Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2019» Краснокутского района Саратовсой области КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ» Овечкина А.И. МОУ – сош с.Логиновка «Я - УЧИТЕЛЬ»
Эссе « Я – учитель»
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». (Л.Н. Толстой)
Я – учитель…
Моё педагогическое призвание зарождалось постепенно и в не столь далёких 80-х годах XX века.
До сих пор непросто даже самой себе ответить на вопрос: почему остановила свой выбор на профессии учителя? Детская мечта или это было предопределено, ведь неслучайно, обучаясь в школе, мы часто дома играли в «школу».
Мама работа в детском садике. Я часто с одноклассницами бегала туда. И не, столько к маме, сколько к своим бывшим воспитателям: Кауфман Татьяне Сергеевне и Кауфман Ирине Ивановне. Нас всегда тепло встречали, а мы старались помочь: устраивали кукольные представления, помогали в проведение праздников. Я благодарна и своей первой учительнице – Гулаковой Валентине Васильевне. Когда что – то не получается, вспоминаю её, наш класс – и решение приходит само собой. В среднем звене мечтала стать математиком. И примером для меня стали директор школы Кравцова Валентина Васильевна, учитель химии Белоусова Нина Васильевна, учитель математики Ионова Раиса Владимировна.
Уже в начальных классах стала задумываться: воспитатель или всё же учитель? «Учитель!» - решила я. Но в детский садик бегала до окончания школы. Обстановка доброты, тепла и уюта притягивала, как магнит.
Получается, что не только я выбрала эту профессию, но и она долго выбирала меня. И всё-таки стала учителем... Возможно, это мой ангел указал путь. Быть учителем!
И вот уже двадцать один год я ежедневно погружаюсь в прекрасный мир детства, раскрываю тайны человеческих сердец, живу в гармонии с собой и миром, работая учителем в школе. В школе, где есть радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, частые бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки. А по сути своей она радостная, и очень ответственная. Нам доверили самое дорогое – ребёнка.
Ребёнок — изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру. Это, по словам Плутарха, «не пустой сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь». Дети самые чистые, искренние и порядочные люди. Я люблю детей просто потому, что они дети — яркие, эмоциональные, добрые.
У каждого свой путь. Своё призвание. Для меня — это школа. Это то место, где я могу подарить свою огромную любовь детям, то, чем живу сама.
Педагогом нельзя быть только на школьном уроке. Любить всех учеников, быть внимательным к каждому ребёнку, суметь поддержать его в трудную минуту — всё это возможно только по зову сердца, движению души. В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаёте, и тех, кому преподаёте». Любить детей... Любить — значит, понимать, что они не запрограммированные существа, а личности со своим характером, темпераментом, привычками. Понимать, что нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что ребёнок — личность. Понимать, что не только я, педагог, учу ребёнка, но и он, мой ученик, несмотря на свой малый жизненный опыт, помогает мне постичь жизнь. Получается, что мы учимся одновременно. Сотворчество, сотрудничество, согласие — триада, определяющая мой путь учителя.
Как и многие педагоги, я твердо убеждена в том, что урок проводится ради ребенка, существует для него и что ребенок должен не просто присутствовать на уроке, а жить в нем.
Задачи воспитания всегда тесно переплетаются с задачами обучения на каждом уроке. С ребятами работаю над культурой поведения, общения. Происходящие в обществе перемены вынуждают искать новые и переосмысливать старые методы обучения и воспитания. Чтобы весь учебно-воспитательный процесс перешел на качественный новый уровень, я в повседневной работе придерживаюсь следующих принципов:
- верь в своего ученика;
- понимай и принимай его таким, какой он есть;
- уважай ученика, но будь требователен к нему;
- искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам;
- стремись к созданию оптимально положительных условий для реализации интересов, способностей учащихся.
Очень часто близкие и знакомые спрашивают меня: «Трудно ли работать учителем?».Вряд ли кто-то скажет, что легко. Да и я не исключение. Лучше всего это понимают педагоги и ученики. Многие родители, приходя в школу, начинают смотреть на этот мир по-другому: и дети, и учителя раскрываются для них по-новому. Школа — самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг — это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени на второстепенное и ненужное. Важно не проглядеть, не упустить время, не опоздать! Я стараюсь успеть. Время — величайшая ценность, его нельзя тратить на пустяки. Учиться надо всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь учить.
Ни одна профессия в мире не даёт столько разнообразных возможностей для саморазвития. Разве это не счастье — быть учителем? Говорят, что педагогом нужно родиться. Не буду противоречить прописным истинам. Но то, что учитель должен быть целеустремлённым и талантливым человеком, это моё личное убеждение.
Откуда же берёт силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя, пожизненно вызванного к доске? Я знаю ответы на эти сложные вопросы, потому что я правильно сделала свой выбор.
Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». Каждый урок учителя — это маленький спектакль, затрагивающий тонкие струны детских душ, и, если они звучат, как единая мелодия, значит, Учитель состоялся. Я верю, что лучший мой урок впереди. И продолжать его будет сама жизнь. Я всегда думаю о том, станет ли мой урок для детей примером Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма. И я верю — станет!
Поэтому приоритетными целями воспитания для себя определила: формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, самостоятельности, независимости суждений, сочетающихся с уважением к мнению других людей, способности ориентироваться в мире духовных ценностей. Для этого я устраиваю для детей экскурсии, игровые тренинги, семейные праздники.
Своё эссе хотелось бы закончить подсмотренными строками:
Люблю эту жизнь, и детей, и работу,
Я ей ежедневно сполна отдаюсь.
И пусть нелегка педагога работа
Я, правда, профессией нашей горжусь.
У каждой работы свое начинанье,
У каждой профессии важность своя.
Скажу вам сегодня о ней, что когда-то
Для всей своей жизни выбрала я.
Хочу Вам пожелать сегодня я немного:
Любить и быть любимыми, учиться и учить.
Всего 4 вещи, но в этом суть:
Без них никак Учителем не быть.
Любите свой предмет и тех, кому преподаете.
И пусть в ответ Вас тоже любят дети.
Учите, открывая новых знаний мир.
И, чтоб идти вперед, всегда учитесь сами.