Лицей - призер регионального конкурса "Лучшая инклюзивная школа" , руководитель проекта педагог - психолог Бесова И.Ю.
Конкурс "Лучшая инклюзивная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_uchastnika.docx | 31.1 КБ |
luchshaya_inklyuzivnaya_shkola.pdf | 786.36 КБ |
Предварительный просмотр:
АНКЕТА УЧАСТНИКА
Регионального этапа VIвсероссийского конкурса
«Лучшая инклюзивная школа России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Мценска «Лицей № 5»
| |
Населенный пункт | Город Мценск Орловской области |
Дата основания образовательной организации | 1 сентября 1973 года |
С какого периода реализуется модель инклюзивного образования | С 2013 – 2014 учебного года в лицее начала реализовываться модель инклюзивного образования. Со второго класса в условиях инклюзии стали обучаться четверо детей (по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития). В 2014 - 2015 учебном году в условиях инклюзивного образования обучалось уже 10 детей. 2015 – 2016 учебный год - 12 детей 2016 – 2017 учебный год – 13 детей 2017 - 2018 учебный год – 15 детей С 2015 года реализуется федеральная целевая программа «Доступная среда». |
Контингент образовательной организации | По состоянию на 30.05.2019 года в лицее обучаются: на уровне НОО-208 чел. на уровне ООО-263 чел. на уровне СОО-46 чел. Всего: 517 чел. Из них 36 обучающихся с ОВЗ, что составляет 7 % от общего количества обучающихся. Среди обучающихся с ОВЗ присутствуют обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи – 11 человек; задержкой психического развития - 10 человек; умственной отсталостью – 12 чел. (из них – 10 человек воспитанники детского дома – интерната для детей с умственно – физическими недостатками); с нарушением опорно-двигательного аппарата – 1 человек и функциональными нарушениями организма – 2 человека. 24 ребенка получают образование в условиях полной инклюзии, 12 обучаются на дому (10 из них воспитанники дома – интерната для детей с умственно – физическими недостатками; 2 ребенка обучаются в условиях частичной инклюзии – отдельные занятия по дополнительным программам и программам внеурочной деятельности, внеклассные мероприятия посещают совместно со всеми обучающимися класса. |
Реализуемые образовательные программы: |
|
Наличие доступной среды | В целях реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы в 2015 году в лицее были созданы условия для обучения и детей с особыми образовательными потребностями, а именно: универсальная безбарьерная среда для беспрепятственного доступа (ремонт входной группы, расширение дверных проёмов, выравнивание полов, обустройство подъездных путей и входа в лицей, наличие переносного и стационарных пандусов, нанесение латеральной разметки и установка информационных табличек для детей с нарушением зрения, бегущая строка для обучающихся с нарушением слуха). В лицее реализуется Программа психолого – педагогической и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе "Мы вместе". |
Наличие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения | Педагог – психолог – 1,5 ставки (на 36 обучающихся) Социальный педагог – 1 ставка (на 26 обучающихся) Учитель-логопед (0,5 ставки) (на 11 обучающихся) За последние три года педагоги лицея приняли участие в обучающих вебинарах по проблемам образования детей с ОВЗ. 15 педагогов имеют соответствующие сертификаты об участии в вебинарах и видеолекциях. 8 педагогов повысили квалификацию на курсах повышения квалификации по вопросам обучения детей с интеллектуальными нарушениями. В рамках реализации программы «Доступная среда» два человека прошли обучение в МГПУ по дополнительной профессиональной программе: «Организация инклюзивного образования детей – инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях». |
Ведомственное и межведомственное взаимодействие | В рамках инклюзивного образования лицей организует деятельность с различными структурами: Взаимодействие в системе образования
Взаимодействие в системе здравоохранения:
Управление внутренних дел
Управление социальной защиты
|
2. Существующая инклюзивная модель образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации | |
Нормативно-правовые документы(федерального, регионального и муниципального уровней) и локальные акты организации, регламентирующие образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью | Федеральные : Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 №273- Ф3) Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 21.10.2014 № 05-359 «Лицензионные требования к образовательной организации обучающих детей с ОПЗ»; Письмо Минобрнауки России и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.03.2010 № 02- 52-3-10-ин «Методические рекомендации по организации и проведению ЕГЭ для лиц с ОВЗ», Приказ Минобрнауки России от 7.06.2013 ИР-535/07 «Об инклюзивном и коррекционном образовании» Приказ Президента РФ от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Постановление от 17.03.11г. №175 О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011-2015 годы» Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 20.09.2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Письмо министерства образования РФ 27.03.2000 г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме» Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 г. №593 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 Приказы Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», от 19.12.2014 г. №1599«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Приложение к письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 г. №28-51-513/6 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования Региональные: Приказ Департамента образования Орловской области от 19 июля 2018 года № 1125 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителе й (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей – инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» Приказ Департамента образования и молодежной политики Орловской области от 16 октября 2015 г. № 1096 «Об организации работы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ОВЗ) в образовательных организациях Орловской области, реализующих адаптированные основные образовательные программы» Закон Орловской области "О гарантиях прав ребенка и Орловской области» от 22 августа 2005 г. № 529-03 Локальные: Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам Приказ «О создании рабочей группы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому Положение об обучении детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Приказ «Об утверждении Положения о специальной индивидуальной программе развития обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МБОУ г. Мценска «Лицей № 5»» Положение о логопедическом пункте Положение о психолого – медико – педагогическом консилиуме МБОУ г. Мценска «Лицей № 5» |
Финансовые условия реализации модели | Финансирование рассчитывается с учетом рекомендаций ПМПК, ИПР ребенка - инвалида в соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями реализации АООП, требованиями к наполняемости классов в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015 г. Рабочие места специалистов сопровождения оборудованы в соответствии с требованиями к организации специальных условий получения образования для детей – инвалидов и детей с ОВЗ: - оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием (бегущая строка; парта с регулировкой уровня высоты для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата; стул школьный, регулируемый по высоте; стол обеденный, светильник настольный для детей с нарушением зрения; источник бесперебойного питания; моноблок для начальной и средней школы; оборудование рабочего кабинета педагога – психолога интерактивным комплексом); - оснащение специальным диагностическим и тренировочным комплексом «Волна», основанном на методах функционального биоуправления, диагностическим компьютерным инструментарием для психолога. |
Цель реализации модели | Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). |
Задачи реализации модели |
гармоничному развитию детей, имеющих разные стартовые возможности;
социального окружения;
ОВЗ в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
сопровождения процесса инклюзивного образования, включающей диагностико - консультативное, коррекционно-развивающее, социально - трудовое направления деятельности;
представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания. |
Описание модели | Образование детей с особыми образовательными потребностями в условиях лицея базируется на идее принятия индивидуальности каждого отдельного ученика. В условиях лицея специалисты оказывают детям с особыми образовательными потребностями всестороннюю помощь. Педагоги стремятся к тому, чтобы эти дети получили полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. Организованный учебно-воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении помогает раскрывать каждого ученика с помощью глубокого, точечного индивидуального подхода, через индивидуальную образовательную программу, индивидуальный учебный план. Психолого-педагогическая служба образовательного учреждения учитывает, как потребности, так и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику, учителям и родителям для достижения успеха. В процесс создания инклюзивной среды включены все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, служба сопровождения, медицинский работник и родители обучающихся. Модель сопровождения ребенка с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, а также выбора вариативных форм получения образования. Для каждого обучающегося составлен индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ, заключен договор с родителями (законными представителями), имеется согласие родителей на обучение ребенка по рекомендованной образовательной программе. |
Результаты реализации модели: | Увеличение количества и эффективности необходимых мероприятий, обеспечивающих комплексный подход к решению социализации детей с ограниченными возможностями здоровья:
Успешное полное инклюзивное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, в социум:
Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей:
Совершенствование системы выявления, учета и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:
Повышение качества комплексных реабилитационных и профилактических мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья:
|
Теоретическая и практическая ценность | Теоретическая ценность: Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 15% от общего состава школьников. Успешность включения детей с особыми образовательными потребностями зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребенок с ОВЗ. Практическая ценность: Внедрение мероприятий психолого – педагогической и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, дающих оптимальный образовательный маршрут и коррекционную помощь, необходимую для максимальной реабилитации их образовательного потенциала. |
Была ли модель апробирована, если да – как долго проводилась апробация | Модель апробируется с 2013 – 2014 учебного года |
Возможность использования модели в условиях иной образовательной организации | Использование модели возможно в любой образовательной организации в соответствии с законодательством РФ в части получения образования детьми с особыми образовательными потребностями |
Наличие изданных публикаций с описанием действующей модели | Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной образовательной программы опубликована в методическом журнале «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», № 2, 2016, (Издательство Центр «Педагогический поиск» г. Москва) Программа коррекционной работы опубликована в методическом журнале «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», № 6, 2015г. (Издательство Центр «Педагогический поиск» г. Москва) Индивидуальная коррекционно – развивающая работа с младшими школьниками размещена в научно – практическом журнале «Завуч начальной школы», № 1, 2015 г. (Издательство Центр «Педагогический поиск» г. Москва) В 2015 году образовательная организация приняла участие во Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении», посвященному памяти В.Караковского. Опыт по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями был отмечен Дипломом I степени (результаты конкурса - http://www.ppoisk.com/konkurs_12-itogi.htm) В 2016 году лицей стал Дипломантом Первой Всероссийской дистанционной конференции «Управление учебно – воспитательным процессом в школе» http://www.ppoisk.com/seminar1-itogi.htm |
3. Дополнительные материалы | |
Дополнительное образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях реализации модели | В силу своих психофизических возможностей обучающиеся с ОВЗ посещают дополнительные образовательные программы как в лицее, так и в других учреждениях дополнительного образования г. Мценска. По дополнительным образовательным программам обучаются 22 ребенка с ОВЗ. Из них 20 человек посещают занятия только в лицее, 1 ребенок посещает внеклассные и внеурочные занятия как в лицее, так и в ДК «Металлург» (танцевальная студия), 1 ребенок – занятия в ДК «Металлург» (кружок «Моделирование»). |
Дополнительные сведения об образовательной организации | Основная документация, регламентирующая деятельность образовательной организации по работе с детьми с ОВЗ, представлена на официальном сайте МБОУ г. Мценска «Лицей № 5» в разделе «Инклюзивное образование». https://лицей-5.рф/inklyuzivnoe-obrazovanie/ |
Достоверность сведений, представленных в Анкете участника регионального этапа YI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» подтверждаю:
Директор ________________О.Н. Титова