Как преподают и как нужно преподавать историю в школе?

Перемитина Лада Андреевна

Образование — важнейшая ступень в жизни каждого человека, процесс формирования навыков, знаний, моральных принципов и определенных компетенций. В ходе образовательной деятельности, у ребёнка раскрываются таланты, которые в будущем могут сыграть важную роль в мире для человеческого общества. Но так ли важно образование современным школьникам? Мы очень часто слышим в разговоре с детьми школьного возраста: «Школа надоела, в школе скучно, на уроках я лучше посплю». Проблема снижения мотивации стоит для педагогов и родителей учеников острым углом, именно поэтому современные педагоги ищут решение этой проблемы и разрабатывают немалое количество уроков, которые вовлекли бы ученика в учебный процесс на все 100%. Методом проб и ошибок они выстраивают себе определенную модель «Как преподавать в школе», причем в каждом классе вырабатывается своя особенная модель.

  Не только в XXI в. развитие образования имеет первостепенную важность, в XVIII в. в  Российской империи Пётр I начал массовые реформы образования, поскольку государство нуждалось в квалифицированных кадрах.

Дисциплина «История» впервые появилась в Московской гимназии пастора Глюка (1705), где историей воспитанники занимались по желанию, после окончания учебного дня. На государственном уровне обучение истории ведётся в академической гимназии при Петербургском университете (1726), в 3-2 классах три часа отводилось всеобщей истории, а в 1 классе два часа в неделю отечественной истории. Стоит отметить, что для поступления в университет - история была обязательным предметом для изучения. Роль учителя в образовательном процессе являлась руководящей «вытверживанием наизусть». Ученики должны были заучивать наиболее важные исторические события без понимания причинно-следственной связи. В 1786 г. Ф.И. Янкович де Мириево провёл образовательную реформу «Руководство учителям народных училищ», где подчеркивалась необходимость в понимание учениками материала, исторических процессов и связей, а не простого заучивания учебников, более того, ученики должны были дать свою оценку тому или иному историческому периоду. В процессе, были созданы ландкарты и схемы. Позднее, с инициативой создания исторической карты выступил Ф.И. Янкович, первая историческая карта была издана в 1793 г.


  В XIX в. были предложены еще несколько методик преподавания истории: «100 клеток» А. Язвинского, «Рифмическо-обобщительная» Готлиба фон Шуберта, «Метод Бидермана», «Методическая система обучения истории» В. Белинского, Н. Чернышевского, «Школьный метод и его отношение к учебному предмету истории» С. Ламовицкого. Вышеперечисленные методики делились на два лагеря, как и в XVIII в. : заучивание против осознанного изучения истории.
  В XX в. занимало главенствующее положение осознанного изучения истории, учителя стремились к формированию у учеников необходимости в знаниях, самостоятельной познавательной деятельности. В своей работе педагоги активно использовали наглядный материал, для воспроизведения в умах школьников образов государственных деятелей и событий. Особое внимание уделялось работе учащихся с историческими источниками, так как это стимулировало развитие умственных способностей через самостоятельное изучение источников. На протяжении обучения, ученики писали доклады и рефераты, которые потом оценивались не только учителем, но и сверстниками, хотелось бы отметить, что критика исторической работы предполагает владение историческими знаниями, простой обыватель не сможет дать адекватной оценки исследовательской работе.
  Но вскоре наступили революционные преобразования, историю как курс заменили на курс обществоведения. Безусловно, в новом курсе были освещены некоторые элементы курса из истории, но уже с марксистским освещением фактов. Исторические сведения освещали происхождение капитализма, рабочего движения на Западе и в России в XIX—XX вв. , так как остальные исторические процессы не были полезны обществу и ставились под сомнения подлинность этих данных. Процесс работы состоял из установки цели, изучении материала и ответов на вопросы по изученном материалу. После прохождения темы, для того, чтобы закрепить материал, ученики писали доклады и выступали на конференции. В 60–80ые гг. формируются новые задачи учебника, теперь он нацелен не на закрепление материала, а на изучение и осмысление исторических событий. Вводится новый принцип линейности, который подразумевает собой синхронность изучения истории, сокращение исторических данных в учебниках и включает в учебную программу краеведение. В 1992г. принимается «Закон об образование», который нацелен на приоритет личности, переход плюрализму идеологий и концентрическую структуру образования.


  Попытки внедрения новой методики изучения истории частично провалились, в практических занятиях лидирующем методом изучения так и осталось заучивание, но по прошествии времени, в современной школе первостепенной задачей для учителя является сформировать у обучающихся универсальные учебные действия, благодаря которым, ученик будет не просто владеть базовыми знаниями по истории, но и будет понимать закономерности, причины того или иного периода истории, более того, он сможет определить значение этого опыта для человеческого общества. Так же воспитанник овладеет навыками применения своих знаний в области истории для осмысления современных общественных процессов.
  Новым позитивным фактором современного преподавания истории в школе, хотелось бы отметить возможность использования цифровых ресурсов на уроке. Цифровые образовательные ресурсы позволяют привлечь внимание к нестандартному уроку, чем повышают мотивацию к обучению и погружает учеников в учебный материал. ИКТ даёт возможность воспроизводить видео и аудио файлы, презентации для реализации разных видов деятельности: рассуждать, мыслить, вступать в дискуссии со своими сверстниками, что несомненно, формирует коммуникативные умения школьников. Презентации можно использовать для мини-конференций, дебатов, познавательной и закрепляющей изученный материал игры «Своя игра» и т.д.
  Из негативных факторов современного преподавания истории в школе, мне хотелось бы выделить малое количество часов в учебном плане, отведенных истории и небольшой либо вообще отсутствующий учебно-наглядный материал по истории в учебном классе. Стандартное количество учебных часов - два раза в неделю, из них один час выделяется на историю Отечества и один час на всеобщую истории, несколько часов из учебного плана может выпасть из-за праздничных дней, контрольных работ, в Сибири из-за погодных условий, когда столбик термометра опускается ниже тридцати градусов. Учебная программа изучается кратко, поверхностно, учитель не имеет возможности дать дополнительный материал по теме урока, который может показаться ученикам интересным, захватывающим и неформальным.
  И всё же, самая актуальная проблема в школе — отсутствие мотивации в обучении школьника. Мотивация ребёнка зависит от многих факторов, от учителя и родителей, от саморефлексии и примера отрицательного мотиватора. Если ранее родители школьника говорили, что нужно проявлять уважение к учителям, внимательно слушать, то в данный период времени дети слышат от родителей нелестные отзывы о работе их учителяй. Ребёнок получил двойку? Ответ родителей: виноват учитель, не замотивировал, либо учитель просто не имеет достаточных знаний для преподавания в школе. Виноват ли учитель? Или же вина родителей в том, что они очень редко интересуются учебой своего чадо, не проверяют уроки или сами предлагают списывать с решебников домашние задания, хотя домашние задания очень важны и необходимы для закрепления пройденного материала на уроке. Ещё одна ошибка родителей в мотивации ученика - покупка новых продвинутых гаджетов и других желаний ребенка за оконченную на «хорошо» и «отлично» четверть. Тем самым родители мотивируют на положительные отметки, но не на полученные знания. Но не нужно забывать об учителе, безусловно, он так же играет большую роль в учебном процессе и мотивации ребёнка. От учителя требуется положительное отношение к учащимся, учитель должен уважать и направлять своих учеников, ответственно и с энтузиазмом относится к передаче знаний и к тому, как оригинально поднести учебный материал, чтобы у ребёнка он закрепился. Для каждого человека в каком-либо деле важно получать обратную связь, обдумать, согласен ли он с этим мнением, если не согласен, тогда должен объяснить - почему не согласен, привести аргументы в свою пользу. Учитель должен оценивать объективно без пристрастия, ведь при регулярных отрицательных результатах пропадает вера в себя, свои успехи и ребёнку сразу становится сложно усваивать материал, ведь он думает, что у него ничего не получится и он в очередной раз получит плохую отметку. Такая же ситуация происходит в случае переизбытка похвалы, у ребенка вселяется чувство излишней самоуверенности, что в любом случае у него будет хорошая отметка, он начинает лениться, отвлекаться и учебный процесс значительно ухудшается.
  Для решения выдвинутой проблемы нужно разработать комплексный план действий, в который обязательно нужно включить работу психолога не только с детьми, но и с их родителями. Родителей нужно подготовить к учебному процессу и объяснить, насколько нужна и важна поддержка ребёнка, особенно, когда у него возникают проблемы с обучением, так же необходимо сделать акцент на обязательные функции родителей: контроль учебного процесса, проверка домашнего задания, проверка дневник ученика, регулярное посещение родительских собраний и постоянный контакт с ребёнком и  классным руководителем. На учителя так же должна быть возложена важная миссия, педагоги должны стремится к доверию учеников, для того чтобы выяснить и самое главное, с помощью своих коллег и родителей ребёнка, вовремя устранить причины, которые побуждают к нежеланию учиться. Помимо коллегиальной помощи ребёнку, классным руководителям нужно помогать и направлять ребёнка на осознание важности образования, постановки цели и методах реализации их в его учебной деятельности.
  В заключении, мне хотелось бы подчеркнуть, насколько образование — важный аспект в жизни человеческого общества, ведь именно от образования зависит будущее нашей страны. Роль педагога играет одну из ключевых ролей в системе современного образования, учитель обязан идти в ногу со временем, применять в своей работе разные методики преподавания и оттачивать своё мастерство. Находить подход к ученикам, мотивировать их на учебный процесс, использовать в своей работе цифровые образовательные технологии.

 

«Уча других, мы учимся сами» © Сенека