Особенности работы над учебным исследованием в контексте школьной проектной деятельности: написание тезисов доклада.

Русина Вероника Андреевна

Особенности работы над учебным исследованием в контексте школьной проектной деятельности: написание тезисов доклада.

     В настоящее время во многих учебных заведениях среднего образования – школах, лицеях, гимназиях – предпринимаются активные действия по внедрению, отработке и совершенствованию различных разновидностей учебно-исследовательской деятельности. Это важный этап становления будущей научной деятельности, который учащиеся преодолевают постепенно. В учебных заведениях разрабатываются целые системы по работе над учебными проектами и исследованиями, целью которых является постепенное освоение всех ступеней самостоятельной проектной работы. В программы и разделы УМК входят особые задания, способствующие развитию навыков исследования и написания проектных работ.

     Кроме каждодневного учебного процесса учащиеся принимают участие в различного рода учебных конференциях и семинарах, круглых столах и дебатах, где представляют свои работы, результаты своего творчества и интеллектуального труда.

     В настоящее время к подобным учебно-исследовательским работам предъявляются все более строгие и жесткие требования: оформление печатной работы, соблюдение всех этапов исследования и норм представления своего опыта, объем работы и многое другое. Среди прочего стоит отметить трудности, с которыми учащиеся сталкиваются, когда речь заходит об оформлении тезисов учебно-исследовательской работы. Изначально следует признать, что и среди педагогов немногие имеют конкретные представления о том, что должны включать в себя и как должны быть оформлены тезисы к работе.

     Обратимся к справочным данным:

В науке, философии, логике и лингвистике

  • Тезисы — обычно приведённые в аннотации кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы и т. д.

(по материалам Википедии)

     Основная трудность возникает из-за того, что для оформления тезисов к учебно-исследовательской работе следует максимально сжато изложить основные этапы исследования и важные идеи, изложенные в докладе. После многочасовой работы над подбором материалов и их сортировки, после шлифования вариантов текста доклада, дополнения, уточнения,  предстоит максимально сократить изложение и представить его в виде сухого остатка.

     Тезисы призваны дать читателю основное представление о теме доклада, его цели и главных выводах. Именно этим обусловлена их сжатая структура.

     В основном, требования к оформлению тезисов учебного доклада гласят о том, что их объем не должен превышать одного печатного листа. Иногда уточняется также оформление (размер шрифта, ширина полей и т.д.). Кроме того, есть стандартный набор информации, которая должна быть представлена в тезисах:

- информация об авторе доклада и его научном руководителе,

- информация об ОУ, которое представляет докладчик,

- тема доклада, его цель и (кратко) задачи, гипотеза, актуальность исследования, этапы работы и методы, главные выводы.

     Следует помнить, что тезисы к учебному исследованию не раскрывают всей сути и особенностей работы, а лишь являются предисловием к ней. Написание тезисов – это особый навык краткого изложения мысли, которому стоит обучать уже на этапе школьного исследования.

 

10.10.2019 г.                                                                 Русина Вероника Андреевна,

                                                      учитель ГБОУ СОШ № 263 г. Санкт-Петербурга.