«Твой папа лох, а мама – уродина!»: почему дети обзываются?
Давным-давно дедушка Эдуард Успенский говорил:
Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что родился рыжим, конопатым?
Но, однако, с малых лет
Пареньку прохода нет…
И как бы ни старался бедный мальчик убедить жестоких дворовых «авторитетов» в том, что он дедушку не бил, он его любил, они все равно не переставали орать вдогонку: «Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!».
Психолог М. В. Осорина считает, что обзывание – это испытание детского «Я» на психологическую прочность. В любом коллективе формируется костяк, дети распределяют роли, выясняют, кто на что претендует. Для кого-то этот процесс проходит болезненно.
На вопрос «За что ты не любишь некоторых одноклассников?» дети чаще всего отвечают: «За то, что они обзываются». Причем оскорбляют не только самого ребенка-жертву, но и его родственников («Какую ты маму некрасивую нарисовал, она у тебя и в жизни такая же уродина», «Какая у тебя сестричка плакса-вакса», «Твой папа лох, не может купить себе нормальную машину» и пр.)
Почему дети обзываются?
- Проявляют агрессию.
Сознательно хотят оскорбить, разозлить, обидеть.
- Хотят привлечь внимание.
Или окружающих, или того, кого дразнят.
- Воспринимают это как игру.
Иногда не хотят обидеть того, кого оскорбляют, а просто шутят, забавляются. Хотят таким образом повеселить окружающих.
- Провоцируют на какое-то действие.
Например, хотят, чтобы за ними погонялись.
- Самоутверждаются за счет более слабого.
Таким образом «ставят на место», утверждаются на позиции лидера группы.
- Мстят за что-то или завидуют.
- Не намеренно.
Иногда не понимают, что другому может быть обидно. Возможно в семье принято давать друг другу шутливые прозвища.
Американские психологи провели исследование среди детей 5-15 лет о роли кличек. «Иметь кличку – это значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимания сообщества, даже если это внимание будет не совсем приятным».
Давать друг другу клички дети учатся у взрослых. Во взрослой культуре клички имеют определенное символическое значение, их «хозяева» могут даже гордиться своими прозвищами…
Возможно, сегодняшним школьникам незнакома история героини,которую блестяще сыграла Кристина Орбакайте из фильма Ролана Быкова «Чучело» (фильм снят в далеком 1982 по одноименной повести В. Железникова), но многие наверняка в курсе истории Саши Мамаевой из комедийного сериала «Физрук», который совсем недавно появился на просторах байнета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_delat_roditelyam.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Что делать родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят в школе?
Никто не застрахован от появления дразнилки в его «честь». Поэтому полезно знать, как себя вести и как реагировать на всевозможные «обзывалки». Задача родителей – попытаться объяснить ребенку, как не обижаться на сверстников, предложить варианты поведения в той или иной конкретной ситуации.
- Никак не реагировать.
Сложно, конечно, делать вид, что ничего не слышишь, и это тебя не касается, но нужно собрать волю в кулак и попробовать сделать это. Не поддаваться на провокации! Иногда достаточно одного-двух раз и обидчики прекратят обзываться, не увидев никакой реакции.
- Нестандартно ответить.
Обидчик ожидает увидеть и услышать обиду, злость и т.п. Нужно попробовать перевести все в шутку. Родители могут рассказать историю из своего детства, как, например, коверкали их фамилию. «Да, дедушка рассказывал, что его тоже так обзывали… Такая у нас фамилия». Можно всей семьей поиграть в игру, кто придумает самую необычную «обзывалку» из фамилии. Тогда ребенку будет легче не обижаться на одноклассников.
- Согласиться.
Можно, например, ответить согласием. «Да, мама тоже считает, что я похож на зайца. Так же быстро бегаю и люблю грызть морковку».
- Объяснить, что это неприятно.
Спокойно сказать обидчику, что «Мне неприятно слышать такое про себя», «Почему ты хочешь меня обидеть?», «Не называй меня так больше, пожалуйста, это очень обидно. Я хотел бы с тобой дружить…».
- Не вестись на «слабо».
Часто дети пытаются вынудить «жертву» совершить какой-то поступок, говоря, что если он не сделает то-то и то-то, то будет «трусом», «размазней» и прочее. Иногда требуется нарушить какие-то правила, закон, подвергнуть себя опасности. Нужно объяснить ребенку, что действовать нужно по ситуации. Взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то одноклассникам или сохранить себе жизнь, не нарушить данного кому-то обещания, не сделать то, о чем потом будешь жалеть и т.п.
- Отговориться.
Для 5-9-летних детей очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку. Есть «специальные» стишки – своеобразная защита от нападения. Их следует произносить спокойно, пытаясь свести все к шутке.
- Черная касса – ключ у меня,
кто обзывается – сам на себя! - Чики-траки - стеночка! (Рукой поставить преграду между собой и обидчиком.)
- Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!
- Кто обзывается - сам так называется!
- Продемонстрировать физическую силу, дать отпор.
Это не лучший вариант решения проблем, но иногда действует.
Избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо. Не стоит оставлять ребенка наедине со своей проблемой. Его переживания могут негативно сказаться на успеваемости, здоровье, формировании собственной самооценки и т.п.
Слушайте своего ребенка! Старайтесь задавать уточняющие вопросы, озвучивать те чувства, которые он испытывает: «Как мне тебе помочь?», «Ты злишься, огорчен, обижен…», «Как бы тебе хотелось, чтобы к тебе относились одноклассники?».
Помогите ребенку выяснить причину такого к нему отношения, проанализировать свои поступки, изменить свое поведение.
Обязательно сами подумайте, что в вашем стиле воспитания могло спровоцировать такую ситуацию. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Что вы для этого делаете?