Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки
В государственном образовательном стандарте второго поколения в области предмета «Музыка» приводятся рекомендации по использованию инновационных технологий в образовательном процессе: умение искать, анализировать, применять информацию. Система образования постоянно совершенствуется. Для расширения художественного кругозора школьников возникает необходимость применения современных технических средств обучения, новых информационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки.
Музыка – это в звуках
выраженная жизнь души.
А.Н. Серов.
Одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса для повышения мотивации ученика в наше время является применение компьютерных технологий в обучении.
В государственном образовательном стандарте второго поколения в области предмета «Музыка» приводятся рекомендации по использованию инновационных технологий в образовательном процессе: умение искать, анализировать, применять информацию. Система образования постоянно совершенствуется. Для расширения художественного кругозора школьников возникает необходимость применения современных технических средств обучения, новых информационных технологий. Изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей: формирование музыкальной культуры личности, ассоциативного мышления фантазии и воображения. Также создает возможности для творчества, самореализации, совершенствования.
Достижению этих целей способствует использование многочисленных компьютерных обучающих программ, цифровых образовательных ресурсов, аудио- и видеоматериалов, мультимедийных презентаций.
Использование компьютерных обучающих программ позволяет обогатить методические возможности уроки музыки, способствует повышению интереса к предмету, делает процесс обучения более увлекательным.
Программы делятся на группы: 1.Музыкальные проигрыватели, 2. Программы для пения караоке, 3.Музыкальные энциклопедии, 4. Обучающие программы, 5. Программы для импровизации.
При проведении урока я использую цифровые образовательные ресурсы: 1.Видеофрагменты из музыкальных фильмов, концертов, документальных фильмов о творчестве великих композиторов, презентации. 2.Зрительный ряд портретов композиторов, репродукции произведений изобразительного искусства, документальные фотографии. 3.Литературный ряд отрывков из стихотворений, эмоциональные словари и ключевые термины. 4.Творческие задания диагностических тестов на осмысление учебного предмета.
На уроках и внеурочных мероприятиях мною используется серия обучающих программ «Звук для гуманитариев», «Multimedia: Видео для гуманитариев», материал с сайта http://galusikn.ucoz.net/load/video/prezentacii/38-3-2 «Музыка звучит» (презентации, конспекты уроков, истории музыкальных шедевров, история создания песен).
Для знакомства с нотной грамотой использую материалы программы «Поющая ФА-СОЛЬ» телеканала Карусель, где можно научиться музыкальной грамоте. Через программу «Энциклопедия классической музыки знакомлю с музыкальной культурой разных стран, где обучающиеся слушают отрывки из музыкальных произведений и просматривают иллюстрации и видеофрагменты, которые имеют художественную ценность и используются в качестве источника информации и эстетических переживаний.
Также использую электронный справочный материал, в котором представлена мультимедиа-энциклопедия «Соната». В данной коллекции собрана подборка материалов для работы на уроках, а также для создания проектов при дистанционном обучении учащихся. Все диски содержат информацию о композиторах, музыкальных произведениях с аннотациями, картинную галерею, терминологический словарь, викторины и электронный иллюстрированный справочник «Выдающиеся исполнители».
Для удобства использования диска весь материал выстроен по алфавиту и жанровым принципам, снабжен гиперссылками. В энциклопедии «Музыкальные инструменты» в диске содержится множество фрагментов и примеров звучания музыкальных инструментов, где можно совершить виртуальную экскурсию в любую из стран, можно познакомиться с историей возникновения и развития инструментов и их звучанием.
В изданиях «Энциклопедия популярной музыки «Кирилла и Мефодия «Большая советская энциклопедия», «Энциклопедия современной музыки» содержится множество энциклопедических статей о стилях и направлениях, словарь терминов популярной музыки, каталог альбомов отечественных и зарубежных исполнителей. Все эти издания имеют удобную систему навигации гиперссылок. Для проверки знаний в разделе «Викторина» предлагаются различные вопросы с музыкальными фрагментами, словарь различных терминов, что облегчает работу учителя в классе. Огромную помощь оказывают компьютерные диски с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей.
Для передачи учебной информации на уроках музыкального искусства использую интерактивные игровые программы из серии «Познакомьте ребенка с классической музыкой». Эта программа включают в себя интерактивные музыкальные викторины, музыкальную энциклопедию, краткие биографии композиторов, историю создания музыкальных шедевров. Познавательный интерес для учащихся и для учителей музыки представляет сериал документальных фильмов "Encyclopedia channel" о всемирно известных личностях, фильмы длятся 7 минут и содержат сведения о жизни и творчестве композиторов и художников. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по предмету «Музыка», расположенная на сайте http://www.school-collection.edu.ru/, дает рекомендации по работе с коллекцией, включающие разделы со звуковыми файлами: «Русская классическая музыка», «Зарубежная классическая музыка», текстовые разделы: «Педагогическая мастерская», «Мастер-класс», «Методические материалы». Как дополнительный материал может использоваться информационный учебно - методический комплекс: «Музыка в цифровом пространстве». На сайте http://galusikn.ucoz.net/load/video/prezentacii/38-3-2 «Музыка звучит» предлагаются презентации, конспекты уроков, истории музыкальных шедевров, история песен.
На уроках музыки широко использую мультимедийные презентации выполненные в редакторе Microsoft Offis Power Point. Презентации эффективны на различных этапах урока, где учащиеся зрительно воспринимают излагаемый материал, и помогают поэтапно изучать учебный материал.
С помощью программы проигрывателей Windows Media Player обучающиеся на уроках не только слушают музыку с любого носителя, но и создают свои play-листы.
Для решения дидактической задачи при изучении нового материала я применяю мультимедиа технологии: видеоролики, презентации, видеофрагменты фильмов, слайд-шоу, видеоклип.
При систематизации и закреплении материала в конце урока проходит обзор изученного материала.
Используя популярную программу караоке, как современную информационную технологию нашего времени, повышаю интерес к урокам за счёт разнообразных фонограмм, даю возможность расширить репертуар и качественно проводить оценку исполнения песен учениками.
Сегодня учитель перестал быть единственным источником информации, он - организатор познавательной деятельности школьников, владеющий современными методиками и новыми образовательными технологиями.
Но и роль ученика в уроке поменялась: из пассивного слушателя он стал активным участником процесса обучения, из объекта педагогического воздействия превратился в субъект учебной деятельности.
Применение мультимедийных технологий повышает качество и эффективность подготовки учащихся, снижается время подготовки к урокам преподавателей и активно вовлекает в творчество большее количество учащихся.
Использование ИКТ имеет целый ряд положительных мотивов, способствующих психологическому облегчению процесса усвоения материала:
• возбуждает интерес к предмету;
• расширяет кругозор детей;
• возрастает уровень наглядности на уроке;
• происходит полное усвоение теоретического материала;
• учащиеся овладевают умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
• повышается производительность труда учителя и учащихся.
Следовательно, использование ИКТ оправдывает себя: совершенствуются навыки исследовательской работы с применением ИКТ, испытывается потребность в работе с интернет-ресурсами, повышается качество знаний, создаются благоприятные условия для учителя и ученика.
Однако в современной школе компьютер не способен решить все проблемы, он так и остаётся многофункциональным техническим средством обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В.Агатова. М., 2006 г.
2.Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002 г.
3. Асвацатуров Г. О., Кочегарова Л. В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде: практическое пособие. М.: Сентябрь, 2012 г.
4. Вишневская С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 4 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0404.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
5. Коновалова И. С. Приемы разработки дидактического обеспечения урока средствами интерактивной доски: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012 г.
6.«Музыка в школе». Научно-методический журнал. 2007/5,6. Раздел
«Музыкальная электроника».
7. Никитина Н. Н. «Организация учебного процесса с использованием
возможностей ИКТ»http://pedsovet. org/
8. Смолина Е. А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007г.
9. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением /авт-сост. Л. В. Золина. М.: Издательство «Глобус», 2009 г.
10.Чепкасова О. А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области «Искусство». Материалы сайта www. «Сеть творческих учителей».
11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/
12.Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/