процессом. Курс обществознания, прежде всего, интересен тем, что призван создать условия для социализации личности, то есть его цели полностью совпадают с целями всей системы образования. Групповые формы работы на уроках обществознания целесообразно использовать при изучении нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения. Приучать обучающихся к групповой работе следует поэтапно. На своих уроках я начинаю вовлекать обучающихся в групповую работу с пятого класса. Сначала это работа в парах. Когда обучающиеся научатся работать в парах , предлагаю им поработать в группах по три человека. На своем опыте я убедилась, что наиболее эффективная работа осуществляется в группах по четыре человека. Предпочитаю формировать разнородные группы, включая в одну группу обучающихся с разным уровнем развития и успеваемости. На мой взгляд, в таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками. Обладая разной обучаемостью, интересами и учебной работоспособностью, ученики дополняют друг друга.
Существуют разные способы распределения обучающихся по учебным группам. Я в своей практике применяю следующие способы:
1.Формирование групп по цвету. Это занимает немного времени, обучающиеся выбирают цветные полоски ( полоски следует расположить так, чтобы обучающиеся не видели заранее их цвет). Далее обучающиеся собираются в группы по общему цвету. В этом случае группы формируются случайным образом и участникам приходится учиться работать с разными деловыми партнерами.
2.По желанию обучающихся. Такой способ я использую на начальном этапе обучения работе в группах, когда важен не столько результат, сколько сам процесс, поскольку обучение проходит проще в комфортных группах, для которых характерно эмоциональное единство. Так же целесообразно использовать этот способ в классах с хорошим психологическим климатом и высоким уровнем сплоченности.
3.Формирование групп лидерами. В этом случае педагог называет лидеров групп и они поочередно выбирают в свою группу одноклассников. Здесь требуется больше времени, но данный способ имеет свою воспитательную ценность. Когда остаются несколько обучающихся, которых никто не взял в свою группу, как правило, это слабые, скромные или малообщительные дети, учитель объявляет аукцион. Суть аукциона в том, что каждая группа пытается «заполучить» кого-то из тех, кто остался, для этого каждый лидер поочередно характеризует личность одноклассника, о которой идет речь только с позитивной стороны. После того, как лидеры закончат свое выступление, оставшиеся обучающиеся по собственному желанию присоединяются к одной из групп.
4. Но чаще всего я заранее составляю список групп и вывешиваю его в правом верхнем углу доски. Данный способ мне нравится тем, что тратится минимум времени на формирование групп и можно проконтролировать их состав. Педагогу необходимо заранее позаботиться о подготовке аудитории к работе с группами. Столы и стулья необходимо расставить так, чтобы обучающиеся могли видеть друг друга и спокойно общаться. Учитель должен иметь доступ к каждой группе. Группы не должны мешать друг другу при обсуждении материала. Оптимальная продолжительность работы обучающихся в группах составляет в средних классах 10 – 15 минут, в старших - 15 – 20 минут. Как любая форма обучения работа в группах имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому педагогу необходимо заранее оценить целесообразность использования групповых форм деятельности на уроке.
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Высокая степень мотивации и вовлеченность всех в процесс обучения. | Трудности установления дисциплины и ее поддержания. |
Широкие возможности для творчества. | Сложно предугадать заранее временные затраты на выполнение групповой работы. Как правила скорость работы в группах разная. |
Прочность усвоения материала | Пассивность отдельных обучающихся из-за волнения, неумения быстро сформулировать вопрос, дефектов речи и т. п. |
Возможности для взаимообучения. | Сложность индивидуального оценивания. |
На своих уроках я использую следующие виды работ в микрогруппах.
1.Группы получают одно и то же задание. Например, в 6 классе при изучении темы «Особый возраст: отрочество» даю обучающимся задание в группах
« Составьте словесный портрет типичного подростка». Результат работы группы может быть раскрыт спикером одной из групп, а другие ученики его дополняют или опровергают. Если результаты работы групп противоречат друг другу, то можно выстроить проблемную беседу для разрешения создавшегося противоречия.
2. Группы получают разные задания. Например, в 7 классе при изучении темы «Экономика и ее основные участники» обучающиеся работая в группах, выполняют следующие задания:
«Составьте схему «Основные факторы производства»;
«Выполните задание №3 на стр. 96 учебника и заполните таблицу «Основные сферы экономики»»;
Сравните натуральное и товарное хозяйство;
«Составьте 3 задачи на нахождение производительности труда»;
Составьте кроссворд, используя содержание & 8.
3. Группы получают разные, но работающие на общий результат, задания.
Например, при изучении темы «Семья и быт» формирую 4 группы, каждая группа работает над разработкой своего проблемного вопроса: «Зачем люди создают семьи?», «Как государство защищает семьи?», «Какие права имеет ребенок?», «Какие бывают семьи?».
Поиск ответа на проблемный вопрос осуществляется каждой группой, работающей над своим разделом темы. Группы используют имеющиеся необходимые материалы, определяют основного докладчика. В защите вопроса ( дополнение к нему, ответы на вопросы) участвует вся группа.
4. Группы получают тексты со специально допущенными ошибками.
Например, на этапе закрепления по теме « Виды и формы бизнеса» группы получают описание видов бизнеса и должны найти и исправить в тексте все ошибки. Такие тексты могут составлять сами обучающиеся, и это тоже может стать предметом групповой деятельности.
5. Группы составляют опорный конспект темы.
Объясняют друг другу опорные конспекты. Группа сильных учеников может заранее составить опорные конспекты по заранее изученным темам. На уроке эти учащиеся становятся тренерами: класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту.
6.Две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Например, в при изучении темы «Природа, общество, человек» одна группа доказывает, что «Человек – венец природы», а другая, что «Человек лишь звено в цепи эволюции». Так можно моделировать столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, ученых разных направлений.
Изучая передовой опыт по использованию групповых форм деятельности в процессе обучения, я ознакомилась с разными приемами организации групповой деятельности. Коротко остановлюсь на тех приемах, которые целесообразно использовать на уроках обществознания для достижения конкретных педагогических задач.
1.Прием «Обучая –учусь». Этот прием хорош тем, что развивает у обучающихся умение пересказывать. Каждый участник группы изучает свою часть материала и пересказывает ее остальным. Таким образом, обеспечивается процесс эффективного запоминания.
2.Прием «Банк информации». Этот прием позволяет организовать обмен информацией об актуальных событиях. Каждый ученик получает карточку, на которой названо конкретное событие имеющее место быть в нашей стране или за рубежом. Его задача: за ограниченное количество времени расспросить об этом событии своих одногруппников, а также сообщить каждому свою информацию. Данный прием хорош тем, что позволяет формировать у обучающихся интерес к событиям общественной жизни. 3) Прием «Пустой стул». Необходимо выбрать тему и подготовить 4-5 высказываний, представляющих разные точки зрения на обсуждаемый вопрос, расставить стулья в форме «круга». Каждое высказывание пишется на отдельном большом листе бумаги. Написанные высказывания располагаются на стульях. Ученики переходят от листа к листу, знакомясь с содержанием написанного. Затем каждый выбирает то высказывание, с которым он согласен и занимает место у соответствующего стула. Таким образом, создаются группы для дискуссии. Каждая группа в течение 10- 12 минут обсуждает содержание высказывания, после чего один из представителей выходит в центр круга и садится на пустой стул, чтобы высказать выработанное совместными усилиями мнение по обсуждаемой теме и начать дискуссию. Время выступления 2-3 минуты. Завершив выступление, он возвращается в свою группу. Любой ученик может продолжить дискуссию, высказывая свое собственное мнение или поддерживая аргументы предыдущего ученика. Для того, чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул, стоящий в центре круга. Этот прием позволяет: расширить представления обучающихся по обсуждаемой теме; обратить внимание на разнообразие мнений на предложенную тему; развить умение осуществлять выбор и аргументировать его. 4) Аукцион знаний. Это активная форма проверки знаний. Педагог предлагает вопрос « на продажу», каждая группа называет свою «цену» за это вопрос. Если предложений больше от команд не поступает, педагог говорит: «Продано». Зачитывается вопрос, группа «купившая» отвечает, если ответ правильный, группа зарабатывает то количество балов, которое назвала команда. Если ответ не правильный, отнимается это количество балов и право ответа переходит к другой группе. 5) «Интеллектуальный хоккей». Формируется 2 группы. Обучающиеся, работая с учебником, знакомятся с новой темой и готовя пять-восемь заданий. В группах распределяются роли: нападение, защитники, вратарь. Команда нападения, которой выпало выступать первой, ставит вопрос группе защиты второй команды. Если защитники отвечают правильно, их команда получает право ставить вопрос. Если неправильно, вопрос переходит к вратарю. Если и тот не знает ответа, команда получает гол. Обеим командам насчитываются баллы, набранные во время игры. 6) Микрофон. Данный прием, можно использовать для проверки домашнего задания. Формируются микрогруппы, используя домашнее задание, ученики должны выступить с речью перед своими одногруппниками, которая рассчитана на одну минуту. Главное правило – не прекращать речь пока не кончится одна минута. 7)Чемодан. На плакате перед обучающимися нарисован чемодан, каждая группа по очереди должна рассказать какие знание по рассматриваемой теме они возьму в дорогу и складывают их в чемодан.
Одной из особенностей групповой работы на уроке является специфика ее оценивания. Прежде всего, педагогу необходимо определиться, является ли оценивание целесообразным. Так при организации работы в группах во время изучения новой темы оценивание целесообразно далеко не всегда, если же речь идёт о закреплении или повторении материала, то оценивание работы обучающихся просто необходимо. Универсального способа оценивания не существует. В своей педагогической практике я использую разные способы оценивания.
1.Оценивание и взаимооценивание внутри группы по пятибалльной шкале.
Список учащихся | Взаимооценка работы в группе | Самооценка | Оценка учителя | Средняя оценка |
1. | ||||
2 |
2.Взаимооценивание внутри группы по пятибалльной шкале.
Лист оценки работы обучающихся в группе.
Пожалуйста, оцените работу участников вашей группы по пятибалльной шкале.
Критерии оценки | |
Мешал работе группы. | 0 баллов |
Не принимал участия в работе группы, но и не мешал остальным. | 1 балл |
Принимал небольшое участие в работе группы. | 2 балла |
Принимал участие в работе группы, но выполнял свою часть работы не полностью или с помощью других участников группы. | 3 балла |
Принимал активное участие в работе группы, справлялся со своей частью работы, но в работе были небольшие недочёты (ошибки, неполное изложение материала и т. п.) | 4 балла |
Принимал активное участие в работе группы, полностью справлялся со своей частью работы, помогал другим участникам группы. | 5 баллов |
№ п\п | Ф.И. участника группы | Оценка |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. |
3.Оценка работы группы
Ф.И.обучающегося_________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен.
1.Все ли члены группы принимали участие в работе? | а) Да, все работали одинаково. | ||
б) Нет, работал только один человек. | |||
в) Кто-то работал больше, а кто-то меньше. | |||
2.Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? | а) Работали дружно, ссор не было. | ||
б) Работали дружно, спорили, но не ссорились | |||
в) Очень трудно было договориться, не всегда получалось. | |||
3. Тебе понравился результат работы группы? | а) Да, все получилось хорошо | ||
б) Нравится, но можно было бы лучше | |||
в) Нет, не нравится | |||
4. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужный бал в строке. | |||
Почти все сделали без меня. | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась. |
4. Оценивание учителем работы каждой группы при помощи таблицы критериев.
Критерии для оценивания работы группы учителем.
№ гр. | Правильность изложения материала | Логика изложения материала, четкость | Культура изложения материала | Дополнения других групп | Поведение в группе, умение сотрудничать. | Средняя оценка |
I | ||||||
II | ||||||
III | ||||||
IY |
5. Все участники группы пишут письменную работу или выполняют тест и получают оценки, соответствующие их уровню знаний на данном этапе работы.
Педагогу также важно оценить формируемые УУД. УУД необходимые для работы в команде можно отследить с помощью карты наблюдения.
Карта наблюдения для педагога.
Инструкция: Вам предложены утверждения относительно обучающегося. Выделите цифру, которая наиболее ярко характеризует обучающегося по предложенному параметру.
«0»-нет; «1»-практически нет; «2»-скорее нет, чем да; «3»-скорее да, чем нет; «4»-в целом да; «5»-да.
Фамилия, имя учащегося _______________________ класс ___
№ | УУД | Шкала |
1 | Умеет самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; | 0 1 2 3 4 5 |
2 | Умеет запросить недостающую информацию у одногруппников, у педагога; | 0 1 2 3 4 5 |
3 | Умеет взаимодействовать с любым партнером; | 0 1 2 3 4 5 |
4 | Умеет находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. | 0 1 2 3 4 5 |
5 | Умеет инициировать учебное взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; | 0 1 2 3 4 5 |
6 | Умеет вести дискуссию; | 0 1 2 3 4 5 |
7 | Умеет отстаивать свою точку зрения; | 0 1 2 3 4 5 |
8 | Обладает навыками интервьюирования, устного опроса. | 0 1 2 3 4 5 |
9 | Обладает навыками монологической речи; | 0 1 2 3 4 5 |
10 | Умеет отвечать на незапланированные вопросы. | 0 1 2 3 4 5 |
Заключение.
Выводы:
Таким образом, групповые формы работы на уроках обществознания:
позволяют организовать обучение так, что обучающиеся сами находят решение поставленных проблем;
формируют у обучающихся творческий подход в использовании полученных знаний;
развивают умение осуществлять взаимоанализ и взаимооценку, а затем - самоанализ и самооценку;
формируют благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность обучающихся в собственных силах, удовлетворяется потребность подростков в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес;
соблюдение технологии групповой работы на уроке позволяет создать необходимую образовательную среду, которая способствует формированию универсальных учебных действий и достижению личностных результатов.
Навыки общения, приобретенные детьми, в процессе общения в группе, понадобятся им и потом, когда они станут взрослыми. Ведь в ежедневной жизни мы много «работаем» в группах. Во многих профессиях успех общего дела зависит от умения отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения другого, от умения сотрудничать. Вот почему групповую технологию я считаю одной из самых важных.
Однако возможны следующие эффекты и риски:
неготовность учителя к работе с микрогруппами обучающихся, на таком уроке педагог должен распределять внимание между группами, оказывать им оперативную помощь и поддержку;
работа в группе должна быть направлена на достижение определенных учебных и воспитательных целей, а не превращаться в развлечение в учебное время;
не допускать того, чтобы сформировалась группа из учащихся с низкими учебными возможностями, такая группа не сможет работать продуктивно, из-за недостатка опорных знаний для анализа содержания изучаемого материала, из-за слабых навыков самостоятельной работы, из-за отсутствия лидера, задающего пример в познавательной деятельности;
групповая работа становится нецелесообразной, если слабоуспевающие ученики начинают «выезжать» за счет более способных и превращаются в «иждивенцев».
Список использованных информационных источников
Нормативно-правовая база
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение. 2012.
3 Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.
Основная литература
1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2011.
2.Беляева Т.В. Преимущества групповой формы работы на уроках истории и обществознания http://www.moy-chool7.ru/_tbkp/publikacija_beljaeva_t.v..docx
3. Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания / авт.-сост. Нестерова М.Г. Балейский филиал ГОУ СПО « Читинский педагогический колледж», 2012.
4.Петякшева М.Г. Интерактивные форы обучения на уроках истории и обществознания. http://petyaksheva.ucoz.ru/index/obshhestvoznanie/0-16
5.Рубцова Л.Г. Организация групповой работы учащихся. http://skolaharangino.ucoz.ru/Metodic_books/organizacija_gruppovoj_raboty_uchashhikhsja.doc
6. Г.Д. Шкарлупина. Преподавание истории и обществознания, Ростов-на Дону «Феникс», 2005г.