Методы, приемы, формы работы при формировании УУД на уроках математики

Мухометова Гызылгуль Меглипалатовна

Методы, приемы, формы работы при формировании УУД на уроках математики

 

Мною ведутся уроки математики в 9 и 11 классах. Используются следующие линии УМК:

·        Ю.Н. Макарычева (7-9 классы. Состав УМК: учебник; рабочие программы; рабочая тетрадь; дидактические материалы; тематические тесты; методические рекомендации);

·        С. М. Никольского (10-11 классы. Состав УМК:  учебник, дидактические материалы, тематические тесты);

·        Л. С. Атанасян (7 – 11 классы. Состав УМК:  рабочая программа, учебник, рабочая тетрадь, дидактические материалы, тематические тесты, самостоятельные и контрольные работы, пособие для учителей, наглядные пособия);

 

При формировании УУД на уроках математики, важно, чтобы задания были правдоподобными (количество человек должно быть выражено натуральным числом, скорость автомобиля, движущегося на большом отрезке пути, не может равняться 1км/ч, температура воздуха не может равняться 1000 градусов. Поэтому следует учить учащихся рассматривать данные и найденные величины в сравнении) и практико-ориетированными.

С целью формирования УУД на уроках математики и при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике используются следующие виды задач:

 

Виды заданий

Содержание УУД

Регулятивные УУД

1

 

·         Математическая задача  (решение любой математической задачи требует чёткой самоорганизации: точного осознания цели, работы либо по готовому алгоритму (плану), либо по самостоятельно созданному, проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае необходимости):

ü определи тип задачи (проценты, движение, сплавы, производительность, на составление уравнений и т.д.);

ü  что сказано в условии задачи?

ü  что нужно найти?

ü  известны ли все данные, для нахождения искомого?

ü  как найти?

ü  что записать в краткой записи?

ü  как определить по краткой записи количество действий в задаче?

 

Сборник по подготовке к ГИА (Лысенко Ф.Ф.)

Составление плана и последовательности действий; контроль в форме сравнения способа действия и его результата; выбор наиболее эффективных способов решения задач; анализ текста; нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; оценка выполненной работы;

Познавательные УУД

2

 

 

 

(Тема: Построение и исследование графиков функций)

 

·        Интересные факты / сообщения (геометрия Евклида и геометрия Лобачевского, Карл Гаусс)

Анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; выбор критериев для сравнения;

структурирование данных; работа с разного вида таблицами;  составление и распознавание диаграмм; применение схемы, модели для получения информации, установление причинно-следственных связей; поиск и обработка информации; использование знаково-символической записи математического понятия

3

В1.В двухдневный поход идут 22 человека. Какое наименьшее число четырёхместных палаток им нужно взять с собой?

 

(Сборник по подготовке к ЕГЭ. Автор: Лысенко Ф.Ф.)

 

·        Решить уравнение:   28k + 30n + 31m = 365

Определение умения

выделять тип задач и способы их решения;

построение логической цепи рассуждений; акцентирование на практической направленности задачи («бытовая задача»)

4

 

Умение самостоятельно применять свои знания на практике; моделирование;  понимание поставленных целей и решение проблемы на основе практического решения задачи

 

Коммуникативные УУД

5

·        Устный счет (таблица квадратов, вынесение целого числа из под корня, сложение и вычитание действительных чисел, нахождения корня квадратного уравнения по теореме Виета);

·        Задачи на доказательство( «объясни», «расскажи», «обоснуй свой ответ», «проговори», «докажи»)

·        Работа в группах (диалог в группе, диалог в паре, распределение ролей и ответственности  в группе, выбор лидера группы)

Осуществление коммуникативной деятельности (проговаривание хода выполнения задания, умения аргументировать свои действия); использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме

 

Личностные УУД

6

·        Дискуссия (сформирование своей точки зрения, способность к самообразованию);

·        Проектная работа (« 13 способов решения квадратных уравнений», «Великий математик: кто он?», «Математика вокруг нас» ит.д.);

·        Подведение итогов урока

Действия

самоопределения и

смыслообразования;

нравственно-этическое

оценивание; Формирование положительного отношения к процессу познания, формирование личностных качеств

 

 

В математике основной акцент делается на формирование коммуникативных и познавательных УУД. Качеством усвоения знаний учащимися является многообразие и характер видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность образовательного  процесса. И одним из главных условий формирования УУД и внедрения ФГОС в образовательный процесс, является непрерывность и преемственность характера обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_matematiki.docx770.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №13» п. Красный Маныч

Методы, приемы, формы работы при формировании УУД на уроках математики

Учитель: Иманмухаметова Г.М.

25 февраля 2014 г.

Методы, приемы, формы работы при формировании УУД на уроках математики

Мною ведутся уроки математики в 9 и 11 классах. Используются следующие линии УМК:

  • Ю.Н. Макарычева (7-9 классы. Состав УМК: учебник; рабочие программы; рабочая тетрадь; дидактические материалы; тематические тесты; методические рекомендации);
  • С. М. Никольского (10-11 классы. Состав УМК:  учебник, дидактические материалы, тематические тесты);
  • Л. С. Атанасян (7 – 11 классы. Состав УМК:  рабочая программа, учебник, рабочая тетрадь, дидактические материалы, тематические тесты, самостоятельные и контрольные работы, пособие для учителей, наглядные пособия);

При формировании УУД на уроках математики, важно, чтобы задания были правдоподобными (количество человек должно быть выражено натуральным числом, скорость автомобиля, движущегося на большом отрезке пути, не может равняться 1км/ч, температура воздуха не может равняться 1000 градусов. Поэтому следует учить учащихся рассматривать данные и найденные величины в сравнении) и практико-ориетированными.

С целью формирования УУД на уроках математики и при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике используются следующие виды задач:

Виды заданий

Содержание УУД

Регулятивные УУД

1

  • Математическая задача  (решение любой математической задачи требует чёткой самоорганизации: точного осознания цели, работы либо по готовому алгоритму (плану), либо по самостоятельно созданному, проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае необходимости):
  • определи тип задачи (проценты, движение, сплавы, производительность, на составление уравнений и т.д.);
  • что сказано в условии задачи?
  • что нужно найти?
  • известны ли все данные, для нахождения искомого?
  • как найти?
  • что записать в краткой записи?
  • как определить по краткой записи количество действий в задаче?

C:\Documents and Settings\Иманмухаметова.17D29462AD2946D\Рабочий стол\фотки сборники\второй.jpg

Сборник по подготовке к ГИА (Лысенко Ф.Ф.)

Составление плана и последовательности действий; контроль в форме сравнения способа действия и его результата; выбор наиболее эффективных способов решения задач; анализ текста; нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; оценка выполненной работы;

Познавательные УУД

2

C:\Documents and Settings\Иманмухаметова.17D29462AD2946D\Рабочий стол\фотки сборники\третий.jpg

(Тема: Построение и исследование графиков функций)

  • Интересные факты / сообщения (геометрия Евклида и геометрия Лобачевского, Карл Гаусс)

Анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; выбор критериев для сравнения;

структурирование данных; работа с разного вида таблицами;  составление и распознавание диаграмм; применение схемы, модели для получения информации, установление причинно-следственных связей; поиск и обработка информации; использование знаково-символической записи математического понятия

3

В1.В двухдневный поход идут 22 человека. Какое наименьшее число четырёхместных палаток им нужно взять с собой?

(Сборник по подготовке к ЕГЭ. Автор: Лысенко Ф.Ф.)

  • Решить уравнение:   28k + 30n + 31m = 365

Определение умения

выделять тип задач и способы их решения;

построение логической цепи рассуждений; акцентирование на практической направленности задачи («бытовая задача»)

4

C:\Documents and Settings\Иманмухаметова.17D29462AD2946D\Рабочий стол\фотки сборники\четвертый.jpg

Умение самостоятельно применять свои знания на практике; моделирование;  понимание поставленных целей и решение проблемы на основе практического решения задачи

Коммуникативные УУД

5

  • Устный счет (таблица квадратов, вынесение целого числа из под корня, сложение и вычитание действительных чисел, нахождения корня квадратного уравнения по теореме Виета);
  • Задачи на доказательство( «объясни», «расскажи», «обоснуй свой ответ», «проговори», «докажи»)
  • Работа в группах (диалог в группе, диалог в паре, распределение ролей и ответственности  в группе, выбор лидера группы)

Осуществление коммуникативной деятельности (проговаривание хода выполнения задания, умения аргументировать свои действия); использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме

Личностные УУД

6

  • Дискуссия (сформирование своей точки зрения, способность к самообразованию);
  • Проектная работа (« 13 способов решения квадратных уравнений», «Великий математик: кто он?», «Математика вокруг нас» ит.д.);
  • Подведение итогов урока

Действия

самоопределения и

смыслообразования;

нравственно-этическое

оценивание; Формирование положительного отношения к процессу познания, формирование личностных качеств

В математике основной акцент делается на формирование коммуникативных и познавательных УУД. Качеством усвоения знаний учащимися является многообразие и характер видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность образовательного  процесса. И одним из главных условий формирования УУД и внедрения ФГОС в образовательный процесс, является непрерывность и преемственность характера обучения.


 

Комментарии

Мухометова Гызылгуль Меглипалатовна

Надеюсь информация будет полезной учителям, работающих в рамках реализации ФГОС ООО