Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «изобразительное искусство».

Баринова Лариса Вячеславовна

Главная идея моего опыта – это создание условий для развития «Я» ребёнка относительно «Я» других людей. 
Раньше в качестве главных социально одобряемых характеристик были «ум и совесть», а теперь – это «социальная активность», «способность к достижению цели». Путь через чувства – это путь к осмыслению и переживанию, а главное – обращение к проблемам человеческой личности, обществу, миру окружающей природы, где родился и проживаешь. 
Результат опыта: компетентность, способность подростка не только уметь что–то делать и знать, но и может учиться делать, применяя знания. 
Школьники в группах сами ставят цели и ищут свои средства решения, то есть у учащихся подросткового возраста формируются исследовательские возможности, формируются способности самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы. 
Особенности работы: использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированный технологии обучения, метод проектов, разноуровневое обучение) и компонентов: примеры из литературы и искусства своего края. 
В основу опыта положены следующие принципы: непрерывности и преемственности, интеграции, вариативности, дифференциации и индивидуализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat_na_urokah_izo.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Главная идея моего опыта – это создание условий для развития «Я» ребёнка относительно «Я» других людей. 
Раньше в качестве главных социально одобряемых характеристик были «ум и совесть», а теперь – это «социальная активность», «способность к достижению цели». Путь через чувства – это путь к осмыслению и переживанию, а главное – обращение к проблемам человеческой личности, обществу, миру окружающей природы, где родился и проживаешь. 
Результат опыта: компетентность, способность подростка не только уметь что–то делать и знать, но и может учиться делать, применяя знания. 
Школьники в группах сами ставят цели и ищут свои средства решения, то есть у учащихся подросткового возраста формируются исследовательские возможности, формируются способности самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы. 
Особенности работы: использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированный технологии обучения, метод проектов, разноуровневое обучение) и компонентов: примеры из литературы и искусства своего края. 
В основу опыта положены следующие принципы: непрерывности и преемственности, интеграции, вариативности, дифференциации и индивидуализации. 

Проектная и исследовательская деятельность 
по учебному предмету «изобразительное искусство». 

Участники: учащиеся 5 класса. 
I четверть. Тема: «Древние корни народного искусства». 
1. 
Тема 2-х уроков: «Внутренний мир русской избы». 
Проект по теме: «Интерьер крестьянского дома». 
Продолжительность: 1 неделя. 
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о назначении 
женской и мужской половин в доме; 
создание интерьера избы с «красным» углом. 
Продукт: сообщение. 
1 урок: определение состава проектных групп, распределение задания – сбор 
Информации в группах. 
2 урок: отчёты групп по собранной информации. 
Ход проекта (по урокам): 
1) Обсуждение проблемы. Определение направлений деятельности. 
2) Обсуждение собранной информации. Написание отчёта. 
3) Сообщение. Самооценка. 

2. 
Тема 2-х уроков: «Народный праздничный костюм». 
Проект по теме: «Народная одежда – образ мира». 
Продолжительность: 1 неделя. 
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации об истории 
русского костюма; 
разработка эскиза русского костюма. 
Источник знаний: видеофильмы, книги, информация родителей, людей пожилого 
возраста (дедушек, бабушек, родственников, соседей). 
Продукт: эскиз женской и мужской одежды для людей молодого и пожилого возраста. 
Вопросы: 
1) Что надевали на Руси? 
2) Где в старину брали одежду? 
3) Что обозначают рисунки на одежде? 
1 урок: просмотр книг-сказок (сказка «Снегурочка»); исследовательская работа в кругу 
семьи, родственников; посещение библиотеки. 
2 урок: разработка и оформление эскизов русского костюма, представляющих собой 
одежду незамужних (неженатых), а также замужних (женатых) людей. 

II четверть. Тема: «Связь времён в народном искусстве». 
Тема 2-х уроков: «Роль художественных народных промыслов в современной жизни». 
Проект по теме: «Промыслы нашего края». 
Продолжительность: 1 неделя. 
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о промыслах 
Ардатовского района; 
разработка карты по теме «Ремёсла Нижегородской области. 
Продукт: карта Нижегородской области с указанием основных декоративно-прикладных промыслов, включая информацию о ремёслах Ардатовского района. 
Ход проекта: 
1) Выступление творческих групп (с экспонатами). Составление карты. 
2) Игра «Визитная карточка Нижегородской области» (угадывание по карте 
названий росписей и промыслов). 

III четверть. Тема: «Декор – человек, общество, время». 
1. 
Тема 2-х уроков: «Декор положения человека в обществе. Греческая вазопись». 
Проект по теме: «Мифы Древней Греции». 
Продолжительность: 1 урок. 
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о мифологических 
сюжетах Древней Греции; 
создание аппликации на тему «Древнегреческий сосуд». 
Продукт: создание аппликаций на мифологический сюжет в чернофигурном 
стиле (фигуры Богов и сосудов вырезаются по шаблону). 
2. 
Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы». 
Проект на тему: «Взгляд на символику». 
Продолжительность: по 15 минут (на 2-х уроках). 
Цель: развитие навыка учащихся в написании эссе; 
выработка гражданской позиции учащихся. 
Продукт: сочинение - эссе «Взгляд на символику». 
Роли: учитель, учащиеся; «социологи». 
Функция «социологов»: собрать и распределить все работы класса по схожести ответов, предоставить информацию для обсуждения на следующем уроке. 
3. 
Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы». 
Проект на тему: «Эмблема моего класса». 
Продолжительность: 1 урок. 
Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта эмблемы своего класса; 
создание эмблемы 5 класса. 
Продукт: эмблема 5 класса, выполненная в различной технике (квиллинг, поп- 
ап, омпьютерная графика, художественная фотография). 

IV четверть. Тема: «Декоративное искусство в современном мире». 
1. 
Тема: «Современное выставочное искусство». 
Проектная работа на уроке: сообщения групп по 5 темам. 
Продолжительность: 25 минут. 
Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации на тему «Виды 
декоративного искусства»; 
развитие навыка учащихся по написанию реферата на соответствующую 
тему. 
Продукт: сообщение. 
Темы сообщений. 
1) Керамические изделия. 
2) Изделия из стекла. 
3) Изделия из металла. 
4) Изделия из гобелена. 
5) Батик. 

2. 
Тема: «Современное декоративное искусство». 
Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта на тему «Русская 
церковь»; 
создание макета русской церкви. 
Продолжительность: 2 урока. 
Продукт: макет церкви посёлка. 

3. 
Тема: «Создание коллективной декоративной работы из мозаики». 
Продукт: проект улицы Победы. 
Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта на тему «Улица 
Победы»; 
создание макета улицы «Победа» с использованием техники 
бумагопластика. 
Продолжительность: 2 урока. 
Продукт: макет улицы «Победа». 

Участники: учащиеся 6 класса. 
I четверть. 
Тема: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка». 
1. 
Тема урока: «Изобразительное искусство в семье пластических искусств». 
Домашнее задание к данному уроку: подготовка проекта по теме: «Я считаю 
лучшим вид изобразительного искусства-..." 
Продолжительность: 1 урок. 
Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о различных видах ИЗО; 
создание сообщений. 
Продукт: обмен собранной информацией поисковых групп. 
Темы: 
1) Графика. 
2) Живопись. 
3) Архитектура. 
4) Скульптура. 
5) Декоративно – прикладное искусство. 

2. 
Тема 2-х уроков: «Объём – основа языка скульптуры». 
Проект по теме: «Познай самого себя». 
Продолжительность: 2 урока. 
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о развитии одного из 
видов ИЗО - скульптуры; 
создание сообщения с включением стихотворения определённой 
исторической эпохи (1 урок); 
лепка рельефного изображения из солёного теста (2 урок). 
Продукт: сообщение (1-й урок). 
Продукт: рельефная скульптура богини Афины из солёного теста (2-й урок). 
Ход проекта: 
1) Сообщения с подобранной информацией и наглядностью (1-й урок). 
2) Самооценка, оценка педагога, итоговая оценка по пунктам: подбор 
репродукций, представление работы, достигнутый результат (1-й урок). 
3) Домашнее задание: подобрать и подготовить выразительное чтение 
стихотворения, ответить на вопросы викторины (1-й урок). 
4) Выразительное чтение стихотворения (2-й урок). 
5) Создание художественного образа богини Афины из солёного теста (2-й урок). 
6) Самооценка; оценка педагога. Итоговая оценка. (см.карточку (2-й урок)). 
Группы: 
1. «У истоков греческой скульптуры». 
2. «Скульптурное убранство готических соборов». 
3. «Шедевры Высокого Возрождения». 

II четверть. Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт». 
1. 
Проект на тему: «Полезность вещей в доме». 
Продолжительность: 20 минут. 
Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о сущности домашних 
вещей; 
эскиз полезной вещи для интерьера комнаты. 
Продукт: эскиз нужной вещи. 
Этапы работы над эскизом: 
1) Проработка требований к проектируемому изделию. 
2) Выбор лучшей идеи, её обоснование. 
3)Экономическая и экологическая оценка изделия. 

III четверть. Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет». 
Тема: «Портрет в графике». 
Темы групп. 
1) Музеи России. 
2) Музеи Европы. 
Продолжительность: 1-7 уроки четверти; на каждом уроке – 10 минут. 
Цель: исследовательская работа по сбору информации о жанре «Портрет»; 
создание презентации на тему «Портрет» (музеи мира). 
Продукт: презентация на тему «Портрет». 

IV четверть. Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве». 
1. 
Тема: «Жанры в изобразительном искусстве». 
Проект по теме: «Я считаю лучшим художником пейзажиста …». 
Предварительное анкетирование на тему: «Он мне ближе всего из художников». 
Продолжительность: 30 минут. 
Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о русских художниках- 
пейзажистах.; 
создание презентации на тему «Мой любимый художник". 
Продукт: презентации поисковых групп на тему «Мой любимый художник». 
Темы: 
1) Творчество И.И.Шишкина. 
2) Творчество Ф.А.Васильева. 
3) Творчество И.И.Левитана. 

Участники: учащиеся 7 класса. 
I четверть. Тема: «Изображение фигуры человека и образ человека». 
Тема урока: «Пропорции и строение фигуры человека». 
Цель: развитие навыка учащихся в создании учебного пособия; 
создание таблиц, отражающих изменения пропорций человеческого 
организма (по мере увеличения роста человека). 
Продукт: учебное пособие к уроку. 
Продолжительность: урок. 
Оборудование: фломастеры. 
Роли: творческие группы. 
Задачи: 
1) (первая группа) создание учебного пособия «Младенчество»; 
2) (вторая группа) создание учебного пособия «Я иду в школу»; 
3) (третья группа) «Мне 14 лет». 
Ход проекта: 
1) отбор необходимой информации о возрастных изменениях человеческого организма; 
2) исследование пропорций человека; 
3) обдумывание будущей работы, выполнение её эскизов; 
4) распределение в группах ролей по выполнению отдельных операций общей 
работы; 
5) оформление учебного пособия; 
6) оценивание. 

II четверть. Тема: «Поэзия повседневности». 
Тема урока: «Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве». 
Цель: развитие навыка учащихся в написании эссе; 
выработка гражданской позиции учащихся. 
Продукт: эссе на тему «Кого я больше всего ценю в жизни?» 
Продолжительность: 10 минут (на 2 уроках). 
Участники: учитель, учащиеся, «социологи». 
Ход проекта: 
«группа социологов» собирает работы, распределяет по принципу схожести их содержания, на следующем уроке сообщает о результатах. 

III четверть. Тема: «Великие темы жизни». 
Тема: «В каждой картине есть главные герои». 
Домашнее задание для групп: подобрать материал о Великой личности. 
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о Личностях России; 
создание сообщения (презентации) на тему «Вечно в памяти русского 
народа». 
Продолжительность: 1 неделя. 
Продукт: сообщение (презентации) на тему «Вечно в памяти русского народа». 
Ход проекта: 
1) Выступающие, аргументируя, называют положительные черты отобранной Личности. 
2) Сообщение (презентация) о биографии Личности. 

IV четверть. Тема: «Реальность жизни и художественный образ». 
Тема: «Личность художника и мир его времени в произведениях искусства». 
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о Патриотах своего 
государства; 
создание сообщения (презентации) на тему «Вечно в памяти русского 
народа». 
Домашнее задание на 1 уроке: подобрать материал о Патриотах своего государства. 
Продолжительность проекта: вся четверть. 
Цель: создание презентации на тему: «Великие Патриоты». 

3. 
Педагогическая технология: 
Моделирование, коммуникативный диалог, исследовательская деятельность. 
Их соединение – перспективно, так как идёт поиск детьми путей решения задания, что приводит к размышлению, анализу. Игра и исследование! 
4. 
Условия реализации опыта. 
Предмет: ИЗО. 
Материальная база: репродукции картин, книги, интернет-ресурс, медиатека. 
5. 
Результативность опыта. 
Процент учащихся, получивших оценки «4» и «5» (от общего числа обучающихся) по предмету «Изобразительное искусство» (5-7 классы): 2013 – 2014 гг.: 100%; 2014 – 2015 гг.: 100%. Учащиеся стали внимательнее и ответственнее относиться к усвоению нового материала, выполнению заданий, научились адекватно и критически оценивать свои творческие работы. Подростки стали принимать активное участие в предметных неделях (выставках) и различных конкурсах. 

III. Внедренческий (заключение) аспект. 
1. Степень новизны опыта: усовершенствование. 
2. Распространение опыта: учителя начальных классов (преподаватели ИЗО), 
районное методическое объединение учителей изобразительного искусства 
муниципального района.