Новые подходы к домашнему заданию в условиях реализации ФГОС ООО
С 01 сентября 2015 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы основного общего образования, перешли на обучение в пятых классах по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО). Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_3.docx | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический материал
Новые подходы к домашнему заданию в условиях реализации ФГОС ООО
Выполнила:
Ледяева Людмила Ивановна, учитель истории и обществознания МБОУ
«Школа № 35»
г. Полысаево
Раздаточный материал: 3 карточки с заданиями 3-х уровнеи, текст.
С 01 сентября 2015 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы основного общего образования, перешли на обучение в пятых классах по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО). Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Сегодня я предлгаю рассмотреть как можно использовать новые подходя для проверки домашнего задания.
5 сентября 2013 года на встрече Владимира Путина с учителями Москвы президента просили сократить время, которое старшеклассники тратят на выполнение домашней работы. Президент переадресовал вопрос министерству, и замминистра Наталья Третьяк ответила: вопросы, связанные с регламентацией домашних заданий, – это компетенция школы.
Учителя видят, что большие по объему домашние задания только расхолаживают, ребята не относятся к ним серьезно. Домашние задания часто не выполняются, либо выполняются частично, либо списываются, и подобное отношение стало типичным явлением. Почему? Сегодняшние школьники независимы от авторитета взрослого в суждениях и поведении, они первыми узнают о существовании сервисов, которые позволяют упростить задания, с которыми дети сталкиваются в процессе школьного обучения. Например, есть сайты, где можно списать готовые решения домашних заданий. Или можно разместить творческое задание в соцсетях, и тебе со всех уголков страны начнут поступать готовые работы. Это реальность, которая игнорируется в обычно подходе к домашней работе. А если посмотреть на сложившуюся практику с точки зрения тех задач, которые поставлены в новых стандартах? Скажем, требуется развитие учебной самостоятельности. Однако сегодня, как и 10–20–30 лет назад, большинство учителей задают на дом задания, направленные на повторение и закрепление пройденного материала.
Здесь важно понять, чем мы, учителя, можем управлять!
Для этого надо четко разделить два понятия: домашнее задание и домашняя работа. Домашняя работа – это то, что ученик делает без непосредственной помощи учителя. Он может выполнять домашнюю работу дома, в группе продленного дня, на занятии с репетитором. А домашнее задание – это учебное задание, которое дается учителем для организации самостоятельной домашней работы. По факту же – учителя недовольны отношением учеников к домашней работе, и это отношение обусловлено тем, какого рода домашние задания получают дети. Значит, учитель должен научиться управлять домашними заданиями.
– Вот тут мы и подходим к главному: пересмотр роли и места домашних заданий в образовательном процессе – это работа, которую можно и нужно проделать самому педагогу и педагогическому коллективу. Именно школа решает, каким образом домашние задания будут связаны с достижением личностных, метапредметных и предметных результатов. Общее видение этих вопросов может быть выработано, например, во время разработки или корректировки образовательной программы школы. При этом в разных школах могут быть избраны различные стратегии, в том числе и сокращение количества заданий или отказ от них в определенные периоды образовательного процесса. Важно, чтобы стратегии определялись педагогами вместе с учениками и родителями.
Скажем, главное назначение домашних заданий может быть определено как развитие навыков самостоятельной деятельности. Это предполагает, что на разных ступенях школы в «форматах» домашних заданий будут происходить изменения, отражающие прогресс в этом развитии. Например, педагоги могут решить, что в начальной школе большинство домашних занятий идет «за уроком», то есть работает на закрепление достигнутых на уроке результатов. В основной же школе домашние задания идут не только «за», но и «рядом с уроком», то есть появляется все больше заданий, которые непосредственно не связаны с темой урока, а связаны с проблематикой других учебных занятий или нацелены на развитие конкретных учебных действий. А в старшей школе основная часть домашних заданий может идти «перед уроком». К примеру, детям предлагается изучать новый материал самостоятельно с тем, чтобы на следующем уроке провести проблемное обсуждение прочитанного.
Альтернативная стратегия основывается на ином определении главной функции домашней работы. Допустим, это развитие способностей к самоопределению, создание условий для самообразования и самореализации. Одним из инструментов реализации этой стратегии могут стать так называемые инициативные домашние задания. Инициативное – придуманное и заданное себе самим учеником. Это может быть работа над проектом или опережающее задание с подбором дополнительных источников и литературы. Например, при изучении Древней Греции детям предлагается работа над проектом: «Театр Древней Греции». В состав проектной группы выбирается не более 5 человек.
Цель проекта: изучение нового материала о структуре древнегреческого театра и его роли в истории и культуре Древней Греции.
Организация проекта включает 3 этапа
1 этап. Поиска темы из различных источников;
2 этап. Анализ и систематизация информации, беседы и театрализованное чтение отрывков из древних произведений, создание театральной маски;
3 этап. Оформление проектной папки и компьютерной презентации. Открытый урок.
Стратегий может быть много, но что надо непременно учесть при разработке и реализации стратегии – это индивидуальные образовательные интересы и цели детей. А для этого надо предоставить детям право выбора там, где это возможно, выбора в степени сложности задания, например, на базовом и профильном уровнях, количестве заданий, форме домашней работы, времени выполнения и так далее. Это особенно актуально в средней школе, когда ученики определили свои дальнейшие планы.
– И все-таки: что стоит изменить в практике задавания домашних заданий?
Несерьезное отношение к делу проявляется тогда, когда человек не видит в нем значимого для себя смысла. Необходимо работать с мотивацией, обсуждать с детьми смысл предстоящей работы. Например, в процессе совместного обсуждения того, достигнуты ли на уроке все цели, которые были поставлены, выясняется и то, каким может быть домашнее задание. Тут надо сказать еще об одной проблеме: ученики, которые относятся к домашним заданиям серьезно, тратят на них до 6–8 часов в день. Но где, в каких документах сказано, что домашнее задание обязательно? Практика задавания на дом на каждом занятии – некий ритуал: прошел урок – надо дать домашнее задание. Этот ритуал поддерживается двумя вещами. Первое. В классном журнале есть колонка «задание на дом», и якобы это означает обязательную запись. Но ведь напротив фамилии каждого ученика в журнале есть клетка, куда можно поставить оценку, однако оценки во всех клетках не ставятся.
И второе: ссылаются на требование СанПиНов, мол, это проверяют. Но в документах – что в старых, что в новых, 2010 года, – нормы домашних заданий определены не так,как их обычно понимают. Скажем, в старых СанПиНах сказано, что «домашние задания даются... в следующих пределах», а дальше идет определение пределов, скажем, «первый класс, вторая половина года – до 1 часа»... «девятый–одиннадцатый –до 4 часов»... Что такое «до одного часа»? 30 минут – это до одного часа? Да. А 5 минут? Тоже. То есть нижняя граница не определена. Мы же, учителя, эту норму понимаем буквально: час. полтора... четыре...А что случилось в 2010 году, когда были приняты новые правила? Во-первых, они уменьшили в половине классов норму на полчаса. 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) предполагают ,ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах -до 3,5 ч.
Но самое главное - принцип определения норм остался тем же: объем домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение «не превышали», то есть меньше можно, а больше – нельзя. Добавим: речь идет об объеме домашнего задания по всем предметам! Почему сделано это уточнение? Потому что многие учителя считают, что нормативы объема домашнего задания даны для того, чтобы педагог мог приложить конкретную норму к своей учебной дисциплине. Это не так. Норма определяет предельное время на домашнюю работу школьников по всем предметам. И значит, в школе должен быть выстроен механизм распределения этого времени по предметам.
Методические рекомендации по организации домашнего задания
При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:
• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);
• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);
• задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);
• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
• задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);
• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);
• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);
• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);
• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);
Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.
Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.
Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся.
Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика.
Практическая часть
Давайте разберем пример дифференцированного подхода при проверке домашнего задания. Присутствующим предлагается объединиться в три группы, каждая группа получает карточку с заданиями, разделенными на три уровня сложности
(работа с карточками)
Итак, сегодня мы выяснили,что в распределении и выполнении домашнего задания, важную роль играют приемы дифференциации. Скажите, что нам дает использование данных приемов?
Использование этих приемов представляется чрезвычайно важным, так как именно они позволяют дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов обучения в субъекты, а все в целом – активизировать познавательную деятельность учащихся.
Стратегия учителя, создающего активную познавательную атмосферу, видится не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания обучающегося: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании.
Карточка №1
1) При проведении индивидуального устного опроса, который дает возможность проверить умение ученика связно, логично рассказывать:
во-первых, нужно спросить по желанию, во-вторых, если текст небольшой по объему, его сначала пересказывает хорошо подготовленный ученик, а уже затем ученик, который, в силу разных обстоятельств, недостаточно хорошо подготовил пересказ дома, но внимательно прослушал рассказ своего товарища. Это стимулирует развитие такого важного для процесса обучения умения, как внимательно слушать.
- Уровень
Рассказы о богах в Древнем Египте называются м_ _ ы. Самым главным, прекрасным и могущественным богом египтян был А___н. По представлениям египтян, этот бог каждое утро появлялся (где?) на н___е. Египтяне считали, что пока длится д___ь, их главный бог медленно плывет по небу в своей л____е. Ежедневно он вступает в смертный бой с богом тьмы, имя которого А___п. Египтяне считали, что от этого бога в их жизни зависит….
Прием «Кубик»
- Прием «Кубик» можно использовать для учащихся 1уровня ( а так же 2 и 3). Систематизирован вопросами по изучаемой теме.(Учащиеся кидают по очереди кубики и отвечают на вопрос, который выпадет. Вопросы наклеены на кубике.
2 уровень
Учащимся, которым требуется время, чтобы вспомнить тот пересказ, который они готовили дома, я в начале опроса предлагаю карточку типа «Составь рассказ по плану». Например, карточка по теме: (V класс) имеет следующие вопросы:
1. Боги древнего Египта. Бог солнца Амон-ра;
2. Миф о боге Солнца;
3. Представления о загробном мире:
4. Почитание животных.
Получив такую карточку, ученик имеет 5-7 минут времени, чтобы сосредоточиться на составлении пересказа. После чего учитель вызывает для пересказа, причем карточку он может в это время держать перед глазами. Такой вид деятельности можно организовать в среднем звене.
Карточка №2
2) При проведения индивидуального письменного опроса разработана система карточек, предназначенных для конкретных учащихся. Карточки строго индивидуальны и отличаются и по сложности заданий, и по оформлению. Например, к теме «Религиозные верования в Древнем Египте» (Vкласс) предлагаются учащимся такие задания:
1 уровень. Соотнесите названия Богов Древнего Египта
_ 1. Осирис. 4.Исида.
_ 2. Пта. 5.Сет .
_ 3. Нут. 6. Амон-Ра .
1.Божество производительных сил природы и верховное божество в загробном мире.
2. Бог солнца.
3. богиня супружеской верности, семейного очага, любви.
4. богиня неба.
5. бог горных местностей и чужеземцев, олицетворял злое начало
6. бог ремесленников и мастеров
2 уровень. (Карточка № 2.) Найдите ошибки в тексте.
Рассказы о богах в Древнем Египте называются летописи. Самым главным, прекрасным и могущественным богом египтян был Осирис. По представлениям египтян, этот бог каждое утро появляется на земле. Египтяне считали, что пока длится день, их главный бог медленно катится по дороге на колеснице. На голове бога ослепительно сверкает корона. Ежедневно он вступает в смертный бой с богиней Баст. Египтяне считали, что от этой богини зависит смена дня и ночи.
З уровень (задание № 3) Закончите рассказ.
Рассказы о богах в Древнем Египте называются мифы. Самым главным, прекрасным и могущественным богом египтян был ...
Карточка №3
3) Фронтальный письменный опрос с целью проверки готовности к уроку всего класса проводится после изучения большой темы. Эта проверка планируется на 3-4 минуты. Можно предложить, например, такие задания к теме «Религигия Древних Египтян»
1 уровень.Задание № 1.
Назовите главных богов Древнего Египта.
2 уровень. Задание №2. Укажите какие явления природы нашли отражение в мифе об Осирисе.
3 уровень. (3 задание)Прочитаете слова из «Книги мертвых» и ответьте на вопрос:Как по представлениям древних египтян должен вести себя человек, чтобы его оправдал суд Осириса?
Я не чинил зла людям.
Я не нанес ущерб скоту…
Я не кощунствовал…
Я не поднимал руку на слабого
Я не делал мерзкого перед богами.
Я не угнетал раба перед лицом его господина.
Я не был причиной недуга.
Я не был причиной слез.
Я не убивал
Я не приказывал убивать.
Я никому не причинял страданий.
Я не истощал припасы в храмах….
Список использованной литературы.
- Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. // Первое сентября. – 2007, № 1.
- Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М., 1997 г.
- ФГОС http://kem-edu.ucoz.ru/index/fgos/0-26
-первая группа заданий - традиционные задания, в частности, работа с текстом,
иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися;
- вторая часть заданий - обязательная для группы «сильных» учащихся. Им даются дополнительные конкретные задания, выполнение которых обязательно. Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответы на дополнительные вопросы, продумать дополнительные доказательства и пр.;
- третья группа заданий - задания для желающих их выполнить, для учащихся, которые имеют особый интерес к изучению истории. Если таких учеников в классе даже всего два-три, - это большая удача для учителя. Данная группа может увеличиться, если учитель систематически работает над развитием познавательного интереса.
Перечень вопросов:
1. Для чего в Древнем Египте применялось бальзамирование
2. Назовите священных животных Древнего Египта?
3. Как называли повелителя Египта и где его хоронили?
4.Что такое миф?
5. Назовите священное животное богини Баст?
6. Что могли сделать с человеком в Древнем Египте за убийство священного животного