Проектный метод обучения как технология успешного развития и саморазвития учащихся
В современной школе поиск новых педагогических технологий, методов и средств обучения чрезвычайно актуален. Метод проектов считается относительно новым, хотя и широко известным. Он впервые возник в 20-е годы
прошлого столетия в США, его называли также методом проблем, и связывался он с именем американского педагога Дж. Дьюи. Главная идея заключалась в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс. При этом его ученики пытались организовать деятельность на основе
совместного труда, сотрудничества, прилагая собственные, самостоятельные
усилия.
Под методом проектов понимается обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности.
Поэтому так важно не смешивать понятия «проект как результат деятельности» (определённое её оформление) и «проект как метод познавательной деятельности».
В 20-х гг. ХХ в. советские педагоги Е.Г. Кагаров, С.Т. Шацкий, Б.В.Игнатьев М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин проявили интерес к методу проектов. Приобретение знаний вовремя общественно - полезных дел широко применяли в «трудовой школе».
Подход к методу отечественных педагогов отличался от американских.
Наши педагоги главным считали формирование таких качеств, как коллективизм, трудолюбие, настойчивость в достижении поставленной цели,
общественно - политическую активность, тогда как американские коллеги
упор делали на умение приспособиться к ситуации или среде. Оба подхода
имеют положительные моменты, так как для каждого человека важно и развитие индивидуальных способностей, и навыки взаимодействия в социальной среде.
В настоящее время ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ориентирован на выпускника школы
готового к сотрудничеству, способного осуществлять учебно- исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.
Не случайно метод проектов относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.
В соответствии с указанными определениями и различными описаниями метода проектов выделим его характерные черты:
• сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;
• использование комплекса знаний и навыков из различных областей;
• соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям
воспитанников;
• четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;
• творческая направленность, стимулирование самореализации и
само актуализации личности;
• ориентация на практический, социально-значимый результат.
Проект является одной из форм итоговой самостоятельной работы по предметам с целью:
- обобщить, систематизировать и закрепить знания теории;
- сформировать умения применять теоретические знания на практике;
- связать с будущей профессиональной деятельностью применение полученных знаний, умений и навыков;
- развить самостоятельность, творческий потенциал учащихся;
- подготовки к итоговой государственной аттестации.
Основные требования к использованию метода проектов:
- наличие проблемы
- значимость результатов
- самостоятельная деятельность учащихся
- указание поэтапных результатов
- использование исследовательских методов
Существует много видов проектов, поэтому метод применяется очень широко.
Проекты можно классифицировать:
- по содержанию в области одного предмета
- интегрированные (по нескольким предметам)
- индивидуальные
- групповые
- исследовательские
- игровые
- творческие
- социальные
- краткосрочные
- долгосрочные.
Такое многообразие свидетельствует об универсальности этого метода и поэтому он находит большое применение в педагогической практике обучения и воспитания. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть, как-либо оформлены (какое-то изделие, видеофильм, альбом, компьютерная газета, презентация, самодельная книга, реальная помощь ветеранам, младшим школьникам и т.д.)
Метод проектов – это один из способов знакомства с профессиональной деятельностью и включает элементы сотрудничества в обществе. Работая в команде, ребята постепенно переходят из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, что ведёт к социализации личности, т.е. взрослению.
Проектный метод, с одной стороны позволяет формировать у учащихся такие
компетенции, как:
• социальная – ученик работает в команде, осознавая определённое место в ней;
• коммуникативная – учащийся старается, чтобы его поняли;
• регулятивная – учащийся учится планировать, предполагает ожидаемый результат;
• познавательная – проявляется интерес к предметам.
С другой стороны, проектный метод помогает формировать следующие
компетенции:
• информационная – освоить разные информационные технологии и уметь с
ними работать;
• исследовательская – уметь наблюдать, измерять, анализировать, сравнивать
• автономизационная - умение саморазвития, способность к
самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность.
Когда ученик работает над проектом, у него развивается творческое мышление. Эту работу можно представить, как проект шести «П»:
* проблема
*проектирование
*поиск информации
*продукт
*презентация
*портфолио проекта
Предмет «Технология» имеет широкие возможности для развития у учащихся основных обще предметных и предметных компетенций через проектно- исследовательскую деятельность.
Применение такого метода обучения несёт и большую воспитательную функцию, помогает ребятам обрести уверенность в себе, а педагогу помочь найти индивидуальный подход к развитию каждого школьника.
Список литературы
1.Педагогическая энциклопедия. Т.1 / под ред. А.Г. Калашникова. – М.: Работник просвещения, 1929. – 193с
2. Гречишкина И.А., Псарёва И.В. Проектно-исследовательская деятельность школьников. Физика. Всё для учителя! Журнал от Издательской группы «Основа», 2013, № 3,16-18.