Снова про аттестацию...
Новый министр, давая очередное интервью, упомянул, что хочет "разобраться с аттестацией педагогов". Учительская общественность всколыхнулась. Мы и так находимся в переходном периоде- от предоставления портфолио к профессинальному экзамену. Большинство педагогов с тревогой и недоверием относятся не только к самим переменам в аттестационных процедурах, но и к самому понятию "аттестация". Понять коллег можно: во-первых, любая подготовка к аттестации требует большого количества времени и сил , которые лучше бы потратить на качественную подготовку к урокам и общение с учениками, во-вторых, коллег "обижает" предполагаемая проверка их уровня профессионализма, который нарабатывается годами.
Соглашусь с доводами коллег. Но не полностью.
Периодические аттестации есть во многих профессиях, особенно в областях, которые требуют обновления знаний и профессиональных умений в соответствии с меняющимися обстоятельсвами жизни. Школа- именно такиое место, где нельзя учить, если не развиваешься сам. Просто невозможно. Как бы ни был загружен педагого "текукчкой", саморазвитие - необходимый "воздух" учителя. Большинство коллег учатся, постигают новые методики постоянно. Я. как методист, стараюсь организовывать мероприятия ( семинары, открытые уроки), на которых у коллег есть возможность знакомиться с новинками методической науки и с опытом коллег. С удовольствием откликаюсь,если коллеги предлагают для распространения свой опыт. Как учитель, стараюсь сама делиться с коллегами своими наработками и идеями. По опыту работы с "уходящей" формой аттестации ( сбором портфолио) могу сказать, что столь не любимый учителями "сбор бумажек" сподвиг огромное количество педагогов начать анализировать свой опыт, знакомиться с литературой по предмету, получить опыт публичных выступлений( учеников учим, а сами выступать на семинарах зачастую боимся). Наконец, начать знакомиться с нормативными документами по своей работе и научиться оформлять документы, что тоже не является лишним,т.к. этому (аккуратности и внимательности к тексту и документам) мы учим наших детей, Очень люблю моменты, когда учитель, собрав подтверждения своей работы за пять лет, вдруг делится удивлением, что оказывается он так много сделал, да еще многому научился в процессе сбора "бумаг". Приложенные усилия окупаются полученным удовольсвием от понимания , сколько полезного сделал. Конечно. мы и сами знаем. сколько мы делаем, но собраннное и показанное коллегам- впечатляет. Если , конечно, относиться к этому процессу осознанно, не бросаться собирать документы в последний месяц до срока аттестации. В последнем случае, естественно, это ненужная мука и нервы.
Но вот нам предложили вместо портфолио сдать профессионаьный экзамен. И снова педагоги, что называется, "напряглись". Оставлю в стороне вопрос знания своего предмета ( если учитель владеет необходимым для преподавания предмета уровнем, то сдать тест для него даже интересно). Дело в том, что ЕФОМ предлагает не только тест по предмету, но и решение методической и профессиональной задач. Вот это пугает гораздо больше. Неизвестностью, поскольку последний раз такие задачи учителя решали, в лучшем случае, будучи сами студентами педвузов, а в худшем ( у нас много коллег , которые пришли в профессию из других областей, пройдя переподготовку, в которой на такие задачи времени не выделяется) не сталкивались с ними вообще.
Узнав о предлагаемой новой форме аттестации, я, как методист, решила, что мне нужно сначала самой поучиться такие задачи решать, чтобы потом помогать своим коллегам. И платно( по собственному желанию) на одном из порталов прошла дистанционные курсы по решению профессиональных зачач. И могу признаться, что на высокий балл я смогла решить задачу только с третьего "захода", под руководством опытного методиста, руководителя курса. Было очень интересно и трудно. Это был вызов моему профессионализму уже не просто как учителя-предметника, но как педагогу и методисту , который должен видеть гораздо дальше, чем стены своего кабинета. Пришлось перечитать массу методических статей, переосмыслить некоторые подходы к построению общения с учениками и коллегами. Словом, профессионально я "освежилась" и "выросла". Правда, на это я потратила две недели летнего отдыха. Потом, уже в учебном году, поделились с коллегами полученным опытом обучения на этих курсах. Не буду лукавить, что все коллеги восприняли информацию позитивно. И я их понимаю.
Но понимаю и то, что для любого развития необходимо выходить из зоны комфорта. Решение методических и профессиональных задач - наша повседневная реальность. И чтобы улучшить практические результаты ( то, что мы делаем на уроках), иногда просто необходимо погружаться в теорию , чтобы поднять практику на новый уровень.
Безусловно, остаются вопросы-"а судьи кто?"- кто же будет оценивать решения, какие задачи будут предлагаться, будет ли организована теоретическая подготовка учителей к прохождению какой аттестации ( опка об этом даже не заикаются) . Хотелось бы, чтобы интересная инициатива не была загублена нашим обычным бюрократизмом.
Словом, жизнь не дает расслабляться. Ну что ж, будем становится сильнее.
- Мне нравится (13)
Комментарии
Светлана Викторовна было
Светлана Викторовна было интересно и мысленно переносить на себя все ваши мысли. Я работаю воспитателем, но наверно со всременем многое "теряеся из виду или из памяти", особнно, что мало нужно в работе. Да, саммобразовыватся нужно! Изнаю, что многие, как и я это делают по велению души или интересу , а не их под палки. Но вопрос отсается окрытым?- Экзамен- в аттестации нужен ли он???. Ведь многие и так замечательно готовят детей к дальнейшей судьбе , перхода из школы во врослую жизнь или переходу с воспитатнием и знаниями из детского сада в школу. ДА, знаю, что многие боятся слова "ЭКЗАМЕН", номожет быть если бы была предложенна альтернатива выбора- все бы не было так мрачно и сурово? Но все расставит на свои места время и желание педагогов идти и дальше в русле СОВРЕМЕННОЙ педагогики! Надебюсь, что за бортом педагогического образования и обучения никого не будет и все сохронят свои профессиональные и человеческие качества "УЧИТЕЛЯ"!
Спасибо за столь глубокие
Спасибо за столь глубокие мысли и рассуждения- есть над чем подумать, особенно в предвериии совей аттестации. Спасибо Вам Светлана Викторовна, надеюсь и в дальнейшем быть с Вами в диалоге .....
Ирина Николаевна, спасибо за
Ирина Николаевна, спасибо за комментарии. Тема эта актуальная,всех волнует. Кстати, интересная мысль: а если назвать аттестацию не "экзамен" ( не любим это стрессовое слово), а , например, "профессиональный мониторинг". Сразу изменяется акцент.
И еще - страшен не сам экзамен или его аналог. Неприятно то, что не известны "правила игры". Система сбора Портфолио уже понятна. Лично мне она даже нравится. Тем, что есть выбор- из чего набирать необходимые тебе баллы. И если 5 лет осознанно выполнять , в общем-то , понятные действия, то собрать нужное количество балов несложно.
С экзаменом сложнее, потому, что часть вопросов - "открытые", критерии размытые, кто будет оценивать- тоже не понятно.
Но я все же оптимистка- уверена, что будут какие-то предварительные обучающие процедуры, семинары. И в целом, уровень методической грамотности повысится. Я со своей стороны буду делать все возможное, чтобы помогать коллегам в подготовке и прохождении очередной аттестации. Впрочем, я и сама как учитель аттестуюсь в следующем году и пока не знаю, по какой форме. По "портфольной" - уже готова)
Как все правильно сказано!
Как все правильно сказано!
Мы движемся вперед, оставляя
Мы движемся вперед, оставляя свой след в будущем, поэтому от нас и требования такие) Спасибо за интересные мысли
Огромное спасибо за данный
Огромное спасибо за данный пост! Очень интересно читать мысли неравнодушных людей. К сожалению, мы живём в эпоху начинающихся перемен. А вот в какую сторону они приведут - неизвестно. Очень хочется надеяться, что в министерстве образования данный вопрос будет продуман до мельчайших подробностей.
Спасибо за публикацию. Тема
Спасибо за публикацию. Тема эта актуальная.
Интересно было узнать мнение
Интересно было узнать мнение об аттестации от других коллег. Аттестация -это действительно очень тревожная и хлопотная процедура. А с учётом занятости педагога ещё иногда и трудновыполнимая для кого-то. Сейчас мне снова предстоит аттестация. Надеюсь -я справлюсь.
Тоже надеюсь справиться. Но
Тоже надеюсь справиться. Но хлопотно. Много уходит времени. Хотя сама система аттестации, на мой взгляд, стала более простой и понятной.
Доброго времени суток! С
Доброго времени суток! С сентября 2023 аттестация педагогических работников будет проходить в обновлённом формате. Оценочные процедуры через интернет ресурсы с использованием КАИС. В Муниципалитеты уже были направлены все документы и отделы образования их изучили, теперь идёт рассылка в образовательные организации, начинаем знакомиться.
Здравствуйте, Светлана
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Полностью согласна с Вашей позицией. Поделитесь, пожалуйста ссылкой, если возможно, на дистанционные курсы по решению профессиональных задач для сдачи аттестационного экзамена. Спасибо.