План работы с детьми-инвалидами педагога-психолога ГБОУ Школа №41 Романовой Е.Б. на 2014-2015 учебный год.
Цель: Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями в развитии.
2. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.
3. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.
№ | Направления в работе | Цель | Сроки |
1. | Изучение личных дел учащихся, медицинских карт, просмотр журналов. | Сбор сведений об особенностях развития учащихся. | Сентябрь
|
2. | Выявление запроса на оказание психологической помощи семьям с ребенком – инвалидом. | Выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребенком-инвалидом и его родителями. | Сентябрь |
3. | Наблюдение за учащимися, как на уроках, так и во внеклассной работе. | Изучение личностных особенностей и особенностей поведения учащихся. | Сентябрь, октябрь. |
4. | Исследование учащихся с помощью различных психологических методик.
| Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности учащихся. Анализ негативных изменений поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении; наличие страхов, комплексов, модели поведения «жертва». | Октябрь, апрель. |
5. | Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка. | Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный). | Октябрь, апрель. |
6. | Комплексное диагностического обследования в процессе индивидуального консультирования семей. | -Исследование семейной атмосферы(межличностное взаимодействие в результате заболевания с супругами, с ребенком, другими родственниками); | Октябрь, апрель. |
7. | Разработка рекомендации по каждому ребёнку, с описанием их индивидуальных особенностей.
| Каждого ребенку разрабатывается план индивидуальных занятий и листы психологической реабилитации с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств. Разрабатываются психолого-педагогические рекомендации для индивидуальной работы с каждым ребенком с учетом его возможностей, которые доводятся до сведения классных руководителей и учителей предметников. Разрабатываются рекомендации для родителей.
| Октябрь |
8. | Профилактическая и психокоррекционная работа индивидуально или(и) в специальных группах с детьми-инвалидами.
| Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков. | В течение года. |
9. | Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями. | Профессиональное самоопределение включает в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии. Определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников. | Декабрь |
10. | Проведение родительского всеобуча, практикума - сохранение, укрепление, развитие духовной, психической, социальной составляющих эмоционального реагирования в детско - родительских отношениях у семей с ребенком - инвалидом. | - Повышение уровня психологической культуры эмоциональной сферы детско - родительских отношений, под которыми мы понимаем совершенствование знаний, умений и навыков родителей при овладении чувственной коммуникацией.
| В течение года. |
11. | Взаимодействие с коллективом класса, в котором обучается ребёнок-инвалид. | -Формирование терпимого отношения к особенностям детей-инвалидов. -Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи. | В течение года. |
12. | Психологическое консультирование учащихся, их родителей и учителей.
| Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям имеющим ребенка с ограниченными физическими и умственными возможностями, контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю. | В течение года. |
Совет родителям, как справиться с проблемой инвалидности ребенка:
1. Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать.
2. Не ожидайте слишком многого сразу.
3. Будьте реалистичны.
4. Начните с того, что ребёнок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко лучше.
5. Не злоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.
6. Будьте проще.
7. Проявляйте гибкость.
8. Тщательно выбирайте темы для споров. Станьте специалистом в решении проблем.
9. Правильная помощь и в нужное время принесёт успех и радость и ребёнку, и тем, кто ему помогает.
10. Наладьте общение:
а) выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;
б) прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;
в) открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирайте темы для дискуссий;
г) старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;
д) делайте акцент на хорошем;
е) делайте замечания спокойным тоном;
ж) высказывайте больше позитивных, чем негативных комментариев;
з) не забывайте о значении языка тела;
и) избегайте игры «Двадцать вопросов» (не следует постоянно мучить ребенка, расспрашивая о его самочувствии).
11. Назовите врага по имени.
12. Делите радость и боль.
Установите доверительные отношения с людьми, которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка. Если ваш партнер имеет сходные представления о заболевании ребенка и важности лечения, это замечательно. Когда родители действуют сообща, им удается справиться даже с самыми трудными ситуациями. Если же родители противостоят друг другу, простейшая задача кажется неразрешимой. В одних случаях родителям довольно легко договориться и найти выход из положения. В других – лучше признать существующие разногласия и поручить решение проблемы одному из родителей. Налаженное общение служит основой эффективного сотрудничества. Чтобы улучшить взаимодействие с супругом, используйте те же стратегии, что и в общении с ребенком. Деятельное участие в лечении ребенка принесет пользу ему, семье и лично вам.