Где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны.
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание».
Каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание».
Каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.
· Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.
· Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
· Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
· Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
· В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
· Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
· Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высоко образованной, интеллектуальной личности. Сама жизнь диктует школе новые ориентиры и перспективы в развитии образования. Педагогический коллектив нашей школы стремится к повышению культуры обучающихся и сопряжению полученных знаний с вечными жизненными и духовными ценностями.
Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ — русский язык и математика. Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, применения единого критериального подхода к оценке творческих работ учащихся.
В практике преподавания русского языка конкретизируется содержание обучения русскому языку, отрабатывается обязательно перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта, становится актуальным компетентностный подход в обучении.
Вероятно, нет учителя, которого не волновали бы вопросы эффективности урока русского языка и который не стремился бы совершенствовать формы и методы обучения и воспитания учащихся с учётом достижения педагогической науки и передового опыта.
Основываясь на личный опыт, я пришла к выводу, что обучение в старших классах гораздо эффективнее строить на основе лекционно- семинарской системы. Эта система — средство решения практических задач.
Хорошие результаты даёт блоковая подача теоретического материала, позволяющая освободить время для разнообразной практической деятельности учащихся, прежде всего для работы по развитию речи. Опорные конспекты, которые использую при блоковой подаче материала, очень разнообразны.
Считаю, что у подобного рода работы много плюсов для учащихся и для учителя.
В нашей школе классы маленькие. В классе, где 4-10 учащихся, научить можно всех и каждого. Индивидуальные возможности каждого ребёнка педагогам отлично известны, поэтому я использую технологию индивидуального обучения. Элементы технологии позволяют не только учить, но и развивать каждого школьника; более полно учитывать склонности и интересы каждого ученика, эффективно готовить выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ. (слайд 1)
При индивидуальной форме работы я использую дифференцированные задания. Каждый учащийся получает задание с учётом на индивидуальные пробелы и проблемы. (слайд 2)
Использую дидактические материалы, которые включают разноуровневые задания, тесты. Для учеников всех классов имеется раздаточный материал как с тематическим, так и с итоговыми контрольными работами по русскому языку.
Как известно, материал школьного курса русского языка расположен по линейно-ступенчатому принципу. Некоторые темы изучаются не в один, а в два-три приёма, на разных этапах обучения.
Подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. (Рекомендую в среднем звене систематически вести орфоэпические, орфографические, толковые словарики. Они помогают при подготовке к ЕГЭ). (слайд 3). И хорошо, если учитель берет детей в 5 классе и ведет их до 11 класса. Тогда ему не надо тратить время на знакомство с учениками; на то, какие темы и в каком объеме изучались. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по всем основным разделам русского языка. И первая большая «репетиция» для них перед ЕГЭ – это сдача экзамена в новой форме за 9 класс.
Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.
За последние три года сформировалась определённая система работы подготовки детей к ГИА и ЕГЭ.
I. На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.
Когда начинаю работу в 10 классе, в сентябре провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка.(слайд 4). Диагностическая работа проводится и для понимания мотивации самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях и пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, составляю план работы над пробелами. Это в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия.
II. Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:
А.Первый шаг. ВСПОМИНАЕМ ТЕОРИЮ. Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Теория – фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая тематическую тетрадь, через опорный сигнал. Часть В особенно сложная для учащихся, она требует хорошей теоретической подготовки, для её выполнения требуются более глубокие и детальные знания. Ученики должны не просто увидеть языковые явления в тексте, но и суметь отличить их от подобных.
Б.Второй шаг. СОЗДАЕМ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ «ЗАДАЧ» ЧАСТЕЙ А и В. (слайд 5)
Поэтому мы выстраиваем последовательность действий при выборе ответа в частях А и В. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ.
НАПРИМЕР: алгоритм задания А 4. Употребление деепричастного оборота.
1) Смотрим, есть ли в предложенных вариантах глагол-сказуемое в повелительном наклонении.
Есть, следовательно, это верный вариант.
На случай, если бы не оказалось:
1) Смотрим, есть ли в предложенных вариантах глагол-сказуемое в повелительном наклонении. Нет.
2) Убираем предложения, которые начинаются со слов мне, вам, нам и т.п. Другими словами, безличные предложения.
3) Ищем подлежащее в оставшихся предложениях. Необходимо найти такое, которое выполняет, кроме основного, добавочное действие, речь о котором идет в деепричастном обороте. Помним, что это подлежащее может быть легко восстановлено (определенно-личные, неопределенно-личные предложения).
В.Третий шаг. РЕШАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО. (слайд 6) Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям (А1, А2 и т.д.) позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание (А1, А2 и т.д.) надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».
Г. Каждый тематический блок завершается проверочной работой (А1-А6, А7-А12 и т.д.).
III. Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок. Материалы собираются в тетрадь учета.
IV. Затем каждый ученик работает над своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися. (слайд 7).
Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это часть С.
Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка – уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?
Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого. Именно на это направлено требование стандарта второго поколения.
Важный этап работы над сочинением-рассуждением – это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. (Презентация урока)
В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над частью С. (слайд 8).
Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. В начале года никто не справлялся. На данный момент это задание не вызывает затруднения. Тексты берутся разных жанров и разной тематики. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену. (слайд 9).
Такая целенаправленная система работы приводит к положительным практическим результатам. (слайд 10)
Вышесказанное не является пределом и эталоном для любого учителя-словесника при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.
Будущее нашего общества зависит от того, кто, как и какими средствами воспитывает наших детей. И сейчас всем нам следует прилагать усилия для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для создания современных образовательных учреждений, формирующих молодёжь нового поколения.
МОУ Северотатарская средняя
общеобразовательная школа
Доклад
«Обновление содержания учебно-воспитательного процесса в современном образовательном учреждении»
Приготовила: Прохоренко Галина Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
I квалификационной категории
2011г.
Приложение 1 Результаты ГИА
Предмет | Работу выполняли | На «5» | На «4» | На «3» | На «2» | Качество знаний % | % соответствия |
Русскийязык 2009год | 7 | 0 | 1 | 6 | 0 | 14% | 14% |
Русский язык 2010год | 7 | 1 | 4 | 2 | 0 | 70% | 100% |
Сравнительный анализ результатов ГИА 2009-2010 г.
Приложение 2
августовский | жалюзи | озлобленный | свёкла |
апокалипсис | житие | опека | сироты (мн.ч.) |
апостроф | за стенами | оптовый | сливовый |
арахис | загнут, загнута | осведомить(ся) | соболезнование |
арест | задан, задана | осуждённый | согнутый |
асимметрия | закупорить | отдан, отдана | созыв |
аэропорты | залилось | откупорить | сорит |
афера | залитый, залита | отняты | сосредоточение |
баловать, балуюсь | занял, заняла | оторвала | сослепа, сослепу |
банты | занят, занята, занято | отрочество | средства |
баржа | звонит, звонят | памятуя | статус |
бармен | знамение | переведена | статут |
безудержный | издревле | переняла | столяр |
бережливый | иначе | плато | страховщик |
бесовщина | индустрия и доп. индустрия | плесневеть | тотчас |
близка | камбала и доп.камбала | пломбировать, пломбирую | таможня |
блокировать | каталог | по воду | танцовщица |
бомбардировать | кашлянуть | по средам | торты |
боязнь | клала | повторённый | туфля |
брала | клялась | поднятый | уведомить |
в туфлях | коклюш | подростковый | углубить |
вандалы | коротка, коротки, короток | понявший | украинский |
вероисповедание | красивее, красивейший | понял, поняла, поняли | умерший |
взята, взято, взяты | кулинария | премировать | упрочить, упрочение |
включён | маркетинг и доп. маркетинг | прибывший | упростить |
включим | менеджмент | прибыл, прибыла | уведомить |
вкралась | мессия | привезена | феномен |
вместится | мизерный и доп.мизерный | приговор | форзац |
вогнутый | на доску | приданое | хозяева |
впилась | на похоронах | придралась | хвоя |
вы правы, я права | названый брат | призвала, призвана | хлопковые |
газопровод | наискось | принудить | христианин |
гастрономия | намерение | приручённый | ходатайствовать |
громка, громки | наотмашь | проданы | ходатайство |
давнишний | начавший | прозорливый | цемент |
движимый | начал, начала, начали | простыни, простыня | цепочка |
диспансер | начат, начата, начатый | пуловер | черпать, черпая |
догнала | некролог | путепровод | щавель |
договор, договоры | несказанно рад | разместит | щёлка |
донельзя | нефтепровод | равно, равны | щёлкать |
досуг | новорождённый | разлила, разлиты | щемит |
дочиста | обеспечение | разминуться | экскурс |
дралась | облегчить, облегчит | разогнутый | эксперт |
дремота | обнялась | ржаветь | языковая колбаса |
еретик | ободрить | сабо | языковая система |
Приложение 3
Диагностический тест
Приложение 4
Тетрадь учета индивидуальной работы с учащимися
Группа А
вариант | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | А16 | А17 | А18 | А19 | А20 | А21 | А22 | А23 | А24 | А25 | А26 | А27 | А28 | А29 | А30 |
1 | + | - | + | + | - | + | - | - | + | - | + | + | + | - | + | + | - | + | + | - | - | - | + | + | - | + | - | - | + | + |
9 | + | - | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | - | + | + | + | - | + |
Группа Б
Вариант | B1: Основные способы словообразования. | B2: Части речи | B3: Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | B4: Двусоставные и односоставные предложения. | B5: Простое осложнённое предложение. | B6: Сложное предложение. | B7: Средства связи предложений в тексте. | B8: Речь. Анализ средств выразительности. |
1 | - | + | - | - | - | + | - | -++- |
9 | + | - | + | - | + | - | + | ++-+ |
Приложение 5
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
- Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.
- Комментарий к сформулированной проблеме текста.
- Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме
- Аргументация собственного мнения по проблеме:
1)Тезис;
2) Аргументы:
а) первый аргумент;
б) второй аргумент.
3) Вывод.
- Заключение
Обрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как минимум должно быть пять, а если ты выделишь отдельным абзацем пункты аргументации собственного мнения, то и больше, абзацев. Если в тексте нарушено абзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5.
ПОМНИ: тема и проблема чаще всего формулируются в начале текста. Тема представляется через ключевое имя существительное, проблема – через состав сказуемого.
Приложение 6
Шаблон сочинения для части С ЕГЭ.
"..." (наиболее яркая фраза, отражающая идейное содержание текста). Мне кажется, предложенный (имя автора) текст именно об этом. В нем говорится о ... (тема - в двух словах: о войне, о природе, о чувствах и т.д.). Рассуждая на эту тему, автор рассказывает (повествует, размышляет) о ... . Таким образом, (имя автора) поднимает важную, на мой взгляд, проблему ... (и ставит перед читателем вопрос: "..?"). В заключение публицист (писатель) приводит нас к выводу о том, что: (основная мысль). В этом, я думаю, заключена основная мысль текста.
Я полностью согласна с мнением (имя автора): ...(тот же вывод, но другими словами). Действительно, проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. (другой автор) в повести (романе, произведении) "..." показал (отразил, выразил), как... (название произведения, имена персонажей, связанных с данной проблемой, конкретные ситуации из книги). Так и (имя автора) отмечает, что (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).
... (тезис-вывод в виде утверждения), потому что ...(второй читательский аргумент или свой аргумент, основанный на личном опыте в виде размышления). (имя автора) тоже пишет, что... (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение). ... (свое размышление).
... ( размышляем, обыгрываем начальную фразу, связывая с проблемой текста, показывая значимость проблемы для общества, конкретно для определенной группы людей, обращаясь к содержанию предложенного текста).
Подводим итог.
Шаблон 2.
Краткие сведения об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.
Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о … Он считает, что мы должны… .
С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …
В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …
Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Приложение 7