Программа литературного кружка "Юный литератор"
Программа кружка расчитана на учащихся 5 классов и расчитана на 34 часа. Главная идея программы литературного кружка – изучение поэтического наследия разных авторов с целью выявления отличительных или сходных черт между стихотворными произведениями, сохранения литературных традиций и др.В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, в частности, такие как создание собственных стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 39.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа
Рабочая программа литературно-поэтического кружка «Юный литератор»
на 2018/2019 учебный год
Учитель: Пестова М.С.
Велиж
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа литературно-поэтического кружка «Художественное слово» составлена на основе:
- Требований к результатам освоения основного общего образования, установленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования 2012 года.
- Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на 2018-2019 учебный год
- Авторской программы О. А. Ляйцман «Здесь живет поэзия».- М.:Экзамен, 2012
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственное развитие и воспитание для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. В ней учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.
Программа кружка детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта поколения, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа адресована учащимся 5 класса общеобразовательной средней школы. Срок ее реализации – 2018-2019 учебный год. Данная программа рассчитана на 1 год реализации.
Данная программа опирается на такой учебный предмет как литература. Предмет «Литература», в свою очередь, входит в область «Филологические дисциплины», является одним из основных предметов общего школьного курса, что подробно отражено в программе.
Цели создания литературного кружка «Души прекрасные порывы»
Цели:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
Главная идея программы литературного кружка – изучение поэтического наследия разных авторов с целью выявления отличительных или сходных черт между стихотворными произведениями, сохранения литературных традиций и др.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, в частности, такие как создание собственных стихотворений.
Основные задачи литературного кружка
1) выявить талантливых детей, занимающихся литературным творчеством и представить им возможности для развития творческих способностей;
2) повысить интерес учащихся к литературе и русскому языку посредством приобщения к произведениям художественной литературы;
3) предоставить возможность детям, занимающимся литературным творчеством, обмениваться опытом со своими сверстниками;
4) развивать ИКТ – компетентность: умение пользоваться компьютерными программами, разрабатывать мультимедийные продукты.
Достижению целей и задач программы литературного кружка будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
1. Активные методы обучения
2.Игровые технологии
3.Исследовательская технология обучения
4.Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
5. Информационно-коммуникационные технологии
6.Здоровьесберегающие технологии.
Курс программы литературного кружка для 5 класса представлен следующими разделами:
- Поэтическое наследие русского народа
- Поэтическое наследие ХIX века.
- Поэтическое наследие ХХ века
- Зарубежная поэзия
- Сведения из теории и истории литературы.
Система оценивания достижений учащихся
Система оценивания касается предметных, метапредметных и личностных достижений ученика.
А) Предметные достижения оцениваются с помощью выпуска литературных газет (печатных органов кружка), проводимых по окончанию изучения темы. За участие в создании выпуска газеты учащиеся получают поощрение.
При анализе предметных результатов необходимо руководствоваться принципом обучения через деятельность. Процесс анализа предполагает ответы на вопросы: «Что сможет сделать ученик, успешно освоивший материал?», «На какие вопросы он сможет ответить?», «Какие задачи сможет решать ученик?».
2) При определении метапредметных результатов целесообразно выделить те результаты, которые можно проанализировать. Это прежде всего сформированность у учащихся таких областей культуры, как проектная, исследовательская, коммуникативная.
Проектная деятельность направлена на приобретение опыта создания и реализации учебных проектов. Исследовательская деятельность включает в себя общеучебную культуру и культуру работы с информацией. Коммуникативные навыки предполагают владение всеми видами речевой деятельности.
3) Личностные достижения учащихся заносятся в таблицы личностных неперсонифицированных данных. Их рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/»незачёт», при подведении итогов по разделам лично учителем.
Итоги работы
- Создание собственных произведений;
- Чтение наизусть поэтических текстов;
- Взаимоконтроль;
- Самоконтроль;
- Заседания кружка;
- Участие в школьных и районных творческих конкурсах.
Методы
- Наблюдение за увлечением учащихся, за общественной жизнью школы, города, страны;
- Анкетирование с целью выявления интересов и потребностей подростков и коррекции тематического планирования работы кружка и содержания отдельных занятий;
- Анализ полученных сведений и беседа на каждом занятии кружка.
Формы работы
- Индивидуальная работа
- Групповые занятия
- Конкурсы
- Презентации
Принципы, положенные в основу работы программы литературного кружка
Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Место и роль литературного кружка в обучении:
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с Учебным планом МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа кружок «Души прекрасные порывы» ведётся в 5-х классах. Общее количество уроков в неделю составляет 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания литературного кружка
Литературный кружок в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Посещение литературного кружка в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания литерного кружка учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программного материала литературного кружка «Души прекрасные порывы»
Личностные:
- положительное отношение к познавательной деятельности;
- желание приобретать новые знания, умения;
- освоение новых видов деятельности;
- участие в творческом процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Предметные: готовность использовать знания предметных областей в творческой созидательной деятельности
Метапредметные
Владение всеми видами речевой деятельности
Регулятивные УУД:
- умение планировать свою деятельность через совершение необходимых действий и операций;
- умение ставить цели и реализовать намеченное;
- умение вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать свои достижения (самооценка).
Познавательные УУД:
- готовность осознавать познавательную задачу;
- умение выполнять учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме;
- умение осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения;
- умение делать обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД:
- умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- умение формулировать собственные мысли и слушать высказывания других;
- умение высказывать и обосновывать собственную точку зрения;
- умение работать в группах (определение цели и функций участников группы)
Требования к уровню подготовки учащихся после завершения работы литературного кружка
В результате освоения программы литературного кружка ученик научится следующему:
- узнает авторов и содержание изученных произведений;
- узнает основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение (развитие представлений); лирика как жанр литературы (развитие представлений); стихотворная речь и стихотворные размеры (начальные представления);метафора, звукопись и аллитерация; юмор; портрет, пейзаж (развитие представлений); лирический герой.
Учащиеся получат возможность научиться следующему:
• анализировать лирическое произведение;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять тему и идею лирического произведения, находить художественные средства, используемые в произведении автором;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• воспринимать многозначность слов в поэтическом художественном тексте, определять их роль в произведении;
• различать особенности построения и языка произведений (лирических стихотворений);
• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать поэтический текст, учитывая его жанровое своеобразие (стихотворение, баллада);
• подготовить выразительное чтение лирического стихотворения наизусть с последующим анализом;
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческую работу (заметку) на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие лирические произведения.
Содержание программы
- Введение (1 ч.) «Литературный калейдоскоп». Эвристическая беседа. Заполнение анкеты
- Поэзия есть жизнь (16 ч.) Творческая мастерская (сочинение стихотворений и мини-сочинений, посвященных Дню учителя, памятным датам).
Краткий разбор анкет и беседа: "Какова главная примета поэзии?" Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре").
"Я знаю силу слов…" Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Диспут «Как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"?
Конкурс чтецов «Очей очарованье». Чтение учащимися стихов собственного сочинения. "Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений С. Есенина, Ю.Друниной.
Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева. Конкурс штампов. Работа над выпуском газеты «Вдохновение»
- Все о стихотворении (19 ч.)
Для чего людям нужна речь? Для чего людям нужны стихи? Стопа, метр, двухсложные стихотворные размеры. Главное в произведении - идея, основная мысль. Как связать предложения в тексте, образы в стихотворении? Трёхсложные стихотворные размеры. Разностопный размер стиха. Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?". Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года. Стили речи. Художественный стиль. Смешение стилей. Форма и содержание. Что важнее? Гласные и согласные звуки в стихотворении. Поэтические жанры, их художественное своеобразие. Что такое строфа? Конкурс стихов, посвящённый природе. Пародия. Ирония, юмор, сарказм, сатира в поэтическом произведении. Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе текста, серии рисунков, воображаемого сюжета) Почему мы так говорим? (сочетаемость слов, слово в тексте). Участие в районных литературно-художественных конкурсах, в конкурсах чтецов.
Подведение итогов (1 ч.)
Итоговое занятие. Игра «Юные поэты»
Содержание тем учебного курса.
Раздел 1. Введение 1 час
Раздел 2. Поэзия есть жизнь 15 часов
Раздел 3. Все о стихотворении 16 часов
Раздел 4. Итоговое занятие. Игра «Юные поэты» 2 часа
Всего 34 часа
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРУЖКА
«ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ» В 5 КЛАССЕ
№ п/п | Тема урока | Дата план | Дата факт |
Раздел 1. Введение | |||
1 | Вводное занятие. «Литературный калейдоскоп» | ||
Раздел 2 Поэзия есть жизнь (15 ч.) | |||
2 | Сочинение стихотворений, посвященных школе | ||
3 | Сочинение стихотворений и рассказов, посвященных Дню учителя | ||
4 | Какова главная примета поэзии?». Знакомство с литературной критикой. | ||
5 | Анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова «Богатый нищий» и «В ядре» | ||
6 | Анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова «Богатый нищий» и «В ядре» | ||
7 | «Я знаю силу слов…» Проекты выступлений учащихся о любимых поэтах | ||
8 | Диспут «Как понимать слова «Поэтом можешь ты не быть?» | ||
9 | Конкурс чтецов «Очей очарованье» | ||
10 | Конкурс чтецов «Очей очарованье» | ||
11 | «Поэзия и мы». Чтение стихотворений на свободную тему | ||
12 | Что такое поэзия? | ||
13 | Лингвистический анализ стихотворений С. Есенина, Ю. Друниной | ||
14 | Поэзия и штампы | ||
15 | Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева | ||
16 | Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева | ||
Раздел 3 Все о стихотворении (16ч) | |||
17 | Для чего людям нужны стихи? Стопа, двусложные размеры | ||
18 | Главное в стихотворении – тема и идея | ||
19 | Как связать предложения в тексте и образы в стихотворении? Трехсложные размеры стиха | ||
20 | Образы вокруг нас. Литературная игра «Что на что похоже?» | ||
21 | Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года | ||
22 | Стили речи. Художественный стиль. Смешение стилей | ||
23 | Форма и содержание. Что важнее в стихотворении? | ||
24 | Повтор согласных и гласных в поэтических текстах | ||
25 | Поэтические жанры, их художественное своеобразие | ||
26 | Что такое строфа? | ||
27 | Сочинение стихотворений собственного сочинения на свободную тему | ||
28 | Конкурс стихов о природе | ||
29 | Пародия. Ирония и юмор в поэтическом произведении | ||
30 | Сарказм и сатира в поэтическом произведении | ||
31 | Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений. | ||
32 | Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе серии рисунков и воображаемого сюжета) | ||
33-34 | Итоговое занятие. Игра «Юные поэты» |
Список литературы для учителя
- В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты. – М.: Художественная литература, 1988
- Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – М.: Художественная литература, 1995
- Карсалова Е. В. "Стихи живые сами говорят…". – М.: Просвещение, 2002
- Лянцман О. Я. Здесь живет поэзия. – Волгоград: Учитель, 2009
- Е. Эткинд. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 2008
Список использованной литературы для учащихся.
1. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М. Дрофа, 2010
2. Воителева Т. М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М. Дрофа, 2009
3. Никитина Е. И.. Русская речь. Развитие речи. – М. Дрофа, 2011
4. . Т. В. Матвеева. От звука до текста. – М. Дрофа, 2011