Как заинтересовать ученика
Каждый раз, разрабатывая конспект урока, я задаюсь вопросом: как заинтересовать ученика?
Сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_pravil.docx | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.
А для этого необходимо решать следующие задачи:
1. Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.
2. Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.
3. Развитие коммуникативной компетенции у обучащихся.
4. Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.
Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы.
Этому способствует использование:
● Разнообразных форм и методов работы на уроках;
● Возможности каждому ученику выступить активным участником образовательного процесса;
● Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;
● Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Приемы и методы проектной технологии
С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка и литературы школьники выполняют разные проекты: история словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты на определенную тему. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
Приемы и методы проектной технологии
С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка школьники выполняют разные проекты: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты учебных пособий.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение.
Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает урок интересным, содержательным и увлекательным.
При разработке конспекта урока я стараюсь придерживать следующих правил
1 правило - хорошая история
Расскажите короткую интересную историю, непосредственно связанную с новым материалом.
2 правило - правильное вступление
Зацепка — краткое вступление, эффективно передающее то интересное и захватывающее, что есть в новом материале, выводящее все это на первый план, мощно привлекающее внимание к новой теме.
3 правило - понятная аналогия
Предложите интересную и полезную аналогию, связывающую новую концепцию с той или иной жизненной ситуацией. Например, я недавно присутствовал на уроке, где учительница сравнила замену связей в химических соединениях с тем, как танцоры в танцклассе выбирают себе партнеров.
4 правило - реквизит для урока
Оживите рассказ интересным реквизитом. Например, надев куртку, которую мог носить главный герой литературного произведения (или не мог — «Ребята, кто скажет, почему?»). Или принесите на урок глобус и фонарик, чтобы продемонстрировать вращение Земли вокруг Солнца.
5 правило - образы и информационные носители
Картинка, фрагмент музыкального произведения или видео (очень короткое) могут сделать вашу зацепку намного эффективнее. Но только при условии, что их использование будет тщательно спланировано и что это способствует достижению главной цели урока, а не отвлекает учащихся от нее.
6 правило - подчеркните статус
Опишите, чем именно велик тот, кого вы будете изучать, например перечислите причины, по которым Шекспир считается величайшим английским поэтом и драматургом. Или просто сообщите классу, что сегодня вы начнете читать и исследовать произведение «автора, которого многие считают величайшим из всего его поколения», или «величайшим писателем, который писал о войне», или «величайшим из всех, кто писал о любви и человеческих взаимоотношениях», или «величайшим англоязычным писателем».
7 правило - вызов
Дайте ученикам очень сложное задание, и пусть они попробуют его выполнить. В некоторых школах учителя используют эту игру, что называется, по умолчанию — когда им не удается найти более подходящую зацепку для привлечения внимания детей к новой теме.