Эссе "Я- учитель".

 Я - учитель.

 

   Что  такое  быть педагогом?  По моему мнению, работа Учителя требует полной самоотдачи, затраты умственных, физических и душевных сил; педагог должен быть проницательным психологом, который способен заметить лучшие человеческие качества в человеке, помочь им раскрыться. Случайные люди редко задерживаются в этой профессии. Терпение, умение слушать и слышать, понимать детей, адекватно выбирать приёмы и методы педагогической работы, твёрдая уверенность в себе и в своих учениках, желание не только учить, но и учиться – вот профессиональные качества, которыми должен обладать настоящий педагог. Профессия учителя крайне сложна, но она учит нас общаться, не пасовать перед трудностями и при этом ежедневно наполняет нашу жизнь детскими улыбками и радостью первых побед. Для меня профессия учителя неразрывно связана с самообразованием,  самосовершенствованием. Мир не стоит на месте, и мы должны идти в ногу со временем, если нет – мы перестанем понимать своих учеников, а они нас… Мы перестанем быть им полезным, а без этого нет учителя. Посещение различных семинаров, курсов, мастер-классов – ещё одна составляющая моей профессии. И если ты не стремишься к самосовершенствованию, успешным в профессии ты вряд ли станешь.

     Учительство – это труд ума и сердца, плюс затянувшееся детство. Оно требует особого склада характера. Занимает всё твоё время и обещает результат где-то в далёком будущем. Учителям многое приходится приносить в жертву, да ещё и радоваться этому, оставаясь при этом неизменным оптимистом. В отличие от представителей других профессий, педагог никогда не забывает о своей работе, ни днём, ни ночью, ни во время отпуска. Его жизнь наполнена школой, и не только его, но и жизнь семьи:  волнуются, сочувствуют, радуются, все в курсе событий – сегодня Камиль себя плохо вёл на уроке, восьмой класс не справился с контрольной работой, в девятом классе хорошо усвоили тему.

       Роль  учителя в современной школе велика! Это не только человек, дающий знания в определенной области науки, это и опытный рулевой в океане полезной информации, и советчик, и воспитатель, и заботливый старший товарищ, и внимательный собеседник. Дети сегодня особенные. Они сродни самому времени: такие же динамичные, неповторимые и порой неуправляемые. Но все они «материал», из которого будет построено наше будущее. И многое в этом процессе зависит от школы, от педагогической позиции каждого учителя и моей в том числе.

    Я всегда хотела быть учителем.  Приходила домой после уроков и учила своих младших сестер, потом всех соседских малышей. В нашей деревне  учителей уважали, с ними считались. И мне хотелось быть вместе с ними.  Училась я в школе по всем предметам на «отлично», все предметы мне одинаково нравились.  Хотела поступить на филологический факультет,  на отделение татарского  языка и литературы.  В то время закрывались татарские школы,  и учитель татарского языка Рахматуллина Роза  Газизовна отговорила  меня со словами: «Ты одинаково  хорошо знаешь и любишь и татарский язык, и математику, поступай на физмат».  Так я и сделала, пошла с подругой сдать документы и встретила  учителя физики, преподавателя вуза, который вел у нас уроки физики в среднем звене.  Габидуллин Азбар Самигуллович убедил нас подавать документы на отделение физики, мотивируя, что после окончания института, нам придется работать в сельской школе. А там, наверняка, придется вести   одновременно уроки физики и математики. «Учителю физики преподавать математику труда не составит, а учителю  математики вести физику - сложно»- говорил он. Мы послушались его совета, проводив целый месяц  на подготовительных курсах, в лагере «Яльчик» , прорешали целый день задачи по физике.

      В 1979 году я поступила в Казанский педагогический институт, на физико-математический  факультет, отделение физики. С тех пор я ни разу не пожалела о своём выборе.  Пророческие советы Азбара Самигулловича сбылись, и мне всю жизнь приходилось преподавать физику и математику параллельно. Для учителя это, конечно,  большая нагрузка, тем более когда нужно подготовить к ЕГЭ по двум предметам. Но с другой стороны, я легко могу проводить параллель между двумя предметами, знаю место каждой темы и показываю межпредметную связь на уроках по обоим предметам.

     Сегодня много говорят о  ключевых компетенциях в образовании. Действительно, их роль в формировании личности ученика велика. И задача учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформированных как ключевые компетенции. На своих уроках  я строю  обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.

      Оценивая собственную педагогическую деятельность, я понимаю, что такое обучение возможно только при личностно-ориентированном подходе. Поэтому всегда ставлю перед собой основную цель - содействовать становлению ребенка, его неповторимой индивидуальности, творческого начала. Ребенок должен определить собственную личную позицию в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих его научных и жизненных проблем, освоить способы их решения. Моя задача помочь ему в этом. На уроках выстраиваю общение как двусторонний процесс, при котором все его участники становятся полноправными партнерами. Считаю, что педагогический позитив, вера в успех – одно из ведущих условий быстрого и успешного усвоения знаний. Ориентируюсь на формирование позитивного эмоционального климата на уроке, на личностное развитие ребенка, моделирую ситуацию успеха, что способствует  мотивации школьников к учению.

  Групповые технологии, педагогика сотрудничества помогают мне в развитии коммуникативных умений и навыков у учащихся, ведь они не менее актуальны сегодня, чем профессиональные качества человека. В связи с этим возросло воспитательное значение моих уроков. Если ученики уходят с занятия  с чувством удовлетворения  процессом общения, собственной деятельностью, с определенным багажом знаний, то это и есть воспитательный эффект урока.

       Школа – зеркало жизни, какими будут наши  дети, зависит от нас. Ребенок не готовится к жизни, он живет сейчас, и урок – часть этого. Моя задача, как учителя, наполнить его эмоциями: радостью, интересом и удивлением. На уроках я стремлюсь научить  детей видеть и радоваться красоте: красоте науки, природы, логики, взаимоотношений и хорошо проделанной работы. Радость даст ребенку чувство личной значимости, интерес – познавательную и творческую активность, удивление приведет его к новой активности. Перед современным учителем стоят такие задачи, как развитие творческих способностей учащихся, их умения самостоятельно мыслить, поощрение интереса к знаниям, помощь ученикам в осознании своих потребностей. Все это не пустые слова. Это фундамент будущего уверенного, самодостаточного, успешного человека. Он знает, чего хочет, и решительно продвигается к цели. Думаю, приятно сознавать, что в этом есть доля и учительских заслуг…

Если учитель не ценит себя высоко, конечно, никакого уважения со стороны учеников не будет. И российскому образованию нужны грамотные, продвинутые, молодые учителя, которые будут и другом, и наставником для современных школьников. Нужно добиться того, чтобы в педагогические институты шли самые лучшие, как в советское время. А для этого нужно создать такие условия, чтобы профессия учителя была самой уважаемой.

     Я люблю свою профессию, люблю предметы, которые преподаю, люблю своих учеников, и я с уверенностью говорю: «МОЁ ПРИЗВАНИЕ –УЧИТЕЛЬ».