Планирование по профилактике
Работа современной школы по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.
«Социальный педагог – соратник ребенка, и его педагогическое искусство состоит в том, чтобы не делать все за ребенка, а вовлечь его в деятельность. Социальный педагог помогает воспитаннику понять окружающий мир…»
Ю.В. Василькова.
В последние годы потребность в развитии социально-педагогической службы помощи детям и подросткам в школе стала крайне необходима, хотя имеет глубокие исторические корни. В связи с этим, появляется необходимость введения в каждую школу должности социального педагога. Все чаще в своей деятельности социальному педагогу приходится сталкиваться с самыми разнообразными проблемами социальной жизни учащихся и быть готовыми к их разрешению. Вся работа должна идти на формирование положительных личностных качеств обучающихся.
В рамках реализации Федерального закона № 120 –ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в работе школы значительное место занимает воспитательная и профилактическая деятельность по безнадзорности и правонарушениям детьми и подростками социальных норм. Этот закон является шагом в разработке мер по осуществлению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно: устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с жизненной ситуацией детей, находящихся в социально- опасном положении.
В компетенцию социального педагога прежде всего входит индивидуальная профилактическая работа по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении, их социально- педагогическая реабилитация, предупреждения совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактические мероприятия, проводимые в рамках месячников и как отдельные классные часы, являются важнейшей составляющей современной школьной системы образования. Все они направленны на формирования здорового образа жизни и правильной позиции, социальной активности и мотивации подрастающего поколения в современном мире.
В рамках работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений специалистам школы необходимо выбирать следующие направления в своей работе: диагностическое, консультативное, социально - педагогическое просвещение и межведомственное взаимодействие.
Любая догадка по отношению к ученику (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Тогда социальный педагог проводит в своей деятельности такой метод работы как мониторинг. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого надо использовать лишь житейскую лексику. При этом желательно давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
Школа сегодня должна работать согласно основной нормативной базы и в соответствии с законодательством РФ:
- Конституции РФ;
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федерального закона от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Конвенции ООН о правах ребенка 1995 года.
- плана воспитательной работы школы
- плана совместной деятельности школы с МКДН и ЗП по профилактике преступлений и правонарушений на учебный год;
- плана совместной деятельности школы с ОП УМВД России по профилактике преступлений и правонарушений на учебный год;
- плана Совета профилактики;
- плана работы социального педагога на учебный год.
Воспитательная работа школы должна быть направлена на развитие общекультурного потенциала личности обучающегося, формирование нравственного ответственного специалиста, гражданина и патриота страны.
Все учителя, работающие с детьми, должны для себя понимать, в чем заключается их первоочередная помощь. Беседовать по проблеме ребенка, лучше всего индивидуально с обучающимися и их родителями, стараясь у каждого выявить положительные стороны характера, и на этой основе укрепить в нем веру в собственные силы и возможности. Для этого необходимо установить со школьниками психологический контакт, изучить их интересы, склонности, потребности, что поможет нам в работе с различными социальными категориями семей.
Основными задачами процесса воспитания являются:
- создание стимулирующих условий для развития нравственно-эстетической, творческой личности обучающегося на основе современных педагогических технологий;
- создание условий для личностного роста обучающихся, создание условий для всемерного развития личности, для побуждения к самоанализу, самооценке, самовоспитанию;
- создание условий для формирования потребностей обучающихся в ЗОЖ;
- формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества;
- продолжение работы по вовлечению обучающихся школы в сеть дополнительного образования;
- организация профилактической работы
Вопросам воспитательной работы пристальное внимание уделяет администрация школы и весь педагогический коллектив. На заседаниях педагогического совета, методического совета и совещаниях при директоре постоянно должны рассматриваться вопросы сопровождения воспитательного процесса. Современной школе необходима своевременная связь с родителями, через родительские собрания, где родители будут информированы классными руководителями о посещаемости и успеваемости своих детей. Администрация и социально - педагогическая служба осуществляют консультирование родителей по учебно-воспитательным вопросам.
Школа проводит работу по развитию у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретению умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, которые угрожают здоровью и жизни.
Педагогический коллектив совместно с социально-психологической службой школы работает над навыками ответственного поведения в пользу своего здоровья.
Планомерная постоянная работа по предупреждению беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволяют исключить факты вовлечения обучающихся школы в группы и движения с выраженной противоправной и противозаконной деятельностью.
С целью ранней профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних обеспечивается выполнение планов по реализации региональной образовательной программы «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства»
Исходя из вышесказанного, в школе должно реализовываться планирование профилактической работы по беспризорности, безнадзорности и правонарушениям.
Таким образом, социальный педагог в школе имеет очень широкий спектр деятельности, который постоянно расширяется и требует для своей реализации больший набор инструментариев
Профилактическая работы по беспризорности, безнадзорности, правонарушений должна продолжаться постоянно. Особое внимание при этом уделять проблеме самовольного ухода из дома, бродяжничеству, а так же разъяснению последствий происходящего и кто будет нести ответственность за эти деяния и проступки.
Как говорил А.С.Макаренко:
«Родительские требования к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания, и если с ребенком неблагополучно, нужно прежде всего самого себя положить под микроскоп. И нужно не ребенка перевоспитывать, а менять ваше отношение к нему, так как его отношение к себе зависит только от вас».
Приложение 1
Таблица1
Планирование работы по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные, привлекаемые к работе |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Сверка списка обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, ОПДН Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, КДН и ЗП Сеймского округа. Формирование банка данных на этих обучащихся | Сентябрь | Начальник инспекции ОПДН Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, секретарь МКДН и ЗП, зам. директора по ВР, социальный педагог |
2 | Оформление уголка «Для Вас, родители!» | Сентябрь | Соц. педагог |
3 | Планирование и информационное обеспечение деятельности социально-психолого-педагогической службы | Август–сентябрь | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
4 | Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на любой вид учета | В течение года | Классные руководители, инспектор ОПДН Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, специалисты социально-психолого-педагогической службы школы |
5 | Выявление и учет обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания и их внеурочную занятость («группа риска») | В течение года | Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог |
6 | Изучение потребностей в дополнительном образовании на территории единого образовательного пространства | Сентябрь–октябрь, апрель–май | Социально-психолого-педагогическая служба, классные руководители, педагоги дополнительного образования |
7 | Сбор информации о занятости обучающихся в кружках и секциях учреждений дополнительного образования (в том числе и состоящих на разных формах учета) | Сентябрь–октябрь, январь–февраль. | Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог |
8 | Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета и обучающихся «группы риска», детей из неблагополучных и социально - опасных семей | Перед каникулами (в течение года) | Социальный педагог, классные руководители, зам. директора по ВР |
9 | Рейды по неблагополучным семьям, ТЖС, семьям учащихся группы риска. Участие в акции по выявлению детей, нуждающихся в защите государства. Обследование условий жизни опекаемых детей (в соответствии с планом, по необходимости) | В течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители, инспектор ОПДН Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, уполномоченный по правам ребенка, социальный педагог |
10 | Работа по микрорайону школы: – выявление и учет детей, подлежащих обучению в школе (выполнение ФЗ РФ «Об образовании»); – обследование семей детей, имеющих риск социального сиротства в целях защиты их прав. -Выявление несовершеннолетних подопечных, проживающих в микрорайоне школы
| Сентябрь, апрель | Педагогический коллектив школы, инспектор ОПДН Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, уполномоченный по правам ребенка, социальный педагог |
11 | Проведение месячников, определенных дней профилактики | В течение года | Службы и ведомства системы профилактики, специалисты социально-психолого-педагогической службы школы |
12 | Организация работы по правовому просвещению в школе (согласно плану), проведения дня правовой помощи через массовое мероприятие: Час вопросов и ответов « Мои права » ,круглый стол «Твои права и обязанности»
| В течение года | Заместитель директора по УВР, уполномоченный по правам ребенка, специалисты правовых структур и ведомств с участием адвокатов, нотариусов, юристов, сотрудников УФСИН, студентов юридических факультетов, сотрудников прокуратуры |
13 | Работа уполномоченного по правам ребенка в школе (согласно плану) с оформлением школьного стенда и странички на сайте школы | В течение года | уполномоченный по правам ребенка |
14 | Деятельность по программе всеобуча: – контроль над посещением школьных занятий; – контроль над посещением внеурочной деятельности, кружковой деятельности и спортивных секций, состоящих на учетах и детей «группы риска»
| В течение года | Социальный педагог |
|
|
|
|
15 | Организация работы по вовлечению учащихся в РДШ | В течение года | Педагог РДШ, зам директора по ВР, ст. вожатая, классные руководители. |
16 | Организация диагностической и коррекционной работы | В течение года | Социально-психологическая служба |
17 | Организация летнего отдыха обучающихся школы | Март–август | Зам. директора по ВР, начальник школьного лагеря, социальный педагог |
18 | Организация летнего трудоустройства обучающихся (через ярмарку вакансий, проводимой отделом опеки и попечительства округа) | Март–август | Социальный педагог, зам. директора по ВР |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа современной школы по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.
«Социальный педагог – соратник ребенка, и его педагогическое искусство состоит в том, чтобы не делать все за ребенка, а вовлечь его в деятельность. Социальный педагог помогает воспитаннику понять окружающий мир…»
Ю.В. Василькова.
В последние годы потребность в развитии социально-педагогической службы помощи детям и подросткам в школе стала крайне необходима, хотя имеет глубокие исторические корни. В связи с этим, появляется необходимость введения в каждую школу должности социального педагога. Все чаще в своей деятельности социальному педагогу приходится сталкиваться с самыми разнообразными проблемами социальной жизни учащихся и быть готовыми к их разрешению. Вся работа должна идти на формирование положительных личностных качеств обучающихся.
В рамках реализации Федерального закона № 120 –ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в работе школы значительное место занимает воспитательная и профилактическая деятельность по безнадзорности и правонарушениям детьми и подростками социальных норм. Этот закон является шагом в разработке мер по осуществлению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно: устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с жизненной ситуацией детей, находящихся в социально- опасном положении.
В компетенцию социального педагога прежде всего входит индивидуальная профилактическая работа по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении, их социально- педагогическая реабилитация, предупреждения совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактические мероприятия, проводимые в рамках месячников и как отдельные классные часы, являются важнейшей составляющей современной школьной системы образования. Все они направленны на формирования здорового образа жизни и правильной позиции, социальной активности и мотивации подрастающего поколения в современном мире.
В рамках работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений специалистам школы необходимо выбирать следующие направления в своей работе: диагностическое, консультативное, социально - педагогическое просвещение и межведомственное взаимодействие.
Любая догадка по отношению к ученику (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Тогда социальный педагог проводит в своей деятельности такой метод работы как мониторинг. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого надо использовать лишь житейскую лексику. При этом желательно давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
Школа сегодня должна работать согласно основной нормативной базы и в соответствии с законодательством РФ:
- Конституции РФ;
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федерального закона от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Конвенции ООН о правах ребенка 1995 года.
- плана воспитательной работы школы
- плана совместной деятельности школы с МКДН и ЗП по профилактике преступлений и правонарушений на учебный год;
- плана совместной деятельности школы с ОП УМВД России по профилактике преступлений и правонарушений на учебный год;
- плана Совета профилактики;
- плана работы социального педагога на учебный год.
Воспитательная работа школы должна быть направлена на развитие общекультурного потенциала личности обучающегося, формирование нравственного ответственного специалиста, гражданина и патриота страны.
Все учителя, работающие с детьми, должны для себя понимать, в чем заключается их первоочередная помощь. Беседовать по проблеме ребенка, лучше всего индивидуально с обучающимися и их родителями, стараясь у каждого выявить положительные стороны характера, и на этой основе укрепить в нем веру в собственные силы и возможности. Для этого необходимо установить со школьниками психологический контакт, изучить их интересы, склонности, потребности, что поможет нам в работе с различными социальными категориями семей.
Основными задачами процесса воспитания являются:
- создание стимулирующих условий для развития нравственно-эстетической, творческой личности обучающегося на основе современных педагогических технологий;
- создание условий для личностного роста обучающихся, создание условий для всемерного развития личности, для побуждения к самоанализу, самооценке, самовоспитанию;
- создание условий для формирования потребностей обучающихся в ЗОЖ;
- формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества;
- продолжение работы по вовлечению обучающихся школы в сеть дополнительного образования;
- организация профилактической работы
Вопросам воспитательной работы пристальное внимание уделяет администрация школы и весь педагогический коллектив. На заседаниях педагогического совета, методического совета и совещаниях при директоре постоянно должны рассматриваться вопросы сопровождения воспитательного процесса. Современной школе необходима своевременная связь с родителями, через родительские собрания, где родители будут информированы классными руководителями о посещаемости и успеваемости своих детей. Администрация и социально - педагогическая служба осуществляют консультирование родителей по учебно-воспитательным вопросам.
Школа проводит работу по развитию у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретению умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, которые угрожают здоровью и жизни.
Педагогический коллектив совместно с социально-психологической службой школы работает над навыками ответственного поведения в пользу своего здоровья.
Планомерная постоянная работа по предупреждению беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволяют исключить факты вовлечения обучающихся школы в группы и движения с выраженной противоправной и противозаконной деятельностью.
С целью ранней профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних обеспечивается выполнение планов по реализации региональной образовательной программы «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства»
Исходя из вышесказанного, в школе должно реализовываться планирование профилактической работы по беспризорности, безнадзорности и правонарушениям.
Таким образом, социальный педагог в школе имеет очень широкий спектр деятельности, который постоянно расширяется и требует для своей реализации больший набор инструментариев
Профилактическая работы по беспризорности, безнадзорности, правонарушений должна продолжаться постоянно. Особое внимание при этом уделять проблеме самовольного ухода из дома, бродяжничеству, а так же разъяснению последствий происходящего и кто будет нести ответственность за эти деяния и проступки.
Как говорил А.С.Макаренко:
«Родительские требования к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания, и если с ребенком неблагополучно, нужно прежде всего самого себя положить под микроскоп. И нужно не ребенка перевоспитывать, а менять ваше отношение к нему, так как его отношение к себе зависит только от вас».
Приложение 1
Таблица1
Планирование работы по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные, привлекаемые к работе |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Сверка списка обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, ОПДН Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, КДН и ЗП Сеймского округа. Формирование банка данных на этих обучащихся | Сентябрь | Начальник инспекции ОПДН Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, секретарь МКДН и ЗП, зам. директора по ВР, социальный педагог |
2 | Оформление уголка «Для Вас, родители!» | Сентябрь | Соц. педагог |
3 | Планирование и информационное обеспечение деятельности социально-психолого-педагогической службы | Август–сентябрь | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
4 | Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на любой вид учета | В течение года | Классные руководители, инспектор ОПДН Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, специалисты социально-психолого-педагогической службы школы |
5 | Выявление и учет обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания и их внеурочную занятость («группа риска») | В течение года | Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог |
6 | Изучение потребностей в дополнительном образовании на территории единого образовательного пространства | Сентябрь–октябрь, апрель–май | Социально-психолого-педагогическая служба, классные руководители, педагоги дополнительного образования |
7 | Сбор информации о занятости обучающихся в кружках и секциях учреждений дополнительного образования (в том числе и состоящих на разных формах учета) | Сентябрь–октябрь, январь–февраль. | Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог |
8 | Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета и обучающихся «группы риска», детей из неблагополучных и социально - опасных семей | Перед каникулами (в течение года) | Социальный педагог, классные руководители, зам. директора по ВР |
9 | Рейды по неблагополучным семьям, ТЖС, семьям учащихся группы риска. Участие в акции по выявлению детей, нуждающихся в защите государства. Обследование условий жизни опекаемых детей (в соответствии с планом, по необходимости) | В течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители, инспектор ОПДН Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, уполномоченный по правам ребенка, социальный педагог |
10 | Работа по микрорайону школы: – выявление и учет детей, подлежащих обучению в школе (выполнение ФЗ РФ «Об образовании»); – обследование семей детей, имеющих риск социального сиротства в целях защиты их прав. -Выявление несовершеннолетних подопечных, проживающих в микрорайоне школы | Сентябрь, апрель | Педагогический коллектив школы, инспектор ОПДН Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, уполномоченный по правам ребенка, социальный педагог |
11 | Проведение месячников, определенных дней профилактики | В течение года | Службы и ведомства системы профилактики, специалисты социально-психолого-педагогической службы школы |
12 | Организация работы по правовому просвещению в школе (согласно плану), проведения дня правовой помощи через массовое мероприятие: Час вопросов и ответов « Мои права » ,круглый стол «Твои права и обязанности» | В течение года | Заместитель директора по УВР, уполномоченный по правам ребенка, специалисты правовых структур и ведомств с участием адвокатов, нотариусов, юристов, сотрудников УФСИН, студентов юридических факультетов, сотрудников прокуратуры |
13 | Работа уполномоченного по правам ребенка в школе (согласно плану) с оформлением школьного стенда и странички на сайте школы | В течение года | уполномоченный по правам ребенка |
14 | Деятельность по программе всеобуча: – контроль над посещением школьных занятий; – контроль над посещением внеурочной деятельности, кружковой деятельности и спортивных секций, состоящих на учетах и детей «группы риска» | В течение года | Социальный педагог |
15 | Организация работы по вовлечению учащихся в РДШ | В течение года | Педагог РДШ, зам директора по ВР, ст. вожатая, классные руководители. |
16 | Организация диагностической и коррекционной работы | В течение года | Социально-психологическая служба |
17 | Организация летнего отдыха обучающихся школы | Март–август | Зам. директора по ВР, начальник школьного лагеря, социальный педагог |
18 | Организация летнего трудоустройства обучающихся (через ярмарку вакансий, проводимой отделом опеки и попечительства округа) | Март–август | Социальный педагог, зам. директора по ВР |