«Организация дистанционного обучения в гимназии с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В данной статье представлен опыт работы МБОУ «Гимназия №12» в период дистанционного обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в дальнейшем ОВЗ). Педагоги гимназии овладели новыми информационными технологиями, которые актуальны и уместны при работе с разными категориями учащихся, в том числе с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_distantsionnogo_obucheniya_v_gimnazii_s_detmi.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация дистанционного обучения в гимназии с детьми
с ограниченными возможностями здоровья»
Вербовая И.Н., почетный работник общего образования РФ
Шилова Е.А., почетный работник сферы образования РФ
МБОУ «Гимназия №12»
Кемеровская область, Ленинск - Кузнецкий ГО
Аннотация. В данной статье представлен опыт работы МБОУ «Гимназия №12» в период дистанционного обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в дальнейшем ОВЗ). Педагоги гимназии овладели новыми информационными технологиями, которые актуальны и уместны при работе с разными категориями учащихся, в том числе с ОВЗ.
Ключевые слова: дистанционное обучение, платформа, видеоконференция, сервис, сетевые проекты.
Второй корпус МБОУ «Гимназия №12» расположен в районе 4 участка Ленинск - Кузнецкого городского округа, большая часть учащихся проживают в частном секторе, среди учащихся много из малообеспеченных и многодетных семей. На данный момент в нашем образовательном учреждении обучается 38 детей с ограниченными возможностями здоровья: 14 человек в начальной школе и 24 человека в основной школе. Эта категория учащихся обучается вместе с другими учащимися, среди которых и одаренные дети.
Как спланировать и провести учебное или внеурочное занятие в дистанционном режиме так, чтобы не ухудшить здоровье учащихся? Когда педагог начинает урок, он должен создать спокойную психологическую обстановку для учащихся. Обязательно интересуемся тем, как они себя чувствуют и готовы ли приступить к занятиям, все ли приготовили принадлежности (тетради, ручки, карандаши). Как только все уточним, то можно и начинать урок.
На период перехода на дистанционное обучение учителя нашей гимназии освоили разные способы работы с учащимися, в том числе с учащимися ОВЗ. В своей практической деятельности мы используем следующие возможности дистанционного обучения:
1). Занятия проводим на платформе Zoom https://zoom.us/. Организовать встречу может любой педагог, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью до 40 минут. Программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, учащиеся могут заходить как с компьютера, так и с планшета или даже с телефона. К видеоконференции может подключиться любой учащийся, имеющий ссылку или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного урока в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа [5]. Рассмотрим положительные стороны проведения дистанционных занятий на платформе Zoom:
- Данная платформа обладает отличной связью. В практике наших педагогов не было случаев, чтобы платформа имела сбои в программе.
- Платформа снабжена видео и аудио связью с каждым участником. У педагога есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников. Можно делиться экраном (screensharing) уже со звуком. Демонстрацию экрана можно поставить на паузу. В настройках можно дать всем участникам возможность делиться экранам, либо включить ограничения, чтобы делать это мог только организатор.
- В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску. Во время объяснения материала педагоги пишут информацию, как на школьной доске. [2].
- Самое главное преимущество в том, что педагоги могут записать весь ход урока, и учащиеся могут самостоятельно слушать учебный материал столько раз, сколько им необходимо.
2) У каждого учащегося, в том числе с ОВЗ, имеется электронная почта, наиболее популярный и важный сервис сети интернета. По некоторым предметам по электронной почте педагоги передают тексты, графику, программы, файлы. Учащийся, выполнив задания, отсылает результаты преподавателю по электронной почте.
3) Контроль знаний и навыков учащихся – важная составляющая часть процесса обучения. И качество знаний обучающихся во многом зависит от того, насколько эффективно организована контрольно-оценочная деятельность на уроке. Используя возможности электронного журнала 2.0 педагоги нашей гимназии разрабатывают предметные тематические тесты и помещают их в электронные дневники учащихся. По итогам выполнения оценка появляется автоматически, результаты можно исправить. Учащиеся с ОВЗ выполняют определенные задания, которые для них составляет педагог.
4) Использование таких средств ИКТ, как видеоуроков, позволяет решать ряд таких важных дидактических задач, как объяснение нового материала, практика произношения английских слов, расширение активного словарного запаса по темам раздела, развитие языковой догадки, закрепление материала на практике. Педагоги снимают свои видеоуроки, и обучающиеся могут просматривать их несколько раз.
5) Также используем презентации как при работе с лексикой, так и грамматическими правилами. При выполнении проектных работ учащиеся активно и самостоятельно создают презентации по разным темам в зависимости от изученного раздела. Занимаясь проектами, учащиеся используют Интернет с целью поиска, оформления, накопления информации по заданной тематике.
6) Уроки английского языка не обходятся без систематического использования аудиоприложений к учебникам О.В. Афанасьевой за курс со 2-11 классы. Они помогают восприятию информации на слух, также способствуют отработке фонетической стороны речи и служат главным средством для выполнения заданий. Применяя аудиокурс к учебникам в начальных классах, учащиеся прослушивают песни и стихи, повторяют за диктором новые слова, строят свои диалоги или монологи, опираясь на услышанный текст.
7) Освоение ИТ-технологий помогает в осуществлении работы над сетевыми проектами [4]. Занимаясь сетевыми проектами с учащимися, мы научились работать с такими сервисами, как составление онлайн - словаря http://www.linoit.com, оформление ментальной карты http://www.spiderscribe.ne, Google-карта, Лента времени http://www.timetoast.com, плейкаст http://www.playcast.ru, стенгазета http://www.padlet.com, задания в http://learningapps.org/ и работа с http://www.infokart.ru/london-3d/ .
8) В начальных классах в нашем образовательном учреждении спросом пользуется платформа "Учи.ру". Это крупнейшая российская образовательная онлайн-платформа, на которой более 8 млн. учеников со всей страны изучают школьные предметы в интерактивной̆ форме по индивидуальной траектории, учатся программированию, развивают гибкие навыки, готовятся к ВПР и ОГЭ, а также участвуют в российских и международных олимпиадах. Заниматься на Учи.ру можно в школе и дома. Использование платформы позволяет удвоить темп прироста знаний, делает уроки и домашние задания более увлекательными и улучшает качество преподавания [6].
9) Применяем сервис Skysmart по всем учебным предметам. Сервис Skysmart включает в себя интерактивные задания к наиболее востребованным учебно-методическим комплектам АО «Издательство «Просвещение», включенным в Федеральный перечень учебников. В сервисе представлены материалы для учеников с 1 по 11 классы по разным предметам: математика, алгебра, геометрия, русский язык, обществознание, английский язык, физика, информатика [3].
10) На всех занятиях используем здоровьесберегающие технологии, дистанционные физминутки в перерывах между уроками и на уроках. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения, на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. В конце урока необходимы физические упражнения для профилактики общего утомления. С целью укрепления психологического здоровья обучающихся стараемся добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учащихся на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к ним; избегаем в собственном поведении отрицательных эмоций, так как они являются здоровьеразрушающими [1]. Для этого применяем различные приемы:
- снятие страха («Ничего страшного»);
- авансирование («У тебя обязательно всё получится»);
- внушение («Приступай»);
- высокая оценка выполненного задания («Вот это у тебя получилось замечательно»);
- усиление мотивации («Нам это нужно для…»).
Надо отметить, что сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ требует большого профессионализма, педагогической изобретательности, специальных знаний у педагогов. Особое значение для развития потенциала дистанционного педагога приобретает не только использование передовых технологий и применение ИКТ, но и знание психолого - медико-педагогических особенностей этих детей. В процессе такой работы происходит подготовка ребенка к социализации в условиях информатизации общества без ущерба для здоровья [2].
Таким образом, возможности дистанционного обучения обширны и применимы для разных категорий учащихся, в том числе и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Единственное, что объем материала дается им меньше, педагог больше с ними организует видеоконференций. Сегодня можно с уверенностью сказать то, что терпеливый и опытный наставник, современные информационно-коммуникационные технологии, специализированное компьютерное оборудование, домашняя обстановка, разумное распределение времени и обучение, выстроенное с учетом возможностей здоровья детей с ОВЗ, поможет достичь необходимых результатов в дистанционном обучении и сделает его наиболее эффективным.
Список литературы
1.Здоровьесберегающие технологии и эффективность дистанционного обучения https://multiurok.ru/files/zdorovesberegaiushchie-tekhnologii-i-effektivnos-1.html.- Загляд с экрана.
2. Здоровьесберегающие технологии при организации обучения на дому детей - инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-pri-organizacii-obucheniya-na-domu-detey-invalidov-s-primeneniem-distancionnih-obrazovatelnih-t-1643626.html.-Загляд с экрана.
3.Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://smarteka.com/contest/practice/interaktivnaa-rabocaa-tetrad-skysmart-2. - Загляд с экрана.
4.Сетевой проект в начальной школе как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/169/45524/- Загляд с экрана.
5.Что такое Zoom: полный обзор возможностей и инструкция по настройке https://blog.calltouch.ru/chto-takoe-zoom-polnyj-obzor-vozmozhnostej-i-instrukcziya-po-nastrojke [Электронный ресурс] – Режим доступа: -. Загляд с экрана.
6.Учи.ру. Российская образовательная онлайн-платформа [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/uchi_ru .- Загляд с экрана.
.