Духовно-нравственное воспитание как важнейшая задача предмета литературы
Нравственное воспитание всегда было и остается важнейшей задачей. Достигнуть достаточно высокого уровня нравственности нельзя с помощью лишь одного общего образования. Вот что писал по этому поводу великий русский педагог К.Д. Ушинский: "Нет, одного ума и одних познаний еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружеское общество... воспитание, семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил, может иметь сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке. Кроме того, мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснениями каждому его личных интересов"[6].
Самой высокой составляющей личности человека является его духовность. Можно, соблюдая моральный кодекс, быть нравственным человеком, но вместе с тем быть лишенным духовности. Духовность человека определяется по его жизненным целям, идеалам, его устремлениям, отношению к обществу. В понятие духовности мы вкладываем следующие составляющие: чистота помыслов человека, бескорыстная любовь к людям, милосердное к ним отношение, сострадание, сопереживание всему живому и осознание самого себя как ничтожной частицы и вместе с тем частью Вселенной.
Духовное и общее образование не должны быть разъединены идейно, поэтому большое значение имеет правильный выбор тех, кому доверено воспитание молодежи. Процитируем еще раз К.Д. Ушинского:"... необходимо также, чтобы светские лица, принимающиеся за воспитание... были не только хорошие педагоги, но и истинные христиане по своим стремлениям и убеждениям..."[6] . Речь не идет о религиозной принадлежности в узком понимании, а о педагогах высокой духовной нравственности и веры.
Светское общее образование должно мотивировать и стимулировать желание духовного роста, духовного совершенствования, возникновение внутренней потребности руководствоваться в жизни общечеловеческими нравственными принципами и чувством долга, дабы человек осознал, что духовное — это главное в жизни, что без обретения духовного нельзя стать по-настоящему культурным человеком. Достижение этого требует чуткого, глубоко продуманного индивидуального подхода к каждому: "Тайна человеческого роста настолько индивидуальна, что тот, кто только помогает в этом ребенку, - делает лучше, чем тот, кто что-то навязывает... Невозможно отрицать право на воспитание, на воспитывающем лежит задача и обязанность угадать не только талант и способности ребенка, но, что гораздо важнее, логику внутреннего роста. Крайне важно помочь ребенку найти самого себя" [3].
Образование не должно сводиться лишь к развитию мышления у ребенка, к приобретению им навыков анализа, к сообщению ему сведений, пригодных только в практике, к сумме некоторых представлений об устройстве окружающего нас мира, изучению фактов из истории человечества, знакомству с литературой и искусством, подготовке к продолжению образования. Общее образование должно также дать элементарные сведения о сущности человеческого мышления, сущности человеческого знания и о языке общения между людьми. Разъяснению школьникам сущности человеческого мышления способствовало бы правильно поставленное преподавание во всех без исключения общеобразовательных школах элементов логики и риторики, которые уже стали входить в некоторые школьные программы.
Важно помнить о воспитании культуры речи, которая играет большую роль в жизни людей. Помимо функции общения, она влияет на них в нравственном отношении и даже в определенном смысле формирует личность человека. Воспитание культуры языка несомненная составляющая нравственного воспитания человека в целом.
Весьма образно о роли речи выразился русский художник В.В. Домогацкий в очерке "Кладовка": "...оказывается, сумей обесценить человеческую речь - и ты разрушишь мир не хуже, чем при помощи расщепленных атомов, и все надо будет начинать сначала" [2].
Интересно отметить, что во времена царя Алексея Михайловича, согласно его указу, по Москве ходили переодетые стрельцы и того, кто публично сквернословил, на месте секли, сняв штаны. Ныне же можно с уверенностью говорить, что положение с языком в нашей стране представляет угрозу интеллекту нации. Влияние языка Интернет-общения выходит за рамки сети, тем самым усугубляя ситуацию культуры общения. Тем более, если и в школе ребенок не будет слышать наш правильный "великий и могучий русский язык".
В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью национального сознания. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда альтруизм, милосердие, сострадание, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственному возрождению человека поможет литература.
Современное школьное литературное образование не могло не отреагировать на изменения в культурно-идеологической сфере общественной жизни России, которые стали закономерным следствием распада СССР. Вбирая в себя все лучшие достижения методики прошлых лет, оно все чаще дополняется инновационными процессами и технологиями. Литература в школьном изучении сильна своими традициями, она использует колоссальный методический опыт, накопленный русской наукой за длительный период своего развития. Но сегодня совершенно нельзя обойти вниманием, так называемые инновационные подходы к преподаванию литературы в школе. Обусловленные веяниями времени, они еще в большей степени призваны помочь в решении задач нравственного воспитания посредством литературного образования. Инновации ничуть не разрушают традицию, напротив, они помогают ей органично войти в современное русло. Разумное сочетание традиции и инновации есть залог успешности и результативности преподавания литературы в школе.
Еще недавно в методической литературе шли дискуссии по поводу необходимости включения сведений из философии на уроках литературы. Сейчас не вызывает сомнений, что комментарии из области философии, привлечение сведений из области философии, а также выведение самих учащихся на философские размышления могут способствовать более глубокому постижению сути и всей меры глубины истинно художественного произведения. Не обязательно перегружать урок терминами и понятиями, необходимо привлекать лишь те сведения, которые помогут решению конкретных задач.
Изучение любого литературного произведения невозможно без его детального анализа, элементы разных видов анализа буквально пронизывают каждый урок литературы. Технология и методика школьного анализа литературного произведения детально разработана в научно-методической литературе. Учителя в своем большинстве успешно овладели и применяют в своей практике историко-генетический, историко-функциональный, системно-целостный, филологический и лингвистический виды анализа, по-разному сочетая и комбинируя их на своих уроках в зависимости от характера изучаемого материала.
На сегодняшний день все большую популярность приобретают философский, культурологический, аксиологический, проблемный, мотивный, ассоциативный, герменевтический, искусствоведческий виды анализа литературного произведения, многие из которых требуют детализации и более точного научного обоснования. Методика не стоит на месте, ученые-методисты ведут кропотливую работу. Современному учителю необходимо лишь сориентироваться в обширной методической литературе, освоить основные виды анализа и применять их на своих уроках.
Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и религий, литературных направлений и художественных методов. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, но самое главное - проблемы веры и безверия, души и духа отдельного человека и целого народа.
Произведения с нравственной, духовной, реалистической доминантой набирают популярность в среде читателей, исследователей. Это связано с изменениями в политической, культурной и духовной жизни страны, с возрождением православно-патриархальных основ России. Современному человеку, испытывающему дефицит духовности, подчас пребывающему в бездуховности и безверии, просто необходим новый источник духовного, доброго, чистого, светлого.
В связи с этим растет необходимость изучения и введения в школьный курс литературы произведений, содержащих в себе высокий духовно-нравственный потенциал.
В многонациональном государстве с народами разных религий, как это имеет место в России, нельзя недооценивать опасность возникновения конфликтов на национальных и религиозных почвах в различных регионах. Поэтому надо особенно заботиться о повышении духовности, так как в подобных вопросах только достаточно высокий ее уровень сможет обеспечить надежную стабильность общества в отношении взаимопонимания и терпимости отношений людей различных национальностей, различных вероисповеданий.
Будущее России зависит от того, сумеем ли мы сохранить наши духовные ценности, нравственные идеалы, народные традиции, которыми так богата Русская земля. Наше поколение ответственно за это перед потомками.
Пренебрежение же вопросами нравственности может оказаться гибельным для будущего России. Поэтому так необходимо воспитание, пробуждающее добрые начала, заложенные в человеке, духовно обогащающее его.
Список литературы:
В. Домогацкий. Кладовка // Новый мир, 1992, № 3, с.8-10
- В.В. Зенъковский. "Педагогика". М., Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1996, 346 с.
- Л.Д. Кудрявцев. Образование и нравственность. М.: ПАИМС, 1994, 268 с.
- Л.Д. Кудрявцев. Воспитание нравственности российских школьников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия фундаментальное естественнонаучное образование, 1998, № 3, с.4-6
- Протоиерей Владимир Воробьев. Проблемы нравственного воспитания молодого поколения и будущее России. Труды международной конференции, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАН, профессора Л.Д. Кудрявцева. "Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы образования". Т. 3. М.: РУДН, 1998, 6с.
- К.М. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании. В кн. "Собрание педагогических сочинений Константина Дмитриевича Ушинского". С.-Петербург, 1875. 363 с.