Мотивационное начало урока

Шестак Ксения Викторовна

Современных детей часто называют не тинейджерами, а новым термином: скринейджеры (от английского, screen). Этих детей сложно чем-то удивить и увлечь, они воспринимают информацию с экрана телефона или планшета, материал урока для них нередко скучен и труден, их мотивация на уроках снижена и вопрос  этот стоит перед учителем довольно остро. Мы начнем с тезиса: «Успех всего урока определяет его начало». В качестве эпиграфа, вслед за англичанами: «A good beginning makes a good ending».

Организационный этап на каждом уроке (в особенности на уроках иностранного языка) является неотъемлемым и крайне важным. По какой причине?

  1. преодоление напряженности и скованности, создание благоприятного психологического климата
  2. создание атмосферы энтузиазма, повышение мотивации и интереса к обучению, задать темп урока
  3. презентовать тему и цель урока

На этом этапе важно заменить формальный и традиционный орг.момент так называемой речевой зарядкой или warming-up, мотивирующим коммуникативным заданием (с использованием ранее изученных лексических и грамматических структур). Важно при этом помнить, что разминка должна быть подкреплена ходом и желательно темой урока, связана с задачами, дабы не потерять общий смысл и логику занятия).!!!

Содержание и форма речевой зарядки варьируется в зависимости от:

  • типа урока,
  • цели обучения,
  • ступени обучения и уровня подготовки,
  • учебного материала,
  • физ. и психологических особенностей учащихся.

В связи с этим, выделим следующие виды речевых зарядок:

  1.  WARMERS (своего рода энерджайзеры) – направлены на создание позитивной атмосферы, повышение энергии: речевки (мое настроение – можно сделать в виде трафарета смайлов), рифмованное начало урока, скороговорки), загадки, небольшие игры, (снежный ком, угадай, кто, блиц-опросы) – такие РР целесообразно проводить в классах, где нет серьезных проблем с дисциплиной, на ура они проходят в начальной школе и младшем среднем звене.
    • если урок нетрадиционный (урок-путешествие, квест, экскурсия) – можно начать с небольшой интриги (закодированное слово/текст сообщения в конверте), клад/сундук с сокровищами, письмо в бутылке), элементов театрализации, с ролевой игры: предложить учащимся представить себя на уроке туристами-путешественниками, корреспондентами.
    • свод советов: лаконичные и простые правила, как быть счастливым, обещания на новый учебный год/четверть, мастхэв занятий на лето, лайфхаки на определенную тему (как начать общение, как выбрать занятие по душе)
  2. LEAD-INS (подводка к основной части и содержанию, фокус внимания на тему урока и связь между темой и актуальными  волнующими событиями в жизни учеников)
    • цитаты, крылатые фразы, притчи, пословицы, идиомы, поговорки, мудрость разных народов (можно заблаговременно убрать некоторые слова из выражений и предложить учащимся отгадать их, либо завершить высказывания известных людей)
    • интересные факты (направлены на расширение кругозора и общей эрудиции, страноведение, факты могут быть и заведомо неправдивые, задача учеников: выбрать реальные: agree/disagree), логические задачи, связанные с темой урока
    • новостная лента: что в мире нового (можно обсуждать устно или оформить в виде ленты вк/инстаграм, на стенде/доске, назначить ответственных за релиз)  - новость может содержать проблему!
    • связь с датой (знаменательное событие этого дня, какой праздник отмечается в этот день, кто из знаменитостей родился в этот день), может пригодиться флеш-анимация от гугл (дудл), посвященная определенному дню/дате
    • стоп-кадр (фрагмент видео по теме, задача: сформулировать тему и предугадать развитие событий в видео)
    • опиши картинки и отгадай тему урока (сравни картинки, найди общее, лишний элемент), инфографика, сайт pinterest
    • песня (до урока или перед началом включить композицию по теме, обсудить впечатление и содержание, составить мнение)

 

Важные правила, которых необходимо придерживаться:

  1. разработать такое начало урока, которое вызовет у учащихся желание высказываться по теме на изучаемом языке

  2. обязательно связать начало урока с остальными этапами и желательно с темой

  3. подготовить несколько возможных вариантов РР, в зависимости от конкретной ситуации, атмосферы в классе

  4. использовать разминки разных типов от урока к уроку, разного уровня сложности, в соответствии с возрастом и интересами группы

  5. избегать рутины, не бояться экспериментировать

  6. вовлекать учеников в практическую деятельность с самого начала урока, ведь китайская пословица гласит: Tell me and I'll forget; show me and I may remember; involve me and I'll understand.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon motivatsiya_sayt.pdf1.7 МБ

Предварительный просмотр: