Взгляд на мир глазами наставника
Мы живём в удивительном мире, несмотря ни на что. Всё в этой жизни и мире зависит от человека, от нас с вами. Поселите в своём сердце доброту, сострадание, милосердие, поделитесь всем этим с близкими, старайтесь каждый день делать какое-то доброе дело и мир станет лучше, окружающие люди - добрее. Нельзя оставаться равнодушными к злу, насилию, жестокости. Как хочется избавить от всего этого наших детей. И кто если не мы - УЧИТЕЛЯ способны на это.
Дорогу осилит идущий…
Образ дороги в творчестве многих народов – это жизненный путь, а пройти его значит обрести мудрость. Именно бесконечная дорога, на мой взгляд, является метафорическим отображением сути педагогической профессии. Вот, кажется, уже достиг своей цели, но тут же перед тобой открываются новые горизонты, появляются новые задачи, и ты снова в пути.
Но, как на любой дороге, в нашей профессии есть множество препятствий и развилок. Ни один последующий день не похож на предыдущий. Постоянный поиск чего-то нового, интересного. Постоянная готовность к этому новому. Неудовлетворённость собой, заставляющая тебя двигаться вперёд по пути самосовершенствования, и многое, многое другое…
Как преодолеть множество препятствий на этом пути? Какое направление у развилки будет верным? Проблемы общие и для опытного педагога, и для начинающего.
У молодого специалиста не столько знаний, сколько опыта меньше. Педагогический путь легче пройти, если рядом оказывается тот, кто в нужный момент способен вдохновить, преумножить силы для самосовершенствования, помочь справиться с трудностями. Одним словом - попутчик. В толковом словаре Д.Н. Ушакова, попутчик – это «человек, который идёт или едет вместе с кем-нибудь по одному направлению, спутник». Для меня НАСТАВНИК и является таким попутчиком, человеком, с которым по пути. Это означает, что наставника и наставляемого связывает общее дело, общие условия, общие ценности. Но именно наставник, как более опытный, помогает своему наставляемому в преодолении трудностей на пути профессионального становления.
Наставничество – одна из форм подготовки специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности в условиях реального производства, способствующая его профессиональной адаптации, повышению профессиональной компетентности. Она стала особенно актуальной в последнее время, когда понадобились такие молодые специалисты, которые, буквально, с первых дней своей профессиональной деятельности могли бы самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Но на мой взгляд, важно решить ещё одну проблему: как раскрыть «педагогическую жилку», тот самый индивидуальный стиль, который поможет молодому педагогу достичь лучших результатов при имеющихся возможностях.
Знание – вечная ценность человеческой жизни. Конечно, наставник, в первую очередь, стремится передать свои знания, научить молодого специалиста. Однако в настоящее время, в соответствии с ориентирами современного образования, требуется не столько «дать знания», сколько помочь молодому человеку разобраться в нём, апробировать его, применить его в своей самостоятельной деятельности. Именно в этом я вижу решение указанной проблемы и предназначение наставника.
И если вернуться к метафорическому образу наставничества, для меня это означает научить молодого педагога идти по своему выбранному пути настойчиво, не отчаиваться при неудачах, надолго не останавливаться, чтобы не расслабиться и не попасть во власть лени. Продолжать идти, преодолевая трудности, а иногда и скуку. Идти и верить, что впереди будет результат, который принесёт удовлетворение, радость и мгновения подлинного счастья.
Для меня важно, чтобы мой попутчик, мой наставляемый, осилил этот путь и в какой-то момент сказал: «Ну, что, идём дальше?».
Дорогу осилит идущий…