описание опыта работы
Основой преподавания музыки является её деятельное освоение как вида искусства, включающего в себя единство деятельности композитора, слушателя, исполнителя. Я работаю по программе 1-7 класс «Музыка», авторской группы Е.Критская, Г.Сергеева, Т. Шмагина. Именно эта программа по предмету «Музыка» для 1 -7 классов составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по искусству. Музыкальное искусство открывается перед ребенком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идет опора на выявление жизненных связей музыки. В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.
На уроке музыки дети, прежде всего, стремятся расслабиться и отдохнуть от более «тяжёлых» предметов. Они любят петь, двигаться, фантазировать. И как в такой ситуации незаметно и ненавязчиво привлечь их к активной работе: думать, анализировать, сравнивать, рассуждать, мыслить, обобщать, быть коммуникабельным, гибким? Ведь к современному выпускнику школы предъявляются именно такие требования. Новые стандарты образования ставят перед нами задачу формирования высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей, явлений и процессов. Задача школы – помочь ребёнку овладеть необходимыми навыками и знаниями, раскрыть свои индивидуальные качества и найти себя в обществе. Уроки музыки в полной мере способствуют этому.
Придя в школу, ребёнок начинает самостоятельно творчески мыслить, через ошибки несмело ищет свой собственный путь. Необходимо поддержать интерес ребёнка к самостоятельному поиску. Задача учителя – не только передать готовый опыт музыкальной деятельности, но и помочь ученику стать сопричастным к этому опыту, самому осваивать и пополнять его.
Опыт работы в системе образования даёт мне уверенность в том, что уроки музыки – это в большой степени уроки жизни. Я думаю, каждый педагог стремится «достучаться» до детской души, заставить ребят задуматься о противоречиях жизни, заглянуть в себя. На своих уроках стараюсь подвести учащихся к проблеме окружающей их жизни, помочь находить возможные пути их решений через искусство. Начиная с первого класса, стараюсь вести уроки музыки, как уроки любви человека ко всему живому и высокому.
Моя система работы направлена на творческое развитие, т.е. развитие музыкальности, комплекса музыкальных способностей учащихся и их творческой активности. Поначалу я задумывалась над тем: возможно ли за сорок пять минут в неделю, делясь своими впечатления и мыслями с детьми, в результате получить «букет творческих проявлений»? И сделала вывод: такое возможно. Главное, не быть равнодушной к происходящему. Современных детей и подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Поэтому стараюсь идти в ногу со временем и использовать современные технологии, которые нам предлагает наше общество. Для поддержания устойчивого интереса к музыке я применяю нетрадиционные формы обучения: урок-игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок-экскурсия, урок-кроссворд, интегрированные уроки.
Одним из инструментов информационных технологий является программа Power Point, она также способствует повышению интереса к изучению предмета. Деятельность по созданию презентаций дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Презентация позволяет учителю сопровождать свой рассказ красочными картинами, иллюстрациями, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Видеофрагменты особенно помогают при знакомстве с музыкально-сценическими жанрами музыки. Ученики средней и старшей школы проявляют себя в творчестве, создавая презентации для своих выступлений. Таким образом, использование компьютера очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Также я использую различные задания, направленные на развитие творческого мышления и творческих способностей:
• сообщение интересных фактов из жизни и творчества композиторов, музыкантов;
• определение на слух характерных особенностей того или иного стиля (как классического искусства, так и современного);
• представление и «защита» домашней фонотеки;
• дать название произведению:это заставляет учащихся сосредоточиться, осознать самое главное, показать суть музыкального образа, как они его услышали;
• составить синквейн;
• нарисовать услышанное в музыке;
• сиюминутное сочинение-впечатление о музыке;
• подбор иллюстраций к музыкальным произведениям.
Уроки музыки развивают комплекс способностей: эмоциональную отзывчивость на музыку и познавательные музыкальные способности, творческое мышление и воображение, музыкальную память. Вместе с учениками мы учимся воспринимать доступную их возрасту народную, классическую и современную музыку классического направления. На основе этого происходит воспитание у ребят глубоких нравственных чувств, умение сопереживать эмоционально-образному содержанию музыкальных произведений. Для эффективности решения этих задач я использую методы и приёмы активного слушания:
Пластическое интонирование – это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.
Цветовое моделирование можно использовать для постижения формы произведения, его характера или образа. Например, некоторые произведения сложны и объёмны для восприятия школьников. В таких случаях можно поставить перед детьми задачу: определить, всегда ли музыка одинаковая по настроению и с помощью цвета нарисовать форму произведения. Дети определяют, например, что 1 и 3 части похожие, распевные, а 2 часть – живая, контрастная («Ноябрь» «На тройке» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского). Соответственно, из цветного картона дети строят 3-хчастную форму. Аналогично можно изучать форму рондо. Дети с удовольствием используют цветовое моделирование при знакомстве с ладами: мажор и минор.
Самым главным в своей педагогической работе считаю вокальную работу. Сама очень люблю петь. Уроки, особенно в младших классах, начинаю с вокальных приветствий «Здравствуйте ребята». Благодаря этому, дети плавно переходят от всех предметов, которые были до этого, в мой урок. Пение обычно является одним из самых наиболее любимых занятий школьников на уроках музыки. Как коллективная форма творчества, пение в классе способствует раскрепощению стеснительных, неуверенных в себе школьников. Затрудняясь спеть что-то индивидуально, они с радостью присоединяют свой голос к голосам товарищей.Школьникам интересны приемы коллективного пения: запевала и хор, «цепочкой», «эхо», «соревнование». Вообще мои ученики много поют, любят петь.
Работая с детьми над песней, я выделяю следующие важные для меня аспекты:
• Эмоциональное восприятие песни.
• Разучивание мелодии и запоминание слов.
• Вокально-интонационная работа.
• Драматургия песни.
• Художественное исполнение.
Всё чаще я использую на уроках пение под фонограмму – минус. Компьютерные программы позволяют легко изменить темп, громкость, а самое главное – тональность исполняемой песни, причём делается это доступно, легко и быстро. Применение презентаций с текстом на уроке музыки исключает запись слов в тетради, заучивание их наизусть, а это позволяет экономить время для собственно работы (над звуком, над образом, над ансамблем).
Можно сказать моим детищем является школьный вокальный ансамбль «Акварель», где занимаются девочки и мальчики со 2 по 7 класс. Ни одно школьное мероприятие не проходит без их участия. Кроме этого мы несколько раз в год выступаем на мероприятиях в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по РТ, на выборах, на праздниках двора.
Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся на уроке. На своих уроках музыки я использую различные музыкальные инструменты: деревянные ложки, звоночки, треугольники, трещотки, бубны, маракасы, ксилофоны, металлофоны и др.
Младшим школьникам свойственна подвижность, непоседливость. Поэтому на уроках им нужно дать возможность подвигаться. Конечно, действия детей ограничены условиями кабинета. Но на каждом уроке я стараюсь провести физкультминутку под музыку. В последние годы движение под музыку стало неотъемлемой частью урока музыки в школе. Этот вид деятельности развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению.
Изучение предмета «Музыка» дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает так же возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства. Считаю, что интегрированные уроки музыки с другими предметами: литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей и д.т., создают благоприятные условия для формирования универсальных учебных действий, достижения высокого уровня развития ключевых компетенций.
«Развитие образного мышления школьников через интеграцию искусств на уроке музыки» стало темой моей методической работы последних лет. Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Музыка, как и любое другое искусство, отражает жизнь в художественных образах, расширяет наше знакомство с окружающим миром, помогает лучше понять историю, проникнуться духом той или иной эпохи.
Для меня интегрированный урок – не цель, а средство формирования творческой личности, приобщение к новому типу мышления, простор для реализации инновационных технологий. Результатом проведения интегрированных уроков музыки является развитие эмоциональной сферы детей. А это, по мнению Сухомлинского, и дает «желанное пробуждение мысли». На интегрированных уроках учащиеся учатся понимать прекрасное, ценить красоту и жизни, беречь отношения между людьми. На уроках музыки обучающиеся создают творческие работы – пишут сочинения, выражают музыкальные и литературные образы в рисунках. Создание таких уроков помогает сформировать целостную картину мира, систему нравственных ценностей и идеалов.
Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, КВНы и т.д. Традиционными стали праздники: "Мандариновое настроение", "Последний звонок", "Выпускной вечер", «Звёздный дождь». Ведь задача не только урока музыки, но и школы - средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Навыки и компетенции, полученные на уроках музыки, помогают учащимся принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуются такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.