«Реализация патриотического воспитания через предметы и создание творческих коллективов»
«Реализация патриотического воспитания через предметы и создание творческих коллективов»
В современных условиях образование выполняет важнейшую роль в обеспечении стабильности общества, становлении самосознания человека, наследовании и продолжении им национальных традиций и ценностей. В связи с этим перед современной школой стоит задача – стать структурообразующим компонентом в процессе духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики является патриотическое воспитание, что отражено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта: «Важнейшей целью современного отечественного образования… является воспитание гражданина и патриота». В Концепции также отмечено, что в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить «…укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями», в сфере общественных отношений – «…развитость чувства патриотизма».
Таким образом, в процессе реализации воспитательного компонента ФГОС патриотизм становится важнейшей ценностью. А образовательное учреждение должно воспитать гражданина и патриота. В нашей школе реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Однако реализация программы патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует нового содержания, форм и методов, основанных на системно-деятельностном подходе: только через вовлечение обучающихся в активную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успеха в данном направлении. В связи с этим патриотическое воспитание учащихся должно основываться на интеграции урочной и внеурочной деятельности, которая рассматривается как одно из средств реализации воспитательного компонента в рамках ФГОС.
Программа патриотического воспитания представляет собой комплекс мероприятий для учащихся.
Система мероприятий включает в себя два блока:
1.Урочная деятельность (в рамках преподавания русского языка и литературы, истории, географии, экологии и других предметов).
Сначала расскажу немного о мероприятия, которые реализуются в рамках урочной деятельности.
Например, система деятельности по воспитанию патриотизма на уроках русского языка и литературы. Что она включает?
1. Разработка и проведение серии уроков литературы, в соответствии с программой, посвященных Великой Отечественной войне.
2. Проведение литературно-музыкально гостиных (в рамках уроков литературы) с комплексным представлением произведений о событиях Великой Отечественной войны, произведений о родном крае.
3. Проведение уроков поэтического творчества (в рамках литературы, в качестве уроков развития речи) с представлением поэтических и прозаических произведений местных авторов.
4. Организация в рамках уроков русского языка различного вида работ на материале художественных произведений о Великой Отечественной войне, о родном крае:
– орфографические диктанты: выборочные, распределительные, предупредительные, объяснительные, требующие поиск в тексте и выписывание слов с определённым видом орфограммы;
– анализ текста с точки зрения языковых явлений (при отработке какой-либо темы);
– словесные миниатюры – составление детьми в рамках уроков коротких рассуждений на патриотическую тематику (например, после работы с текстом о войне);
– выполнение различных видов упражнений по изучаемым темам, составленных учителями русского языка и литературы (на материале текстов патриотического характера).
5. Рисование учащимися иллюстрации и написание творческих отзывов к произведениям, освещённым на уроках русского языка и литературы.
6. Разработка учителем русского языка и литературы серии домашних заданий (по темам изучаемого курса) на материале патриотической тематики.
И аналогично такую систему система деятельности по воспитанию патриотизма можно представить практически по каждому предмету.
- Внеурочная деятельность.
Теперь обратимся к мероприятиям, которые реализуются в рамках
внеурочной деятельности.
Традиционно у нас проводятся классные часы, беседы о Великом подвиге советского народа в годы ВОВ, встречи с ветеранами, работниками тыла, «детьми войны». Благоустройство обелисков, акции. Посещение ветеранов ВОВ, вдов погибших, тружеников тыла на дому, поздравление с Днем Победы. Праздничный концерт для жителей микрорайона школы. Участие в ежегодном школьном фестивале военно-патриотической песни «Пусть звучат в сердцах голоса поколений».
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
-выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей, обучающихся к различным видам деятельности;
-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; -развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-расширение рамок общения с социумом. Принципы организации внеурочной деятельности:
-соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
-опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
-опора на ценности воспитательной системы школы;
-свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности, которое должно проявиться через его поведение, его образ жизни.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата). Воспитательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней. o Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями. o Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. o Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Одним из важных элементом совместной деятельности считаю общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир ребенка. У детей любого возраста появляется потребность в автономности, т.е. самостоятельности; в компетентности, т.е. способности преодолевать препятствия и оказаться победителем; потребность в активности, т.е. кому - то помочь, подсказать. Он нуждается в проявлении отношений к другим, в проявлении доброты, внимания, сочувствия. Результатом удовлетворения этих потребностей посредством волонтерской деятельности школьного отряда «Мы волонтеры», является формирование таких качеств личности, как когнитивность, связанная с познанием другого человека, поведенческие качества характера, связанные с выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения, предполагающие знания норм и правил общения. Деятельность волонтёрского отряда «Мы волонтеры» реализуется в рамках основных направлений деятельности: экологическое, гражданско-патриотическое, личностной и информационное. В учебном году в школе продолжил свою деятельность волонтерский отряд «Мы - волонтеры», куда входят учащиеся 7-8 классов и присоединились в этом году трое учащихся 6 класса. Все волонтеры зарегистрированы на сайте «Добровольцы РФ» и в Отделе молодежной политики города, имеют волонтерские книжки и являются активными организаторами и помощниками Совета учащихся школы на школьных мероприятиях и акциях (многие ребята волонтерского отряда входят в состав Совета). Волонтёрский отряд призван воспитывать подростков в духе гуманного отношения к людям, защищать их жизнь и здоровье, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции.
Целью волонтёрской деятельности является предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание посредством их вовлечения в социальную практику.
К задачам волонтёрской деятельности относятся:
- популяризация идей добровольчества в молодёжной среде;
- привлечение молодёжи к участию в добровольной безвозмездной помощи на базе учебного заведения;
- получение навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;
- патриотическое воспитания;
- распространение идей и принципов среди молодёжи.
Под руководством Совета учащихся добровольцы отряда оказывали помощь в проведении традиционных мероприятий: День знаний, Дни здоровья, подготовили концерт к Дню учителя, Новогоднюю ёлку для учащихся начальных классов и Группы №3 ДО, Масленица; Акции «Обелиск», «Шаг на встречу», «День Героев Отечества», «День Неизвестного солдата», Всероссийская Акция «Блокадный хлеб», Всероссийская Акция «Добрые уроки», Экологические акции, поздравление пожилых людей с Днем пожилого человека. Также ребята волонтерского отряда принимают участие в конкурсах: 8 учащихся из волонтерского отряда зарегистрировались и участвуют в этапах конкурса «Большая перемена». Активную работу ребята ведут в краеведческом направлении. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории.
Определяя поисково-исследовательские задачи, создаются условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом. Работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, интервьюирование или анкетирование непосредственных участников и очевидцев событий – все эти формы сбора материала не только вырабатывают навыки исследовательской деятельности, но и воспитывают уважение к историческому факту, осознания собственной значимости, сопричастности к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия, присущие исследовательскому методу, способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности. Работа исследовательского отдела в наших школьных музеях планируется индивидуально. Для меня, как для руководителя, выбор темы школьником не является приоритетным вопросом. Это – личная инициатива ребенка. Главное, чтобы для него это стало потребностью Важно поддержать интерес к теме, показать её значимость. В случае, если работа требует специфических знаний, навыков, помогаю в организации консультаций с учителями-предметниками, с подбором литературы.
Если в ходе работы достигаются такие цели, как:
- реализация творческих способностей ученика;
- создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
- в процессе работы над темой школьник развивает познавательные, мыслительные умения, навыки.
В учебном году ребятами собрана дополнительная информация об участниках ВО войны нашего микрорайона и дополнена информация для Стены памяти в школе (добавлено 32 участника). Волонтеры также участвуют и в проектной деятельности: «Вклад поселка Фабрика в победу в ВО войне», «История обелиска «Родина помнит Вас 1941-1945», «Учителя-ветераны»
Почему именно проект?! В основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие у ребят памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию и т.д.). Работа над проектом способствует воспитанию у школьников: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины. Это содействует развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков.
Работа в волонтерском отряде помогает ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, становится уверенным. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. В процессе деятельности волонтеры учатся взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества. Во-вторых,
взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность.
Для достижения цели содержания программы реализую как традиционные формы работы, так и нетрадиционные формы и виды деятельности: занятие-конкурс, занятиесоревнование, выставка, самостоятельная практическая работа, видеоурок, посещение выставок, коллективно творческие дела (КТД), экскурсии, круглые столы, конференции, олимпиады, проектные группы, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики; игровая деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество; туристско- краеведческая деятельность.
Показатели освоения Программы: Социальный критерий «Воспитанность» в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношения ребёнка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности, органически соединённых с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству, в развитии умений и навыков изготовления собственных творческих работ. Используются основные методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, презентация творческих работ. Данные методы обучения служат формированию таких качеств личности, как творческий подход к решению познавательных и практических задач, организованность в труде, взаимопомощь, толерантность, бережное отношение к окружающей среде, природе. Большое значение имеет самостоятельная работа и выполнение творческих работ по собственным замыслам. “Каждый человек стремится к самоутверждению. Лучший путь - это творчество”. Д.С. Лихачев Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время и развитие духовно – нравственной культуры ребенка.