Выступление на тему «Содержание рабочей программы воспитания в современных условиях"

Михайлова   Ольга Николаевна

     Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон "О образовании в РФ".«Их смысл - укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы», - сказал он  на совещании о ситуации в сфере образования в условиях распространения коронавируса.

Основания для разработки программы воспитания- 31 июля 2020 года принят закон N 304-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

     Министр просвещения Сергей Кравцов подчеркнул, что Закон выводит на новый уровень такие понятия, как формирование чувства патриотизма, гражданственности подрастающего поколения. Фактически он возвращает воспитательную функцию в школы, нормативно закрепляет ее. Не только за семьей, но и за системой образования. Это не дополнительная бюрократическая нагрузка на школы. Это систематизация той работы, которая уже ведется образовательными организациями». И все это отражено в ППВ.

Важность закона в том-Воспитание и раньше упоминалось в ФЗ "Об образовании в РФ". Но без какой-либо конкретики. Поэтому до недавнего времени многие школы писали свои воспитательные программы не по единой системе.

Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся

  1.  Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
  2. Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года.
  3. Расширение направлений воспитательной работы, а именно включение в него направлений по формированию у обучающихся:

- чувства патриотизма и гражданственности,

- уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества,

- уважения к закону и правопорядку, 

- уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,

- бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, 

- бережного отношения к природе и окружающей среде.

     Документы по организации воспитательной работы :

«рабочая программа воспитания»

«календарный план воспитательной работы».

      В школе разработана Рабочая программа воспитания на основе Примерной программы воспитания, составленной  сотрудниками Института стратегии развития образования РАО, утвержденной 2 июня 2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Программа содержит обязательные 4 раздела, вы видите их на слайде.

Раздел 1 включает описание:

специфике расположения школы,

особенностях ее социального окружения,

источниках положительного или отрицательного влияния на детей,

 значимых партнерах школы,

особенностях контингента учащихся,

оригинальных воспитательных находках школы,

важных для школы традициях воспитания.

     Рабочую программу воспитания нужно разработать на каждый уровень образования, так как она входит в состав ООП НОО, ООО. Это определяют пункт 9 статьи 2 и статья 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и требования ФГОС к содержательному разделу ООП (п. 16 ФГОС НООп. 14 ФГОС ООО). Поэтому неправильно, было бы разработать одну рабочую программу воспитания на всю школу.Программу воспитания нельзя составить как единый для всех уровней документ, поскольку программы воспитания и календарные планы воспитательной работы должны быть составной частью каждой ООП отдельно взятого уровня обучения.

Раздел 2. Цели и задачи воспитания

Согласно требованиям ФГОС НООФГОС ОООФГОС СООФедерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, воспитательная работа в школе должна быть направлена на развитие личности детей. В том числе на духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения школьниками образовательной программы. Поэтому цель воспитания будет одна для всех уровней образования – личностное развитие школьников. Но в рабочих программах воспитания мы указали целевые приоритеты для каждого из уровней образования. Формулировки смотрите на слайдах. Задачи соответствуют модулям направления программы.

Раздел 3 содержит описание основных модулей воспитательной работы. Каждый из модулей представлен проектами или отдельными мероприятиями, которые мы с вами реализовывали и будем совершенствовать далее.

Раздел 4 –самоанализ. Основные принципы:

-принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа…;

-принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания…; 

-принцип развивающего характера осуществляемого анализа…;

-принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников.

Итогом самоанализа ВР является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу

План воспитательной работы корректируется на каждый учебный год и содержит те же модули, что и Рабочая программа.