Аддикватное поведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
addiktivnoe_povedenie.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ.
По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.
Деструктивный характер такого состояния определяется тем, что человек устанавливает эмоциональную связь не с другими личностями, а предметами или явлениями, что особенно характерно для химической зависимости, пристрастии к карточным и прочим азартным играм, интернет-зависимости и т.д. Очень часто патология встречается среди несовершеннолетних подростков, школьников и студентов, но нередко диагностируется и у взрослых людей различного социального статуса. В связи с эти очень важна своевременная профилактика аддиктивного поведения среди детей, имеющих предрасположенность к этому.
Психология описывает аддикцию как некое пограничное состояние, возникающее между патологической зависимостью и нормой. Эта грань особенно тонка, если речь идет об аддикивном поведении подростков. Уходя от реальности путем употребления психоактивных веществ, компьютерных игр и т.д., они испытывают приятные и очень яркие эмоции, от которых очень скоро могут стать зависимы. При этом происходит снижение способности к адаптации. Можно сказать, что любые виды аддикции – это своеобразный сигнал о помощи, требующейся человеку для того, чтобы остаться полноценным членом общества.
Причины развития
Однозначные причины развития аддиктивного поведения выделить невозможно, так как здесь обычно происходит влияние сочетания различных неблагоприятных факторов внешней среды и личностных особенностей каждого конкретного человека. Как правило, выявить предрасположенность к аддиктивному поведению у подростков и детей можно с помощью специальных психологических методик и по наличию определенных особенностей личности и характера.
Аддиктивное поведение обычно развивается при сочетании вышеперечисленных особенностей с определенными обстоятельствами, например, неблагоприятной социальной средой, низкой адаптацией ребенка к условиям образовательного учреждения и т.д. Также выделяют дополнительные факторы риска, такие как стремление непременно выделиться из общей массы, азартность, психологическая неустойчивость, одиночество, восприятие обычных житейских обстоятельств в качестве неблагоприятных, скудность эмоций и т.д.
Стоит подчеркнуть, что в процессе формирования аддикций определенная роль принадлежит практически всем существующим общественным институтам.
В появлении девиантного поведения одна из ведущих ролей принадлежит семье, точно также как и в процессе лечения патологии. Однако наличие в семье деструктивного члена, будь то ребенок или взрослый, может привести к ее деградации. Для дисфункциональных семей в большинстве своем характерны довольно специфические методы решения возникающих проблем и самовыражения, основанные на самоутверждении за счет остальных членов семьи и компенсации собственных негативных эмоций на них.
Взаимосвязь между аддикцией у родителей и детей может проявляться даже через поколение, приводя к рождению внуков с наследственной предрасположенностью, например, к алкоголизму. Так как семья является основным критерием и примером для любого человека, аддиктивным поведением часто страдают дети из неполных или аморальных семей, семей, члены которых склонны проявлять насилие или имеют явно криминальные наклонности, конфликтных семей.
Этапы развития
Развитие любого патологического пристрастия обычно проходит несколько ступеней, которые также вполне можно рассматривать и как степени тяжести аддиктивного поведения. 1 этап-это период первых проб, когда человек впервые пробует что-то, что впоследствии может превратиться в зависимость. Далее наступает этап «аддиктивного ритма», когда у человека начинает вырабатываться привычка. На третьей ступени уже наблюдаются явные проявления аддиктивного поведения, а сама аддикция превращается в единственный способ реагирования на любые жизненные трудности. При этом сам человек отрицает собственную зависимость, а между окружающей реальностью и его восприятием прослеживается явная дисгармония.
На этапе физической зависимости аддикция начинает преобладать над остальными сферами жизни личности, а обращение к ней уже не приносит эмоционального удовлетворения и эффекта хорошего настроения. На поздней стадии наступает полная эмоциональная и физическая деградация, а при зависимости от психотропных веществ происходят нарушения в работе практически всех органов и систем организма. Это чревато возникновением тяжелых физиологических и психических расстройств вплоть до летального исхода.
Виды
химические – табакокурение, наркомания, токсикомания, злоупотребление спиртным;
нехимические – компьютерная зависимость, зависимость от интернета, видео- и азартных игр, шопоголизм, и т.п.;
нарушения пищевого поведения – аддиктивное голодание или переедание;
патологическая увлеченность каким-либо видом деятельности, приводящее к полному игнорированию или усугублению имеющихся жизненных трудностей – сектантство, религиозный фанатизм и т.п.
Последствия же различных форм зависимости могут значительно отличаться для самого человека и общества. Это обуславливает и различное отношение в социуме к разным видам аддикций. Так, к примеру, к курению многие относятся толерантно и нейтрально, а религиозность и вовсе часто вызывает одобрение. Некоторые особенно распространенные виды аддиктивного поведения будут рассмотрены более подробно.
Однако причинами отклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте также могут быть:
- Безнадзорность учащихся. Традиционно ученик добровольно подчиняется правилам и нормам поведения, какие предписывают ему авторитарные взрослые. Если же ребёнку дать полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и интереса к себе. Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями.
Яркой формой безнадзорности являются побеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время провождение за пределами дома.
Предпосылки побегов из дома: – поиски приключений; – неблагополучие и конфликты в семье. Дети, в особенности младшего школьного возраста, остро переживают напряженную атмосферу неблагополучия. Деспотическое отношение к детям (жестокие наказания) ведет к уходу из дома. В таких семьях дети бывают послушными, однако вырастают пассивными, слабохарактерными, либо поддаются влиянию людей с сильной волей. А школьники, особенно из неблагополучных семей, стремятся к общению с людьми с сильной волей.
- Азартные игры.Это реакция на неуспех в учебной и общественно полезной деятельности, это способ самоутвердиться.
- Сквернословие.
- Курение, алкогольная зависимость.
- Ложь.
- Неврозы
Профилактические меры
Профилактика аддиктивного поведения будет тем более эффективной, чем раньше ее начать.
Раннее предупреждение развития аддикции включает в себя, прежде всего, диагностический этап, который должен проводиться в образовательных учреждениях с целью выявления детей со склонностью к девиантному поведению.
Также первичная профилактика подразумевает предупреждение вовлечения детей и подростков в любые формы зависимостей. Сюда также относится и информирование о возможных последствиях зависимостей методах борьбы со стрессом и технологиях общения. Специалисты отмечают важность для современного общества популяризации иных видов досуга, например, спортивных секций.
Следующий этап реабилитации – коррекционный, направлен на исправление уже имеющихся вредных привычек и зависимостей. Этой задачей должен заниматься квалифицированный психолог. При этом профилактические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В качестве групповых техник особенно эффективны тренинги личностного роста, предполагающие коррекцию отдельных особенностей личности и поведения.