«Возможности дополнительного образования в повышении эффективности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Яковлева Светлана Сергеевна

 

 «Возможности дополнительного образования в повышении эффективности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

В Концепции  развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 № 1726-р, представлено  содержание дополнительных образовательных программ, направленных на:

  • Создание условий, необходимых для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
  • Удовлетворение индивидуальных потребностей в познавательном, художественно-эстетическом, духовно-нравственном, физическом, исследовательском развитии;
  • Формирование и совершенствование творческих способностей, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся;
  • Обеспечение духовно-нравственного, правового, патриотического, трудового воспитания;
  • Формирование культуры здорового образа жизни, безопасности, укрепление здоровья; е) подготовку спортсменов, в том числе из числа обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов.

 

Дополнительное образование детей  с ограниченными возможностями  регулируется нормативными документами:

  • Федеральный закон № 273-ФЗот 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы»;
  •  Распоряжение Правительства от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Министерства образования и науки № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14);
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (СанПиН 2.4.2.3286-15)) [1; 2].

Дополнительное образование направленно на реализацию образовательных потребностей человека в совершенствовании интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и (или) профессиональных качеств. Развивает творческие способности детей и взрослых, потребности в формировании культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья, а также организация их свободного времени.

Дополнительное образование детей повышает их  адаптированность  к жизни в обществе, осуществляет профессиональную ориентацию, а также выявление способностей и потенциальных возможностей обучающихся.

Цель данной работы: изучение   влияния дополнительного образования на всестороннее развитие  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Определить роль дополнительного образования в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Изучить возможности интеграции дополнительного  образования в образовательные учреждения.
  3.  Изучить возможности современного дополнительного

 образования детей в России.

  1. Определить возможности инклюзивного образования в России.
  2.  Изучить требования  к программам дополнительного образования для детей с ОВЗ.
  3. Рассмотреть, какие возможности даёт дополнительное образование учащимся с ОВЗ в ОУ.

 

Глава 1.Роль дополнительного образования в социальной

адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Порядком организации осуществления образовательной деятельности программы дополнительного образования реализуются в течение всего учебного года, включая каникулярное время. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учетом добровольности, интересов обучающихся, по индивидуальным учебным планам и в объединениях дополнительного образования, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), одноуровневой или разно-уровневой подготовки с учётом индивидуальных психо-физических сосбенносттей детей.

В нашем ОУ дополнительное образование реализуется в рамках спортивного клуба, секций, творческого коллектива. Занятия в объединениях проводятся в массовых, групповых, подгрупповых и индивидуальных формах технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленности. Длительность занятий определяется локальным нормативным актом образовательной организации. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы определяется образовательной организацией самостоятельно, с учетом категории обучающихся, их возраста, особенностей здоровья.

Дополнительное образование, призвано  помочь людям с нарушениями интеллектуального развития стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредством предоставления этим людям справедливых возможностей для демонстрации своих талантов и путем информирования общественности об их возможностях и потребностях.

Основу современной методологии и концептуальных положений роли дополнительного образования в социальной адаптации детей с ОВЗ составляет культурно-историческая теория Л.С. Выготского, согласно которой в психическом развитии и формировании личности детерминирует социальная обусловленность педагогического взаимодействия [3].

 К основным положениям данной концепции относятся:

 - социальная адаптация детей с ОВЗ – это специально организованный педагогический процесс, прогнозируемый конечный результат которого – гибкое реагирование личности на изменения общественной жизни, в ходе овладения ребенком с ОВЗ опытом культуры, накопленным предшествующими поколениями, с учетом имеющихся возможностей самого ребенка, при обязательном взаимодействии с педагогом, родственниками, ближайшим окружением, сверстниками;

 - несмотря на особенности личностного развития детей с ОВЗ, становление у них качеств, значимых для вхождения в общество как равноправных участников общественных взаимоотношений, происходит по тем же закономерностям и в последовательности, что и у их сверстников с нормативным развитием;

 -  процесс социальной адаптации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования зависит не столько от выраженности имеющихся нарушений развития, сколько от наличия специальных образовательных условий;

  -  педагогическая деятельность педагогических работников, реализующих адаптированные дополнительные образовательные программы, предусматривает сочетание образовательных, коррекционно-развивающих, психотерапевтических и лечебно-оздоровительных технологии;

 -  закономерностями социальной адаптации детей с ОВЗ в дополнительном образовании выступают: цель, задачи, содержание, соответствующие запросам общества, государства, требованиям норм морали, традициям; ее результаты опосредованы согласованными действиями различных специалистов, влиянием факторов образования; активность детей с ОВЗ в процессе социальной адаптации будет зависеть от учета их возможностей, интересов, эмоционально-личностного взаимодействия, направленного на формирование оптимистической установки.

Эффективность социальной адаптации может быть определена степенью самостоятельности, инициативностью ребенка с ОВЗ, содержанием просоциальной деятельности.

Ключевую роль играют три фактора социальной адаптации детей с ОВЗ:

1) разнообразные виды деятельности детей с ОВЗ – учебная, игровая, трудовая, общественная;

2) различные виды педагогической деятельности – управление, социализация, обучение и воспитание, преодоление имеющихся нарушений развития;

3) детский коллектив как общность, способствующая формированию положительных личностных качеств детей с ОВЗ (адекватная оценка общественных процессов, интересы, предпочтения, поступки, одобряемые обществом).

Процесс социальной адаптации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования базируется на системном понимании данного процесса и предполагает реализацию группы общих, частных и специфических принципов.

Дифференциация их предусматривает общие закономерности образования, особенности процесса социальной адаптации, как вида образовательной деятельности, своеобразие социальной адаптации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования.

Процесс социальной адаптации детей с ОВЗ предполагает использование урочной и внеурочной деятельности и связанное с ними межличностное взаимодействие со сверстниками с нормативным развитием, способствующим более успешной интеграции в общество.

Содержанием процесса социальной адаптации детей с ОВЗ являются следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный (потребности, мотивы, интересы к социальному самосовершенствованию, социальные ценности); когнитивный (система социальных представлений и понятий о явлениях и событиях общественной жизни, элементах нормативно-правовых документов, регламентирующих социально-правовую систему государства, активную социально-правовую позицию); эмоционально-волевой (эмоциональные переживания сущности социальной действительности; волевые проявления, как готовность личности с ОВЗ противостоять возникающим затруднениям при реализации социально-значимых целей); деятельностный (адекватная оценка и самокритичность; соблюдение норм и принятых в обществе правил поведения; осмысленное решение возникающих проблем; умения и навыки добровольной и осознаваемой социальной деятельности).

Стержневым компонентом модели социальной адаптации детей с ОВЗ в процессе дополнительного образования является цель: достижение успешной социализации детей с ОВЗ. В идеальном виде социализацию можно представить как формирование разносторонне развитой личности, сочетающей в себе нравственные установки, художественные способности и физическое совершенство, готовой к самостоятельной жизни и участию в производительной деятельности. Модель предусматривает реализацию следующих задач: формирование мотивации, потребностей социальной адаптации, овладение социальными ценностями; накопление социальных понятий, представлений; становление социальных чувств, эмоциональных переживаний, сопровождающих социальные или антисоциальные поступки, волевых проявлений детей с ОВЗ; обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом. Процесс социальной адаптации детей с ОВЗ предполагает реализацию общедидактических и специфических принципов: природосообразности, культуросообразности, гуманизма, социального партнерства, коллективизма, единства диагностики и коррекции, раннего начала психокоррекционных мероприятий, индивидуализации и дифференциации, учета коррекционно-компенсаторных и лечебно-терапевтических свойств дополнительного образовательного процесса.

Природосообразность определяет необходимость отношения к ребенку как составной части природы, учет его возрастных, половых, физиологических особенностей, а также максимальное использование природных факторов, объектов живой и неживой природы для формирования экологического мышления и природоохранной деятельности.

Культуросообразность предполагает использование в процессе социальной адаптации достижений культуры, «введение в культуру ребенка с ОВЗ»: ценности человечества, общенациональные традиции, местные обычаи регионов, территорий. Подчеркивается важность приобщения детей с ОВЗ как к собственной национальной культуре, так и к культуре народов совместного проживания, способствующего формированию понимания, уважения к языкам, традициям, обычаям других национальностей, дружелюбия.

Гуманизм определяет отношение к ребенку с ОВЗ как к равноправному участнику образовательного процесса, а не как пассивному объекту внешнего воздействия, с учетом его интересов, потребностей, возможностей. Гуманистический характер дополнительного образования предполагает свободу творчества, активности ребенка с ОВЗ. Воспитывающая, формирующая функция педагога дополнительного образования становится ведущей по отношению к его контролирующей, обучающей и информационной функциям.

Социальное партнерство, коллективизм предусматривают создание ученического коллектива, позволяющего детям с ОВЗ расширить социальный опыт, создать условия для продуктивного и комфортного социального самоопределения, адекватного взаимодействия, активизировать социальную адаптацию, самореализацию, творческое самовыражение.

Единство диагностики и коррекции в социальной адаптации детей с ОВЗ предусматривает возможность эффективности коррекционно-педагогической работы только на основе своевременного выявления имеющихся отклонений, определения перспектив психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

Раннее начало психокоррекционных мероприятий предполагает учет сенситивных периодов развития ребенка с ОВЗ. Несмотря на специфику, дети с ОВЗ способны к развитию, которое отличается качественным и количественным своеобразием. Приоритетное значение для успешной социальной адаптации детей с ОВЗ имеют специальные условия, учитывающие компенсаторные возможности организма. Содержание адаптированных дополнительных образовательных программ должно способствовать преодолению присущих детям с ОВЗ одних нарушений развития, либо ослаблению других, благодаря чему более эффективно происходит процесс социальной адаптации. Чем раньше начинается осуществление психокоррекционных мероприятий, тем выше их результаты.

Индивидуализация и дифференциация процесса социальной адаптации состоит в вариативности применения педагогом различных форм и методов дополнительного образования с целью достижения успеха в работе с каждым ребенком. Индивидуализация предусматривает разностороннее изучение интересов, потребностей, возможностей каждого ребенка, так как в силу неоднородности проявлений нарушенного развития все дети индивидуальны. Распределение детей с ОВЗ, при фронтальном обучении на условные подгруппы в соответствии с их успешностью в овладении требованиями адаптированной дополнительной образовательной программой, составляет содержание дифференцированного подхода.

Учет коррекционно-компенсаторных и лечебно-терапевтических свойств дополнительного образовательного процесса. Недостаточно внимания уделяется коррекционно-компенсаторным и лечебно-терапевтическим свойствам дополнительного образовательного процесса, который в большинстве случаев рассматривается как нечто второстепенное, развлекательное. Специально организованный охранительный педагогический режим дополнительного образования способен не только мобилизовать защитные механизмы организма, активизировать потенциальные, не в полной мере раскрытые возможности, но и повысить готовность детей с ОВЗ к социально значимым поступкам, интенсифицировать познавательные процессы, моделировать положительные эмоциональные переживания, улучшить психическое самочувствие, укрепить соматическое и нервно-психическое здоровье.

В качестве ожидаемых результатов социальной адаптации детей с ОВЗ в процессе дополнительного образования рассматриваются: повышение качества жизни, востребованности на рынке труда, эффективности трудоустройства; повышение эффективности и результативности расходов бюджетного финансирования посредством внедрения унифицированных подходов к дополнительному образованию лиц данной категории; повышение активности; преодоление пессимистических и иждивенческих настроений, изоляции и самоизоляции лиц с ОВЗ; преодоление негативного отношения как к обществу, так и к самим лицам с ОВЗ; повышение уровня социального доверия в обществе; оптимизация процесса доступности дополнительного образования, за счет вовлечения в него, помимо государственных и муниципальных образовательных организаций, негосударственных организаций, общественных организаций и объединений инвалидов, родителей обучающихся.

Прогнозируемыми непосредственными результатами дополнительного образования детей с ОВЗ в социальной адаптации детей с ОВЗ на разных возрастных этапах являются: увеличение количества образовательных организаций, реализующих специальные условия дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; повышение квалификации специалистов, занимающихся дополнительным образованием детей с ОВЗ; профилактика вторичных нарушений социального характера; повышение качества жизни и средней продолжительности жизни лиц с ОВЗ; повышение уровней занятости и образования лиц с ОВЗ; увеличение участия лиц с ОВЗ в различных социальных проектах; внедрение в общественное сознание успешных примеров практического применения принципов толерантного и безбарьерного отношения к лицам с ОВЗ.
 

Глава 2. Дополнительное образование в образовательных учреждениях для учащихся с ОВЗ

Основная цель ОУ – является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего и основного общего образования, адаптированным для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложными дефектами), направленного на овладение обучающимися функциональной грамотностью, минимумом знаний, умений, навыков, который необходим для социальной адаптации.

         В школе созданы классы (группы) для детей с глубокой умственной отсталостью, им предоставлена возможность индивидуального и дифференцированного обучения. Главной задачей является социальная адаптация и интеграция детей с глубокой умственной отсталостью средствами образования, развитие способностей средствами образования, стимулирование ребёнка к самообучению, совершенствование в знаниях и навыках, тренировка самостоятельности, формирование навыков, необходимых для ориентации в социальной среде.

         Образовательная программа ГБОУ школы № 613 предназначена удовлетворить потребности:

 ученика - в реализации конституционного права гражданина на получение бесплатного образования в пределах специального государственного образовательного стандарта, в развитии через учебную деятельность, в адаптации при переходе к новым условиям жизни, в выборе профессии и интеграции в общество.

родителей - в создании базы знаний учащихся, которые необходимы для продолжения обучения в специальных группах ПУ и работы и приобретение детьми социального опыта коллективной деятельности.

общества  - в формировании и воспитании личности с учётом индивидуальных и психофизических возможностей каждого ребёнка, личности, обладающей нравственными качествами и социальными нормами поведения.

Кардинальные перемены в экономической, социально - политической, культурной и духовной сферах общества, в общественном сознании россиян обострили проблемы образования, воспитания, развития и сохранения здоровья детей. Жизненные запросы требуют обеспечения целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства.

         Современное общество больше внимания стало уделять проблемам детей имеющих отклонения в развитии. Основными ориентирами общества стала гуманизация человеческих отношений. Человек является ценностью любого государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельной категории людей затрудняет выявление и использование их потенциальных возможностей и ведёт к неоправданному снижению их социального статуса.

         Поэтому основной задачей дополнительного образования является:

  1. Создание условий для успешной социализации учащихся в окружающем мире на основе общечеловеческих ценностей;
  2. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как средство воспитания гармоничной личности, социально адаптированной к жизни в современном обществе.

Достаточно высокий  уровень подготовки учащихся обеспечивается:

  • взаимодействием всех субъектов образовательного процесса,
  • постоянной работой по повышению профессионализма и  методического мастерства педагогических кадров, 
  • обновлением содержания образования, 
  • поиском новых форм организации образовательного процесса,
  • внедрением   в учебно-воспитательный и реабилитационный процесс современных здоровьесберегающих, педагогических  информационно-коммуникационных технологий.

В своей деятельности педагоги  нашей школы ориентируются  на общечеловеческие ценности, как на основу здоровой жизни, на социально-ценностные отношения.  А так же на субъективности - содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения. Принятие ребенка как данности.

Понимая, что вся эта работа не может реализовываться набором отдельных мероприятий, дополнительное образование помогает создавать такие условия, когда школа, становится не только местом, где учатся, воспитываются, но и местом, где происходит  становление детей как личности. Личности социально значимой, активной. И вся наша воспитательная система направлена на решение этих задач.

Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Можно сказать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования. Для более полной реализации возможностей дополнительного образования детей, необходима слаженная и совместная работа всего педагогического коллектива – учителей, воспитателей, классных руководителей, тьюторов, службы сопровождения.

Педагоги дополнительного образования так же оказывают помощь, педагогам школы, раскрывая таланты и потенциалы учащихся. Помогают увидеть и привлечь ребят к общественно-полезным делам.

Пути интеграции базового и дополнительного образования детей

    Модель школы базируется на принципе полноты образования, то есть базовое и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, тем самым создаёт единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребёнка. Интеграция общего и дополнительного образования  способствует формированию у школьников эстетического отношения к окружающей жизни, воспитанию духовно богатой,  эстетически образованной, воспитанной личности, способной к творчеству через формирование  художественно-образного мышления, расширения диапазона чувств, развитию творческого воображения и фантазии, повышению уровня знаний по другим предметам, а также решает проблему занятости детей.

Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:

  • обогатить содержание и формы учебной деятельности;
  • сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
  • предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам;
  • создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;
  • решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. 

Интеграция общего и дополнительного образования реализуется через:

  • использование часов базисного учебного плана (компонент ОУ), часов   кружковой работы и часов учреждений дополнительного образования для углубленного изучения отдельных учебных предметов в рамках элективных курсов и курсов по выбору с целью предпрофильной подготовки;
  • проведение на базе школы и учреждений дополнительного образования (социальных партнеров) мастер-классов с приглашением преподавателей вузов;
  • проведение педагогами школы, учреждений дополнительного образования и тренерами занятий спортивно-оздоровительной направленности по формированию здорового образа жизни и профориентации;
  • создание базы интегрированных образовательных программ (в рамках предпрофильного и профильного обучения) и программ дополнительного образования, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся;
  • организацию совместно с учреждениями дополнительного образования – социальными партнерами работы в рамках научного общества учащихся.

Одной из важных задач следует назвать сотрудничество на основе договора или соглашения школ с учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению основного и дополнительного образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам школ с учреждениями дополнительного образования детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки  различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся.

Педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

 Современная наука рассматривает совокупность образовательных учреждений как систему общего образования, в рамках которой ребёнок должен иметь возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, способность реализовать его ожидаемые результаты, т.е. быть готовым к самостоятельному решению проблем, значимых для него. Поэтому наибольшую актуальность приобретают вопросы сетевого взаимодействия разных типов образовательных учреждений, расширения возможностей общего образования, оптимальное использование кадрового, научно-методического, материально-технического потенциала в интересах развития личности ребёнка.

В рамках сетевого взаимодействия удаётся обмениваться различными типами ресурсов (кадровыми, материально-трудовыми, методическими и пр.), в результате чего каждый учащийся имеет доступ к интегрированным образовательным ресурсам, принадлежащим сети образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

2.1 Связь внеурочной деятельности и дополнительного образования в ОУ

 В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Для организации и полноценного функционирования образовательного процесса потребуется согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений. Внеурочная деятельность в ОУ ориентирована на создание условий для расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде; стимулирует возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

 Основной целью внеурочной деятельности является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Основные задачи:

· коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

· развитие активности, самостоятельности в повседневной жизни;

· формирование умения правильно оценивать окружающее и самих себя;

 · формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия, целеустремлѐнности и настойчивости в достижении результата; · расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта; · формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

· формирование умений, навыков социального общения людей; расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;

· развитие элементарных навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

 · укрепление доверия к другим людям;

 · развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им. Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов;

 · приобретение учащимися социального опыта;

 · формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

· приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещѐ целый ряд очень важных задач;

· обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

 · оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

 · улучшить условия для развития ребенка;

· учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Занятия внеурочной деятельности в системе воспитательной работы ГБОУ школы №613, выстроена, в соответствии со следующими направлениями:

1) Спортивно-оздоровительное:

• Организация экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, «Весѐлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

 • Проведение бесед по охране здоровья.

• Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.

 • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.

 • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

 • Участие в соревнованиях по линии Специального Олимпийского Комитета Санкт – Петербурга.

2) Художественно-эстетическое:

• Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

 • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

 • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района и города.

• Проведение ежегодной итоговой выставки работ учащихся по ДПИ.

 3) Научно-познавательное:

 • Библиотечные уроки;

 • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции и др.

 4) Гражданско-патриотическое:

 • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества.

 • Выставки рисунков.

 • Тематические классные часы.

• Общешкольные праздники, посвящѐнные памятным датам (27 января, 23 февраля, 9 мая и др.)

• Участие в районных городских патриотических акциях («Письмо ветерану», «Посылка солдату земляку», «Никто не забыт», «Сохраняя память» и др.).

 • Тематические экскурсии.

5) Общественно-полезное:

 • Проведение субботников.

 • Детское общественное объединение «Алые паруса».

 • Профориентационные беседы.

• Участие в районных акциях «Чистый район на карте города», «Подарок новому человеку», «Белый цветок» и др.

6) Проектная деятельность:

 • Разработка проектов к урокам.

 • Разработка проектов в рамках Всероссийской акции «Я гражданин России»

     Несомненно, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в творческую деятельность различной направленности. В силу своей гибкости оно может решать самые разные образовательные задачи, опираясь на вариативный, неформальный,  нестандартизированный характер. Однако следует помнить, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС, в котором сказано, что образовательное учреждение  в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности   образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными  программами. Модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребёнка, привлечение к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и  деятельностная  основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.  

Современные программы должны предусматривать не только и не столько репродуктивную деятельность детей, но и репродуктивно – поисковую, учебно-исследовательскую, творческую, что даёт  ребёнку пробовать свои силы в разных делах и находить своё по душе, учиться и овладевать конкретными умениями и навыками, мастерски  решать творческие задачи. Только обобщённые знания в целом должны быть едиными у всех, но различными в деталях в зависимости от субъективных интересов учащихся.

   Интеграция – объединение в единое целое отдельных частей.

В ходе реализации интеграции образовательного пространства необходимо решить ряд проблем:

  • Проблема создания целостного образовательного пространства как условие развития личности ребёнка;
  • Проблема взаимосвязи познавательной и практической деятельности, т.е. применение школьных знаний в реальной жизни ребёнка;
  • Выявление ранней творческой одарённости ребёнка, с целью развития его разносторонних творческих способностей;
  • Проблема ранней профориентации;
  • Проблема развития детей с ограниченными  возможностями здоровья;
  • Проблема нехватки педагогических кадров в общеобразовательных школах;
  • Проблема создания интегрированных образовательных программ;
  • Проблема научно-методического и нормативного  обеспечения процессов интеграции;
  • Проблема обучения педагогических кадров вопросам интеграции дополнительного и основного общего образования.

  Интеграция дополнительного и основного общего образования осуществляется в трёх аспектах:

  • Интеграция деятельности учреждений дополнительного и основного общего образования;
  • Интеграция в системе образовательного учреждения;
  • Интеграция деятельности органов управления учреждениями дополнительного и основного общего образования.

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ СО-ОРГАНИЗАЦИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:

1.Основного и дополнительного образования:

  • интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт), элективные курсы, факультативы, проводимые в учебное время, но на основе принципов дополнительного образования детей;
  • творческое переосмысление учебной программы и переход к разработке авторских образовательных программ.

2.Внеучебной и учебной деятельности в свободное от основных уроков время и как продолжение учебной деятельности, но с расширением содержания того или иного школьного предмета (факультативы, спецкурсы, предметные кружки и др.), проводимые учителями - предметниками старших ступеней.

3. Дополнительного  образования и  внеучебной  деятельности (концерты, выставки,  соревнования и  др. общешкольные   дела  массового характера, праздники) во внеучебное время, через вовлечение не только тех детей, которые ходят в различные творческие объединения, но и их руководителей,  педагогов- организаторов, учителей, всех  желающих.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ  СОГЛАСОВАННО - СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • единая цель участников, включенных в деятельность; 
  • общая мотивация к деятельности;
  • объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей (простых, частных) в единое целое; 
  • разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками;
  • согласование  индивидуальных деятельностей участников,
  • соблюдение строгой последовательности операций в соответствии с заранее определенной программой (управление); 
  • единый конечный совокупный результат;
  • единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми;
  • осознанное изменение (развитие) в последовательности получения промежуточных результатов при сохранении ориентации

   В связи с этим целесообразно выделить  группы критериев реализации поставленных задач:

 а) Взаимодействие учреждений дополнительного и основного общего образования:

  • Информационная поддержка учреждений дополнительного и основного общего образования относительно деятельности друг друга;
  • Осознание субъектами деятельности необходимости интеграции и мотивация на участие в ней;
  • Организация совместных дел учреждениями дополнительного и основного общего образования;
  • Наличие гуманистических отношений между субъектами деятельности.

б) Деятельность образовательного учреждения:

  • Наличие у учреждения цели участия в совместной деятельности с другими учреждениями;
  • Взаимопроникновение сфер деятельности образовательных  учреждений  разных  типов;
  • Создание воспитательных комплексов;
  • Целостность восприятия субъектами деятельности единого образовательного пространства;
  • Наличие эмоционального единства участников взаимодействия.

в) Развитие образованности учащихся:

  • Мотивация учащихся на участие в интеграции учреждений дополнительного и основного общего образования;
  • Обогащение  учащихся  знаниями и опытом практической деятельности за счёт участия в совместной деятельности  образовательных  учреждений;
  • Использование знаний и опыта, приобретённого в совместной деятельности образовательных учреждений в процессе участия учащихся в учебной и внеучебной работе;
  • Умение учащихся выстраивать индивидуальный образовательный  маршрут в рамках образовательного пространства  учреждения, района.

г) Развитие профессионализма педагогов:

  • Мотивация педагогов на участие в интеграции учреждений дополнительного и основного общего образования;
  • Обогащение педагога знаниями и опытом практической деятельности за счёт участия в совместной деятельности образовательных  учреждений;
  • Использование знаний и опыта, приобретённого в совместной  деятельности образовательных учреждений в процессе организации педагогом учебной и внеучебной работы;

 Интеграция основного и дополнительного образования неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения  явлений.

Направленность интеграции разнообразна. Образовательные программы педагогических работников не являются традиционными моделями передачи знаний, умений и навыков, а представляют собой педагогические технологии развития личности и становления механизма её самореализации. При этом учитывается три уровня  результативности образовательного проце-сса. Такая логика построения образовательного процес-са лежит в основе долгосрочных, интегрированных, разноуровневых, комплекс-ных программ, реализация которых создаёт условия для удовлетворения образовательных потребностей как детей одарённых, так и проявляющих обычные способности.

    На примере нашего учреждения интеграцию образовательного процесса можно вспомнить при проведении интегрированных занятий - уроков физкультуры в начальной школе и занятий по ритмопластике в ЦДТ. Целесообразность проведения таких форм обучения обуславливается:

  • Недостаточностью физической нагрузки для полноценного развития  опорно-двигательного аппарата и мышечно-сухожильной системы;
  • Возрастание уровня информативности и усиления интеллектуального развития;
  • Необходимостью развития сознательного подхода к своему телу, процессов происходящих в нём, возможности  управления им.

Уроки трудового обучения, искусства, естествознания, истории в системе дополнительного образования могут получить прекрасные условия для развития личности, её творческих потенциалов, опробовать полученные теоретические знания, умения и навыки в условиях, приближённых к реальным жизненным ситуациям.

    Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования, которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка.

3.1.Основные модели интеграции основного и дополнительного образования детей.

  • Первая модель характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций, по сути случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями.
  • Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой структуры школы и дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она ещё не функционирует.
  • Третья модель строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей.
  • Четвёртая модель представляет собой организацию дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, работающей в системе полного дня.

3.2. Варианты    интеграции

  • Внутренняя интеграция основного и дополнительного в условиях учреждения дополнительного образования детей
  • Внутренняя интеграция основного и дополнительного в условиях в условиях общеобразовательной школы (начальной, средней и т.д.)
  • Внутренняя интеграция основного и дополнительного в образовательном пространстве города (территории)
  • Внутриведомственная интеграция в дополнительном образовании  

                                                       II.

  • Внешняя интеграция основного и дополнительного в условиях учреждения дополнительного образования детей
  • Внешняя интеграция основного и дополнительного в условиях общеобразовательной школы (начальной, средней и т.д.)
  • Внешняя интеграция основного и дополнительного в  образовательном пространстве города (территории)
  • Межведомственная интеграция

В связи с этим целесообразно выделить  группы критериев реализации поставленных задач:

  1. Механизмы интеграции.
  • разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
  • кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
  • предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
  • взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
  • совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

3.4.Результаты интеграции.

  • повышение качества образования;
  • переход от разрозненных форм общего и дополнительного образования к целостной  образовательной системе в условиях общеобразовательного учреждения;
  • обновление содержания программ общего и дополнительного образования;
  • формирование устойчивого интереса и мотивации детей к собственной учебной деятельности;
  • оптимизация учебно-воспитательного процесса.

 

2.2.Развитие возможностей образования детей с особыми возможностями здоровья

Приоритеты государственной политики в области развития образования лиц с ОВЗ и инвалидностью совершенствование и разработка нового содержания образования обучающихся с ОВЗ на разных уровнях образования;

обеспечение специальных условий получения образования для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;

обеспечение качественного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в образовательных организациях на основе межведомственного взаимодействия и принципа преемственности; защита прав на получение качественного образования и соблюдение законных интересов каждого ребенка с ОВЗ и инвалидностью; поддержка многообразия и вариативности отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы, как основного ресурса для инклюзивного и специального образования;

поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами; развитие сотрудничества субъектов системы образования (семьи, общества, государства, образовательных, научных, общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Направления развития образования лиц с ОВЗ и инвалидностью:

1. Развитие ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и детям с инвалидностью.

2. Создание образовательной вертикали для всех категорий лиц с различными нарушениями в развитии, в том числе лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития.

3. Совершенствование диагностико-консультативной деятельности психолого-медикопедагогических комиссий и психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций по определению специальных условий образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.

 4. Использование современных возможностей информационных технологий, опора на которые позволит обучающимся, и особенно старшеклассникам с ОВЗ, быть подготовленными к условиям и моделям профессионального образования, где в основе инструментов обучения также лежат информационные технологии, подготавливающие выпускников к работе в условиях цифровой экономики.

5. Дальнейшее развитие и совершенствование инклюзивного образования, удовлетворяющего образовательные потребности как обучающихся с особыми образовательными потребностями, так и обычных учащихся, и родительское сообщество, что предполагает создание условий для обеспечения непрерывности инклюзивного образования на всех этапах образовательной вертикали, имея в виду качество образования на каждой ступени, обеспечивающее надежную базу обучающемуся с особыми образовательными потребностями для перехода на следующую ступень.

6. Модернизация дефектологического образования, совершенствование подготовки и повышения квалификации специалистов для работы с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью. Развитие образования детей младшего школьного возраста. Раскрытие новых жизненных компетенций в содержании образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста, задач формирования конкретных представлений, умений и навыков в каждой области жизненной компетенции в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого обучающегося с ОВЗ.  Разработка технологий, направленных на формирование и развитие универсальных учебных действий, базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ, что связано с освоением ими нового вида деятельности – учебной.  Реализация разнообразных организационных форм начального общего образования и вариативности содержания адаптированных образовательных программ для обеспечения индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ и инвалидностью. Обеспечение индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ и детям с инвалидностью с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

 

2.3.Развитие инклюзивного потенциала современного дополнительного образования детей в России

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями.

         Именно развитие инклюзивного потенциала современного дополнительного образования детей содействует:

  • погружению «особого» ребенка в среду сверстников;
  • включению в совместную деятельность не только с ребятами, но и с педагогом;
  • приобщению к общепринятым нормам и правилам общения и поведения;
  • раскрытию индивидуальных способностей, данных природой;
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности;
  • определению своей значимости и ценности.

Сфера дополнительного образования детей, располагающая богатым творческим, методическим, кадровым потенциалом, успешно реализует программы социальной интеграции детей с особенностями в развитии.

 

Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей строится, развивается на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт реализации инклюзивного образования выявлен во всех направленностях дополнительного образования детей, но в большей степени – в физкультурно-спортивной и художественной.

Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями предполагает создание условий, благоприятных для освоения ими способов преодоления разноуровневых барьеров, препятствий. Термин «препятствие» (по Л.Н. Буйловой) в данном случае используется для обозначения смыслов таких употребляемых в практике понятий, как помеха, трудность, задержка, затруднение, преграда, остановка, проблема, деструктивные факторы, негативные воз­действия и т.д. Под препятствием понимается то, что отдаляет или отделяет личность от достижения желаемого результата. 

         Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей ценен тем, что:

  • приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить;
  • поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывать необходимую помощь; 
  • показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению;
  • предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества;
  • расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных программ, максимально эффективных для всех детей.

Проектируемая образовательная система дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья имеет в основании современное понимание детства как пространства и времени интенсивного личностного развития ребенка в условиях реальной социальной перспективы, открываемой перед ним отобранным в логике инновационных концепций содержанием образования. 

В современных социокультурных условиях к содержанию образования предъявляется ряд требований, которые необходимо учитывать и при программировании дополнительного образования детей с ограничениями здоровья:

Во-первых, развитие образования должно выражаться во включении в содержание дополнительного образования таких компонентов, которые способны обеспечить подготовку обучающихся к жизни в быстро изменяющемся обществе, и одновременном исключении из него (содержания) компонентов, не требующихся в жизни после окончания общеобразовательного учреждения. 

Во-вторых, повышение практической значимости образования должно быть обеспечено:

а) сокращением объема обязательного для изучения материала, 

б) разделением содержания образования на «общекультурное» и «профильное», 

в) направленностью образовательного процесса на формирование ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества, 

г) индивидуализацией образовательного процесса, стимулирующего самостоятельную познавательную и иную деятельность обучающихся.

В-третьих, системные изменения должны быть внесены в содержание учебных курсов и в организацию образовательного процесса, содержание учебных курсов должно быть соотнесено с возможностями его усвоения всеми детьми и рассчитано на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе уже освоенного опыта.

В-четвертых, содержание образования всех уровней должно находиться в состоянии преемственности и обеспечивать сохранение здоровья детей. Рассматриваемые инновационные разработки предполагают выполнение определенного с учетом приведенных требований объема работ, в результате выполнения которого планируется пересмотреть структуру и содержание предлагаемого «особенным детям» образования, включая реализацию интегрированных программ общего, начального профессионального и дополнительного образования, создать учебные планы нового поколения (учитывающие возможности «особенных» детей, образовательного учреждения и окружающего его социум, конкретизировать представления о допустимой учебной, психологической и физической нагрузке, обосновать целесообразность применения разных методик и технологий в разных ситуациях. Особенность детей с ограниченными возможностями актуализируют значение идеи, имеющей в педагогике широкое распространение. Суть ее состоит в признании аксиоматичности утверждения о том, что обучающимся надо давать тот материал, который развивает их умственные силы, способности, воображение, память. Но необходимо уточнить этот тезис. Предлагаемый детям учебный материал должен быть соотнесен с их возможностями и рассчитан как на подготовку к простому (элементарному, не требующему высокой квалификации) труду, так и на продолжение образования и даже на получение высшего образования. 

Дополнительные образовательные программы детей проектируются как средство создания социальной среды обитания личности и ее культурного развития в процессе образования. Дополнительное образование детей имеет немаловажное значение в создании более справедливых условий для жизненного старта ребенка, так как всегда обладало и обладает немалым потенциалом для развития творческих способностей детей, их жизненной устойчивости, позитивной самооценки. 

В этой связи предполагается активное использование инклюзивного потенциала дополнительного образования детей, содержание которого изначально персонифицировано и имеет вариативную основу, так как отбирается, структурируется и организуется с учетом интересов детей в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами. Цели и результаты дополнительного образования детей определяются при участии самих детей на основе сделанного ими выбора. 

Современное дополнительное образование детей открыто для оперативного внесения изменений в цели, содержание, формы и методы организации образовательной деятельности. Таковые могут вноситься и вносятся практически ежегодно в связи с изменяющимися образовательными запросами детей. Эта форма образования максимально адаптирована к возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям детей, к основной социальной характеристике детства как периода ограниченной правовой дееспособности человека.

Именно развитие инклюзивного потенциала современного дополнительного образования детей содействует:

- погружению «особого» ребенка в среду сверстников;

- включению в совместную деятельность не только с ребятами, но и с педагогом;

- приобщению к общепринятым нормам и правилам общения и поведения;

- раскрытию индивидуальных способностей, данных природой;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности;

- определению своей значимости и ценности.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем обучающимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте.

Инклюзия — это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.

Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Инклюзивное образование - это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку.

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида  образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных  особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического  статуса родителей, психических и физических возможностей. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений. Главное право каждого ребёнка – право на полноценное детство, сочетающее в себе эмоционально комфортное состояние и полноценное психофизическое развитие.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

-  ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

-  каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

-  все люди нуждаются друг в друге;

-  подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

-  все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

-  для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

-  разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

2.4. Преимущества дополнительного образования в развитии инклюзии

Дополнительное образование детей – это образовательное пространство детства, где происходит интеграция ресурсов образования, культуры, спорта, туризма, социальной защиты, общественных организаций, а так же колоссальный культурно-просветительский потенциал любого региона используется на благо воспитанников сферы дополнительного образования детей. 

Основная цель сферы современного дополнительного образования детей – помочь ребенку использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства.

Именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественной, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности.

Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами, располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Дополнительное образование – образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения.

Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.

Дополнительное образование детей выполняет на сегодняшний день функцию «социального лифта» для значительной части детей, предоставляя альтернативные возможности для проявления образовательных и социальных достижений детей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей ценен тем, что:

- приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить;

- поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывать необходимую помощь; 

- показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению;

- предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества;

- расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных программ, максимально эффективных для всех детей.

Проектируемая образовательная система дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья имеет в основании современное понимание детства как пространства и времени интенсивного личностного развития ребенка в условиях реальной социальной перспективы, открываемой перед ним отобранным в логике инновационных концепций содержанием образования. 

 

2.5.Требования к программированию дополнительного образования детей с ОВЗ

В современных социокультурных условиях к содержанию образования предъявляется ряд требований, которые необходимо учитывать и при программировании дополнительного образования детей с ограничениями здоровья:

Во-первых, развитие образования должно выражаться во включении в содержание дополнительного образования таких компонентов, которые способны обеспечить подготовку обучающихся к жизни в быстро изменяющемся обществе, и одновременном исключении из него (содержания) компонентов, не требующихся в жизни после окончания общеобразовательного учреждения. 

Во-вторых, повышение практической значимости образования должно быть обеспечено:

а) сокращением объема обязательного для изучения материала, 

б) разделением содержания образования на «общекультурное» и «профильное», 

в) направленностью образовательного процесса на формирование ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества, 

г) индивидуализацией образовательного процесса, стимулирующего самостоятельную познавательную и иную деятельность обучающихся.

В-третьих, системные изменения должны быть внесены в содержание учебных курсов и в организацию образовательного процесса, содержание учебных курсов должно быть соотнесено с возможностями его усвоения всеми детьми и рассчитано на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе уже освоенного опыта.

В-четвертых, содержание образования всех уровней должно находиться в состоянии преемственности и обеспечивать сохранение здоровья детей.

Дополнительные образовательные программы детей проектируются как средство создания социальной среды обитания личности и ее культурного развития в процессе образования.

 Дополнительное образование детей имеет немаловажное значение в создании более справедливых условий для жизненного старта ребенка, так как всегда обладало и обладает немалым потенциалом для развития творческих способностей детей, их жизненной устойчивости, позитивной самооценки. 

Современное дополнительное образование детей открыто для оперативного внесения изменений в цели, содержание, формы и методы организации образовательной деятельности. Таковые могут вноситься и вносятся практически ежегодно в связи с изменяющимися образовательными запросами детей. Эта форма образования максимально адаптирована к возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям детей, к основной социальной характеристике детства как периода ограниченной правовой дееспособности человека.

Дополнительное образование детей может иметь и по факту имеет множество разных концепций. Допускаются различные схемы продвижения ребенка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого, достигнутого ребенком, уровня готовности к восприятию предлагаемого учебного материала. Приветствуется индивидуальный темп освоения образовательных программ, в результате чего создается множество разных траекторий образования детей. 

Необходимо отметить, что дополнительное образование детей свободно от ограничений, препятствующих реализации перечисленных принципов. 

Запрещено только то, что препятствует нормальному развитию детей. Не допускаются дискриминация детей, их эксплуатация, насилие и жестокое отношение, ограничение допуска к информации, сужение прав или их игнорирование, ограничение возможностей получения образования по программам любого уровня сложности, нанесение вреда здоровью в прямой или опосредованной форме, включение в противоправные действия, приобщение к личностно опасным и социально негативным видам деятельности.

Разрешено все, что стимулирует нормальное развитие ребенка, способствует его нравственному и профессиональному становлению, формированию активной образовательной позиции, обеспечивает социально позитивную идентификацию личности до достижения совершеннолетия.

Одним из основных принципиально значимых компонентов процесса образования детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования представляется включение детей в продуктивную деятельность по формированию планов своей жизни и освоению способов их реализации. Содержание образования, предлагаемого детям с ограниченными возможностями, рассчитано не столько на учет имеющихся ограничений, сколько на компенсацию недостающих возможностей.

 

2.6. Реализация дополнительного образования в ГБОУ школе №613

В ГОБУ школе №613 дополнительное образование реализуется по следующим направлениям:

 - Социально-педагогическому

 - Художественному

 - Техническому

 - Физкультурно-оздоровительному

На базе школы педагогами ДД(Ю)Т Московского района дополнительное образование реализуется  тремя направлениями: – социально-педагогическим, художественным  и техническим, которые проводятся.

«Компьютерная графика» -  2 группы,  по 4 часа в неделю.

«Территория здоровья» – 1 группа, 4 часа в неделю.

«Мастерство юного актёра» - 7 групп по 4 часа в неделю.

         Педагогами школы реализуется физкультурно-спортивное направление:

«Художественная гимнастика» - 10 часов в неделю

«ОФП с элементами настольного тенниса» - 16 часов в неделю

«ОФП с элементами легкой атлетики» - 4 часа в неделю

         Физкультурно-оздоровительнгое направление, является в школе ведущим. Оно направлено на общее развитие личности учащихся средствами физической культуры и спорта, сохранение и укрепление здоровья, формированию ценностного отношения и мотивации к здоровому образу жизни, приобретению навыков самостоятельных занятий, самоорганизации и организации занятий физической культурой и спортом.

         Люди с нарушениями интеллектуального развития могут, при соответствующем обучении и поощрении, учиться, получать удовольствие и пользу от участия в индивидуальных и командных видах спорта, адаптированных по мере необходимости для соответствия потребностям людей с определенными умственными и физическими ограничениями.

Благодаря социальным партнёрам школы учащиеся, занимающиеся по физкультурно-спортивному направлению, имеют возможность участвовать не только в районных и городских мероприятиях, но и на Всероссийских, Международных соревнованиях, а так же на  Специальных Олимпийских играх.

         Так, благодаря сотрудничеству школы и Специального Олимпийского комитета, в школе стало развиваться спортивное направление по художественной гимнастике.

Оно стало одним из ведущих и успешных.

За время работы секции по художественной гимнастике, команда школы неоднократно участвовала в соревнованиях различных уровней и занимала призовые места и даже вышла на мировой уровень.

 Так в 2011 году на Всемирных летних Специальных Олимпийских Играх в Афинах, наша гимнастка Холкина Софья стала 5-тикратной золотой чемпионкой.

В 2017 году на Всероссийской Спартакиаде Специальной Олимпиады наши гимнастки завоевали 1 места (Агаева Г. и Холкина С.). В 2018 году – 2 место (Холкина С.).

В соревнованиях Специальной Олимпиады Санкт – Петербурга по художественной гимнастике наши девочки заняли 1 и 3 место (Яшина К. и Холкина С. – 1 место, Филимонова О. – 3 место).

Летом 2018г. на Чемпионате мира по художественной гимнастике, которые проходили в Германии г.Бохум наши гимнастки заняли 2 и 3место.

По результатам Чемпионата России две наши спортсменки защищали честь страны на Всемирных летних играх Специальной Олимпиады по художественной гимнастике в ОАЭ г. Абу-Даби.  Март 2019г.

Яшина Карина – 5-ти кратная золотая олимпийская чемпионка

Холкина Софья – 4 – золотых медалей, 1 – серебренная

Март 2019 года – Олимпийские чемпионки Специальной Олимпиады в Словакии.

Команда гимнасток школы – Победители Всероссийской Спартакиады Специальной Олимпиады  по художественной гимнастике ЦХГ "Жемчужина", 19-21 апреля 2021

Социальное партнерство помогает сделать обучение и воспитание учащихся с ОВЗ более эффективным. Учащиеся становятся востребованными в социальной среде. Правильный подход, и регулирование партнерства, дают толчок для полноценного развития учащихся, позволяет им чувствовать себя востребованными, нужными. Способствует их социализации и адаптации в современном мире.

Благодаря связи дополнительного образования с социальными партнерами удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы: повышение качества знаний, умений, навыков, уровня общего развития воспитанников, формируется социальный интеллект и субъектность обучающегося.

Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет обучающимся получить социальный опыт, что  способствует формированию их мировоззрения.

 

3.Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что современная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного обучающегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

Развитие системы дополнительного образования должно идти параллельно с масштабной просветительской работой, формированием информационного поля, утверждающего доброжелательное, позитивное отношение к «особым» детям и их семьям. Крайне важно учитывать реальные потребности детей с ОВЗ при формировании модели инклюзивного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                4.Список литературы

 

 

1.Евтушенко А.И., Евтушенко И.В.  Роль дополнительного образования в социальной адаптации детей с ограниченными  возможностями здоровья  на различных возрастных этапах. // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27126 (дата обращения: 15.06.2019).

2.Владимир Свободин. Инклюзивное образование – актуальнейшая тема для страны  http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/

 

3.Дорохова, Е.С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е.С. Дорохова // Дополнительное образование. 2010. - №1 – С. 27 – 33.

 

4.Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями

 

5.Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей / А.В. Золотарева. - М.: Академия развития.2016.-300с.

6.Иванченко, В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей / В.Н. Иванченко. - М.: Феникс,2016. - 352 c.


7. Карпенко, О.М. Высшее образование в странах мира / О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. - М.: Современный гуманитарный университет, 2013- 244 c.


8. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедева. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 256 c.


9. Макаров, И.П. Дополнительные главы математического анализа / И.П. Макаров. - М.: [не указано], 2013. - 756 c.
10. Моргун, Д. В. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах / Д.В. Моргун, Л.М. Орлова. - М.: ЭкоПресс, 2016. - 140 c.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: «Возможности дополнительного образования в повышении эффективности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Выполнила: Яковлева Светлана Сергеевна ГБОУ школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга Заместитель директора по ВР, учитель Санкт-Петербург, 2022

Слайд 2

Дополнительное образование направленно на реализацию образовательных потребностей человека в совершенствовании интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и (или) профессиональных качеств. Развивает творческие способности детей и взрослых, потребности в формировании культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья, а также организация их свободного времени. Дополнительное образование детей повышает их адаптированность к жизни в обществе, осуществляет профессиональную ориентацию, а также выявление способностей и потенциальных возможностей обучающихся. Роль дополнительного образования в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья . Стержневым компонентом модели социальной адаптации детей с ОВЗ в процессе дополнительного образования является - достижение успешной социализации детей с ОВЗ. В идеальном виде социализацию можно представить как формирование разносторонне развитой личности, сочетающей в себе нравственные установки, художественные способности и физическое совершенство, готовой к самостоятельной жизни и участию в производительной деятельности.

Слайд 3

В качестве ожидаемых результатов социальной адаптации детей с ОВЗ в процессе дополнительного образования рассматриваются: - повышение качества жизни, повышение уровней занятости и образования лиц с ОВЗ ; - востребованности на рынке труда, эффективности трудоустройства; - повышение активности; - преодоление пессимистических и иждивенческих настроений, изоляции и самоизоляции лиц с ОВЗ; - преодоление негативного отношения как к обществу, так и к самим лицам с ОВЗ , увеличение участия лиц с ОВЗ в различных социальных проектах; - повышение уровня социального доверия в обществе; - оптимизация процесса доступности дополнительного образования, за счет вовлечения в него, помимо государственных и муниципальных образовательных организаций, негосударственных организаций, общественных организаций и объединений инвалидов, родителей обучающихся. «Сегодня у Вари день рождения!!! 11 лет назад она появилась на свет полностью перевернув мою жизнь. Она другая, не такая как все! Спасибо, Солнце, что ты выбрала меня своей мамой!» Мама Смирновой Вари

Слайд 4

Возможности интеграции дополнительного образования в образовательные учреждения. Дополнительные образовательные программы детей проектируются как средство создания социальной среды обитания личности и ее культурного развития в процессе образования. Современное дополнительное образование детей открыто для оперативного внесения изменений в цели, содержание, формы и методы организации образовательной деятельности. Таковые могут вноситься и вносятся практически ежегодно в связи с изменяющимися образовательными запросами детей. Эта форма образования максимально адаптирована к возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям детей, к основной социальной характеристике детства как периода ограниченной правовой дееспособности человека. Допускаются различные схемы продвижения ребенка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого, достигнутого ребенком, уровня готовности к восприятию предлагаемого учебного материала. Приветствуется индивидуальный темп освоения образовательных программ, в результате чего создается множество разных траекторий образования детей.

Слайд 5

Требования к программированию дополнительного образования детей с ОВЗ В ключении в содержание дополнительного образования таких компонентов, которые способны обеспечить подготовку обучающихся к жизни в быстро изменяющемся обществе, и одновременном исключении из него (содержания) компонентов, не требующихся в жизни после окончания общеобразовательного учреждения. П овышение практической значимости образования должно быть обеспечено: а) сокращением объема обязательного для изучения материала, б) разделением содержания образования на «общекультурное» и «профильное», в) направленностью образовательного процесса на формирование ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества, г) индивидуализацией образовательного процесса, стимулирующего самостоятельную познавательную и иную деятельность обучающихся. С истемные изменения должны быть внесены в содержание учебных курсов и в организацию образовательного процесса, содержание учебных курсов должно быть соотнесено с возможностями его усвоения всеми детьми и рассчитано на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе уже освоенного опыта. Содержание образования всех уровней должно находиться в состоянии преемственности и обеспечивать сохранение здоровья детей.

Слайд 6

Возможности дополнительного образования для развития и социализации учащи х ся с ОВЗ в школе. Д ополнительное образование в ГБОУ школе №613 реализуется по следующим направлениям: - Социально-педагогическому - Художественному - Техническому - Физкультурно-оздоровительному На базе школы педагогами ДД(Ю)Т Московского района дополнительное образование реализуется по трем направлениям: – социально-педагогическим, художественным и техническим: «Компьютерная графика» - 2 группы, по 4 часа в неделю. «Территория здоровья» – 1 группа, 4 часа в неделю. «Мастерство юного актёра» - 7 групп по 4 часа в неделю. Педагогами школы реализуется физкультурно-спортивное направление: «Художественная гимнастика» - 10 часов в неделю «О ФП с элементами настольного тенниса » - 16 часов в неделю «ОФП с элементами легкой атлетики» - 4 часа в неделю

Слайд 7

Физкультурно-оздоровительное направление, является в школе ведущим. Оно направлено на общее развитие личности учащихся средствами физической культуры и спорта, сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения и мотивации к здоровому образу жизни, приобретению навыков самостоятельных занятий, самоорганизации и организации занятий физической культурой и спортом. Благодаря социальным партнёрам школы учащиеся, занимающиеся по физкультурно-спортивному направлению, имеют возможность участвовать не только в районных и городских мероприятиях, но и на Всероссийских, Международных соревнованиях, а так же на Специальных Олимпийских играх. Развитие системы дополнительного образования должно идти параллельно с масштабной просветительской работой, формированием информационного поля, утверждающего доброжелательное, позитивное отношение к «особым» детям и их семьям. Специальные Олимпийские игры г. Абу Даби ОАЭ Чемпионат мира по Художественной гимнастике. Германия , город Бохум