Психолог - учителю
Опубликовано 30.03.2020 - 8:39 - Бесова Инна Юрьевна
Как справиться со стрессом и сохранить психическое здоровье учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholog_-_uchitelyu.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Как справиться со стрессом и сохранить психическое здоровье
И.Ю.Бесова МБОУ г Мценска «Лицей № 5»
Проанализировав информацию о той нагрузке, которая приходится на каждого учителя начальной школы, получилась следующая картина:
- У ответственного учителя на подготовку у уроку (вернее сказать, к следующему учебному дню) уходит самое меньшее 1, 5 – 2 часа. Это только отдельным людям, находящимся довольно далеко от педагогики, кажется, что провести урок – это проще простого. А ведь нужно составить план каждого занятия, подобрать интересные материалы, наглядные примеры, детально продумать, как удержать внимание младших школьников в течение всего урока, при этом, не утомив детей. Каждый раз приходится продумывать методику проведения не только урока (а их не менее 4 – 5), но и способы индивидуальной, групповой работы с обучающимися, требующими по разным причинам пристального внимания.
- Кроме этого – ежедневная проверка тетрадей по математике и русскому языку (40 – 50 тетрадей). А в них нужно не только исправить ошибки, но и проанализировать их причины.
- А ещё оформление каждый день классного журнала, проверка дневников, заполнение текущей документации.
- Перемена – и это тоже не отдых: надо непременно успокоить Лену, помирить Сашу с Геной, проветрить класс, успеть забежать в учительскую и, наконец, настроиться на следующий урок.
- Много времени и сил отнимает внеклассная работа – подготовка к праздникам, экскурсии, кружки. А уж если педагог ведет и группу продленного дня, то нагрузка удваивается.
- Самое тяжелое в психологическом плане – это беседы с родителями в школе до и после уроков, на переменах, вечерние звонки пап и мам по телефону.
Что же можно сделать, чтобы не принимать всё близко к сердцу и не расстраиваться в тех случаях, когда можно просто изменить акцент с минуса на плюс?
- Старайтесь планировать. К стрессу может привести простейшая дезорганизация. Наличие огромного количества одновременных планов может приводить к путанице, забывчивости, ощущению, того, что у Вас остаётся масса неоконченных проектов. Учитесь определять краткосрочные и долгосрочные цели.
- Принимайте и признавайте несовершенства и ограничения. Многие из нас ставят перед собой недостижимые и завышенные цели, а потом долго и сильно расстраиваются, не реализовав их. Человек не может быть совершенным, потому часто в подобных случаях чувствует себя несостоятельным.
- Позволяйте себе расслабиться, заняться интересным делом. Порой просто необходимо убежать от обыденных жизненных проблем и развлечься. Найдите себе занятие по душе, приятное и увлекательное для Вас. Стремитесь разделять профессиональную деятельность и частную жизнь.
- Будьте положительной личностью. Старайтесь сосредотачиваться на положительных качествах окружающих. Хвалите других людей за те вещи и качества, которые Вам в них нравятся. Избегайте конфликтов и критики в адрес окружающих. Овладейте техникой позитивного мышления.
- Избегайте ненужной конкуренции. Стремление к победе и безупречному выигрышу в слишком многих областях жизни вызывает напряжённость, тревожность, агрессивность и другие негативные проявления.
- Рассказывайте о своих неприятностях и трудностях. Выберите себе друга, консультанта, священника или других людей, с которыми Вы можете поделиться наболевшим, «выговориться».
- Учитесь прощать. Нетерпимость к другим людям приводит к гневу, неприязни, фрустрации. Развивайте в себе эмпатийные качества. Ведь это поможет Вам жить в ладу с самим собой, поможет понять, что на самом деле чувствуют другие люди.
- Используйте естественные способы саморегуляции: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка.
- Учитесь давать себе самоприказы. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!» - Стремитесь к саморазвитию как в профессиональном, так и личностном плане. Ведь непрерывное психолого - педагогическое образование педагога, повышение его квалификации и психолого – педагогической компетентности будет способствовать стабильности личностной и профессиональной самооценки.
Надеюсь, выполнение этих несложных рекомендаций поможет вам, уважаемые педагоги, «гореть, но не сгорать» в своей сложной, но такой интересной профессиональной деятельности.