Серия занятий по теме «Мониторинг окружающей среды как способ изучения экологической ситуации своей местности»
Каждое утро прихожу в класс, всматриваюсь в детские лица и задаю самой себе один-единственный вопрос: «Нужны ли им сейчас, в век совершенных технологий, мои «мудрые» знания и мысли о химических элементах, о теории Дарвина, о процессах размножения простейших и «высших» организмах»? Главный смысл своего труда я вижу в том, чтобы принести детям ЗНАНИЯ – этого ждут сами ученики, этого ждут и их родители. В этом я вижу главную составляющую своей профессиональной деятельности. Но банальная «сумма знаний» меня и моих учеников вряд ли может устроить. В повседневной школьной жизни мне приходится спускаться с высот своих знаний, а затем вместе с учениками совершать восхождение на вершину головокружительного школьного Эвереста. Это и составляет главный смысл моего педагогического кредо. И пусть не все мои воспитанники блестяще преодолеют заветный Эверест, но хотелось бы верить в то, как они будут вспоминать наши совместные поиски истины: как ходили по берегам умирающих подмосковных водоёмов, отыскивая в них ЖИЗНЬ, бережно фиксируя в блокнотики «уровни» Трудно ли учителю на каждый урок «выдумывать» что-то неслыханно свежее, «креативное» и выдающееся? Я убеждена в другом: трудно на каждом уроке … без творчества. Даже если ты не планируешь в своём конспекте и голове, оно всегда может родиться на уроке, потому что верю в творчество детей. Оно способно родиться от простодушного вопроса пятиклассника «а может белый медведь одолеть льва» до глубокомысленного размышления выпускника, выступающего на защите своего блистательного проекта по проблеме «биологических индикаторов» экологического благополучия ближайшего Подмосковья. Что я могу им предложить? Ту систему, которая работала во время учебы их родителей? Общество меняется. Другие потребности, другое общение. Все больше разрастающееся общество требует нового образования. Не заучивания обилия непонятных терминов, текстов, не имеющих для ученика смысловой нагрузки – все это отложится в последствии в дальние уголки памяти и забудется… Что же останется? Некоторый набор универсальных навыков, умений, норма поведения.
В понятие современного содержания образования вводится компонент, связанный с умением организовать собственную деятельность, наладить взаимоотношения с партнерами, адекватно оценить результаты своего труда.
В настоящее время необходимо создание социальных и образовательных условий для овладения учеником экологической компетентностью. Для решения этой проблемы важно рассматривать необходимость организации активного педагогического сообщества, способного реализовать обучение и воспитание с учетом всех современных требований.
Проблема государственного уровня – построение экологически ориентированного общества, напрямую зависит от молодого поколения для которого должно создаваться экологическое образовательное пространство с учетом развивающей, практической, творческой, рекреационной, эстетической, вариативной составляющих, задающий комплексный уровень восприятия окружающей обстановки и информации. Стимулирование экологической деятельности через проектно-исследовательские технологии – мощный фактор повышения качества экологического образования и воспитания.
Мной разработана серия занятий по проектной исследовательской деятельности в области экологии на тему «Мониторинг окружающей среды как способ изучения экологической ситуации своей местности».
Данные занятия естественнонаучной и эколого-биологической направленности разработаны для курса проектной деятельности учителями биологии и экологии в общеобразовательных школах и педагогами дополнительного образования для проведения во внеурочное время. Разработаны в соответствии с образовательными стандартами , программой развития универсальных учебных действий системы общего образования и направлена на достижение деятельностных и общекультурных результатов общеэкологического образования. В методической разработке произведен учет новых социальных запросов общества, государства, образовательной системы.
Занятия разработаны для активного получения конкретных представлений об окружающей среде, развития и реализация метапредметных умений. Основной вид деятельности учебных занятий – проектная.
Обучающиеся приобретают конкретные представления об окружающей среде, об экологических взаимосвязях через активные учебные действия на практических занятиях, экскурсиях, участвуя в наблюдении, экспериментировании.
В процессе освоения программы обучающиеся приобретают конкретные представления:
- о разнообразии растительного и животного мира своего региона,
- о связи живой и неживой природы и о последствиях нарушений этих связей,
- о правилах грамотного э эколого-безопасного поведения на природе (экскурсиях, прогулках)
В серии занятий активно использован региональный компонент. Деятельностная составляющая регионального компонента может быть реализована в форме организации системы взаимодействий образовательных учреждений с эколого-просветительскими отделами ООПТ.
Перед учащимся ставится цель самостоятельно познакомиться с методами (способами) познания состояния окружающей среды. В связи с этим, в структуре занятия выделяются особые этапы, такие как проблемная, целеполагание, решение учебной задачи, рефлексия. Эти этапы являются неотъемлемой частью занятий.
Планирование занятия, построенного на системно-деятельностном подходе, предполагает следующую последовательность действий педагога и обучающегося:
- постановка проблемной ситуации (показать необходимость владения понятиями «объект» и «признак» и развить умение описывать объекты окружающей среды);
- преобразование проблемной ситуации в учебную через признание учащимся ограниченности своих знаний, отсутствие умения выделять и систематизировать признаки объектов для их описания;
- постановка целей - учебной задачи – формулировка утверждения, воплощающее в себе общий результат, которого нужно достичь.
- определение задачи - конкретного эффекта, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта.
- решение учебной задачи – применение логических универсальных учебных действий, организация работы детей.
- рефлексия результатов – предметных, деятельностных, личностных
Например, на занятии «Изучение состояние атмосферы воздуха при помощи лишайников», учащиеся выделяют гипотезу о состоянии атмосферы в определенном регионе. Цель данного исследования: провести планирование проекта по разнообразию лишайников. В практической части используется метод пассивной лихеноиндикации. Учащиеся должны освоить технику заложения пробных площадок, методику измерения относительной численности лишайников способом «палетки». Продуктом проекта является карта местности с нанесенными зонами наиболее загрязненных районов (от красного цвета до желтого) и презентация. Во время рефлексии желательно дать возможность каждому ребенку высказаться, попробовать оценить свои достижения, самому проследить свое развитие.
Учащимися оценивается состояние атмосферы, гидросферы, почвы. Наиболее доступные, эффективные и наглядные методы при изучении состояния окружающей среды – методы биоиндикации. Территория Москвы удобна для проведения мониторинга. Большая территория, концентрированность предприятий и транспортных магистралей в отдельных частях города, наличие водоемов: прудов, рек, ООПТ, позволяет получить сбор разнообразных данных и выявить наиболее загрязненные районы города. Данные, полученные в разных частях города, резко отличаются.
Серия занятий по теме «Мониторинг окружающей среды как способ изучения экологической ситуации своей местности» предназначен для учеников основной школы.
Цель методической разработки: обеспечение реализации развивающего потенциала новых образовательных стандартов на основе проектной деятельности в сфере экологии.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- углубление теоретических знаний в области экологии;
- создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту окружающей среды;
- выделение условий и факторов развития универсальных учебных действий.
Ключевой задачей серии занятий является:
- сформировать метапредметные умения и навыки: уметь общаться в группе, ориентироваться в обилии информации об окружающем социо-природном мире и выделять основное, обращаться за помощью к учителю, взрослому, сверстнику, формулировать вопросы, ответы, воспринимать инструкцию и точно произвольно выполнять ее, выделять разнообразные признаки, сравнивать природные объекты, уметь активно участвовать в публичных защитах результатов проектной деятельности, грамотно отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
Данная серия занятий описана в статье:
Полянская И.В. Формирование умений и навыков проектной и исследовательской деятельности по экологии в условиях мегаполиса.// Сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференции "Актуальные проблемы биологии и методики ее преподавания в школе и вузе", 30 апреля 2015 г..: ОмГПУ, 2015 г.
Результатом данных занятий являются проекты.
Например, проект по определению состояния атмосферы в г. Москве:
Автор со своей работой участвовал в окружной конференции «Ломоносовские чтения», также на VI экологическом форуме обучающихся, который состоялся в Московском детском эколого-биологическом центре в 2014 г.
Данная методическая разработка была апробирована в ГБОУ Школа №1324, получила отзывы у учителя, Гольмаковой Светланы Владимировны.