Педагогическое эссе
Предварительный просмотр:
Эссе
Я-учитель
«Не профессия быть учителем,
Быть учителем – это жизнь».
Жила-была маленькая девочка в обычной семье тружеников села. Росла с мальчиками-братьями. Была она тихая, стеснительная.
Наступило 1 сентября, когда эта девочка переступила порог школы. Здесь и увидела добрую фею, ставшую для неё второй мамой и ангелом-хранителем. Мой первый учитель! Эта женщина и стала путеводной звездой в становлении личности маленькой девочки, приучила быть самостоятельной, отзывчивой. Под её руководством проявились все способности. Девочке хотелось во всём на неё походить, поэтому дома
практически каждый день у девочки была одна и та же игра «Школа». Ворота исписаны мелом. Да мы играли в школу. Писали диктанты, решали задачи, потом проверяли друг у друга. Были даже журнал и дневники. Наверное, уже тогда она подсознательно хотела стать учителем, хотя ещё и не понимала, что эта игра скоро превратится в реальную жизнь.
Может быть, тогда её мечта казалась ей несбыточной, возвышенной, поэтому в девятом классе менялись желаемые профессии: адвокат, артистка, музыкант и даже стать врачом. Но когда она сдала экзамены, никаких обсуждений в семье не было, сразу отвезли документы в педучилище. Возможно, на выбор повлияла ещё и педагогическая карьера дедушки. Он был учителем истории и литературы, а последние годы работал директором школы.
Вот я уже студентка Адыгейского педагогического колледжа. Мне 15 лет и я, наверное, не совсем понимала ещё, что это мой профессиональный жизненный путь. Однажды мы готовились к выступлению и нам дали песню, слова, которой я вспоминаю каждый день:
Будет трудно, порой мучительно,
Ты на всё должен знать ответ
Ведь нельзя быть плохим учителем,
Можно быть им, а можно нет!
Коль дорога тобой намечена
Не ищи обходных путей
Помни люди тебе доверчиво
Дали в руки своих детей.
1997 год. Я учитель Большесидоровской средней школы № 8. У меня второклашки. После первого проведённого урока мне казалось, что я ничего не знаю и не умею. Всё было новым и непонятным. И учёба началась. Я посещала уроки других учителей, советовалась с ними, выписывала кучу журналов и покупала много книг. До двух-трёх часов ночи я писала конспекты, рисовала, изготавливала карточки, придумывала что-то новое. И думала: «Вот отработаю лет пять, накоплю много материала, и тогда работать станет легче». Шли годы, а работы не убавлялось! Конкурсы, слёты, конференции, постоянный поиск чего-то нового и интересного. Как учитель я не должна быть скучной и однообразной. Настоящему Учителю, чтобы быть на высоте, нужно постоянно работать над собой, учить и учиться, импровизировать, т.е. уметь быстро и верно оценить ситуацию, принять решение, самообразовываться, поэтому не случайно ведь одним из важнейших качеств учителя и является умение и желание учиться. На своих ошибках и победах, на опыте коллег, у своих учеников. Это постоянное стремление к совершенству, на мой взгляд, и отличает настоящего учителя. Он идет на урок для того, чтобы вместе со своими учениками искать лучшие методы и формы, спорить, ошибаться, совершать открытия. А если он уже все про всех знает (только так и не иначе, и не спорьте с ним) - тут он и перестает быть учителем.
И постепенно я стала понимать, что работать надо постоянно. Мир меняется, меняется всё вокруг, и учитель тоже не может стоять на месте.
Прошло 17 лет. Я всё также работаю в школе. Уже нет никаких сомнений в правильности выбранного пути. Я не могу представить себя ни в какой другой профессиональной области. И каждый раз прихожу к такому выводу, вспоминая слова песни: «Если вы пришли в профессию, если выбрали для себя этот путь – идите по нему достойно и не жалуйтесь на требования и условия. Меняйте их своим творчеством, подтверждайте свой профессионализм, уважайте себя в своей профессии! Никто ведь и не говорил, что вам будет легко».
Всегда стремлюсь к тому, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. Не случайно классическая педагогика утверждает, что «смертельный грех учителя – быть скучным!» А самая большая награда для учителя – достижения учеников. Приятно видеть, как они радуются вместе с тобой собственным открытиям и победам, сопереживают ошибки и временные неудачи, строят планы по их преодолению. И эти удачи и неудачи сближают нас с детьми ещё больше.
Вместе с учениками растёт и сам учитель. У нас много планов на будущее! Я думаю, самое страшное – поверить в то, что ты уже всё знаешь, всё умеешь, всё понимаешь. Но с каждым новым классом я по-новому открывала, казалось бы, знакомые истины. Я училась все 17 лет и продолжаю учиться дальше, я не успокаиваюсь на достигнутом, ищу новые ответы на старые вопросы, стараюсь найти необычное в обычном и обычное в необычном. За эти годы я окончила заочно АГУ и Армавирскую магистратуру.
Ученики – не просто класс, это зрительный зал. Учитель - художник своего урока, сценарист, режиссёр. Бездарно срежиссированный урок способен погасить интерес к знаниям, талантливо построенный - подарить ему крылья. Однако диплом педагогического вуза - всего лишь документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом.
Я в своей работе опираюсь не только на знания, но еще стараюсь разъяснить детям, кто они есть, для чего живут и как нужно жить так, чтобы не было потом больно и грустно сознавать, что многое ты бы изменил, но этого сделать, увы, невозможно.
Изо дня в день, из года в год, на протяжении 17 лет я спешу на работу. И как обычно, в 8.30 утра звенит звонок, но это не просто звонок. Для меня это новый маленький этап в строительстве добра, взаимопонимания, это этап формирования жизни! Как много в нашем мире зла, зависти, жестокости. Современному ученику очень трудно, видя все это, сохранить в себе человеческие качества, позволяющие называться просто ЧЕЛОВЕКОМ. На своих уроках я учу детей не только немецкому языку, но и любви к ближнему, милосердию, толерантности, умению чувствовать прекрасное и уметь этим прекрасным восхищаться, способности сострадать, способности протянуть руку помощи в тот момент, когда это будет необходимо. Задача очень непростая! Некоторые ученики, порой, просто не понимают, как же это нужно делать! Иногда им приходится перестраивать свое мировоззрение, чтобы принять жизненные ценности, о которых я говорю на своих уроках. И мне очень нелегко. Приходится перечитывать произведения, заставлять размышлять, делать выписки, приводить примеры из своей жизни. Я пытаюсь донести до сознания маленького человечка ту истину, которая посеет в его сердце семя добра.
И так шаг за шагом, урок за уроком идет эта кропотливая работа.
Совсем недавно мне снова достался пятый класс. Новый детский коллектив, новые родители. Но я даже не представляла, какие они. И каково же было мое удивление, когда я узнала, что же это за коллектив. Вот эти маленькие карапузы, только переступившие черту начальной школы, оказались настоящими вояками! А воевали они друг с другом: жаловались, делали мелкие пакости, радовались чужим неудачам, писали оскорбления в записках. Вот из этого состояла их жизнь. А для меня это – непаханое поле, сложнейшая задача! Неделями я думала, что же можно сделать, чтобы мой 5 класс изменился! Мы читали книги, проводили классные часы о добре, о любви к ближнему, о том, что такое настоящая жизнь, и учились жить по-новому. Я и мои ученики много трудились, они доверились мне, и мы пошли вместе, день за днем, рука об руку, помогая друг другу. Конечно, нам ещё многое предстоит сделать, но мы всё время вместе.
Я думаю, что учителю многое под силу. Главное – вкладывать в учеников любовь (конечно, не забывая о знаниях), и тогда эта любовь вернется, уже в двадцатикратном размере. А если дети растут в любви, взаимопонимании, в атмосфере добра и радости, то мы – учителя – можем быть уверены в том, что вложили частичку себя в то счастливое будущее, о котором все мечтают.
Возможно, учитель начинает "заканчиваться" тогда, когда считает, что всего достиг, когда выполняет свою работу по привычке, когда перестает слушать своих учеников и превращает преподавание в собственный монолог.
Моя профессия даёт возможность быть человеком! Человек не энциклопедия. И степень его человечности определяется качеством не интеллектуальной, а духовной составляющей: добротой, милосердием, смелостью, мужеством, толерантностью, патриотизмом и т.п. Конечно, чем больше языков знает человек, тем он духовно богаче, тем более развито его сознание, более богат его внутренний мир.
Миссия учителя – помочь каждому стать умелым, независимым исследователем, способным к развитию на протяжении всей жизни, способствовать процессу открытий и выборов.
Вместо послесловия… Цвет своего неба мы выбираем сами! Эту замечательную фразу когда-то встретила на просторах интернета. И сразу в неё влюбилась. Мы сами определяем для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии и тех принципов, которыми будем в ней руководствоваться. Мы сами для себя решаем, какие ценности будут сопровождать нас в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, кого нам доверяют.
Дорогие учителя! Милые коллеги! Нам всегда катастрофически не хватает времени! Горы тетрадок, планы, конкурсы и семинары… это наша жизнь. Мы как дети радуемся успехам своих учеников и огорчаемся, если у ребят что-то не получается, волнуемся вместе с ними на экзаменах. Желаю вам быть успешными, счастливыми, пусть вас никогда не покидает уверенность. Будьте всегда в душе молодыми, идите в ногу со временем. И пусть цвет вашего неба будет всегда тёплым, светлым, вдохновляющим на творчество!
Учить детей – нелёгкий труд!
Но если ты учитель,
Нельзя тебе с пути свернуть,
Будь им путеводитель!
Вершины гор с ними пройди,
Плыви по океану,
До звёзд сумей их довести
И покажи все страны.
А главная – страна ЧУДЕС!
И в ней волшебный чудный лес.
Полны в ней необычностью поляны
И дно морское в океане.
В наш новый век непросто жить.
В нём много новшеств и открытий.
Учитель должен научить
Жить среди множества событий.
Учите детей учиться!
Учите детей трудиться!
Учите детей улыбаться!
Учите детей восхищаться!