Примерный план психологической характеристики ученика

Алпатова Ольга Александровна
Часто возникает  необходимость написать характеристику на своих учащихся. Для этого можно использовать примерный план психологической характеристики ученика.

 

Раздел 1. Общие сведения о ребенке.

 

Анкетные данные

– Фамилия, имя.

– Дата рождения.

– Школа, класс.

– Специализация школы.

 

Сведений о  состоянии здоровья

– Часто ли болеет (часто, средне, редко).

– Хронические заболевания (какие).

– Особенности функционирования нервной системы:

  • быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
  • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
  • стабилен в проявлении настроения;
  • преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
  • преобладает торможение.

 

Успеваемость

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

 

Внешкольные занятия (систематические)

– Занятия общественно полезным трудом (каким).

– Занятия  в художественной самодеятельности (какой).

– Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.

– Занятия спортом (каким).

– Занятия организационной работой (какой).

 

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.

 

Направленность интересов:

– На учебную деятельность;

– На трудовую деятельность;

– На художественно – эстетическую деятельность;

– На достижение в спорте, туризме;

– На отношения между людьми.

 

Отношение к делу:

  • Общественная активность

– Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

– Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.

– Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

– Редко принимает участие в общественных делах.

– Отказывает участвовать в общественных делах.

  • Трудолюбие

– Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

– Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

– Редко охотно берется за работу.

– Чаще всего старается уклониться от любой работы.

– Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

  • Ответственность

– Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

– В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

– Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

– Очень редко выполняет порученное ему дело.

– Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

  • Инициативность

– Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.
– Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

– Редко сам начинает новое дело.

– Почти никогда сам не начинает новое дело.

– Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

  • Организованность

– Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.

– В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

– Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап
надо отчитываться.

– Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

  • Любознательность

– Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

– В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и
культуры.

– Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью
знаний.

– Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.

– Равнодушен к всякого рода новым знаниям.

  • Аккуратность

– Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут – и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

– Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).
Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по
обязанности.

– Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в
школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

– Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет

общественное имущество, даже портит его.

– Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

 

Отношение к людям:

  • Коллективизм

– Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.

– Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и
делам.

– Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

– Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

– Считает излишним   проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не
лезь не в сое дело».

  • Честность. Правдивость

– Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно.

– Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.

– Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

– Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.

– Склонен всегда, говорить не правду.

  • Справедливость

– Активно борется с тем, что считает несправедливым.

– Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

– Редко выступает против того, что считает несправедливым.

– Не добивается справедливости.

– Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

  • Бескорыстие

– В своих  поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не  собственной выгоде.

– Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.

– Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.

– В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

– В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

  • Общительность

– Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

– Как правило, с удовольствием общается с людьми.

– Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.

– Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

– Замкнут, необщителен.

  • Чувство товарищества

– Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

– Как правило, помогает товарищам.

– Помогает товарищам, когда его просят.

– Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.

– Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

  • Отзывчивость

– Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

– Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.

– Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства
других людей.

– Почти не умеет сочувствовать другим.

– Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

  • Вежливость, тактичность

– Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

– Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

– Часто бывает,  невежлив и нетактичен.

– Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.

– Всегда резок, не выдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре   оскорбляет других, грубит.

 

Отношение к себе:

  • Скромность

– Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.

– Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,
достоинствах.

– Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.

– Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает  очень малое участие, к
чему имеет мало отношения.

– Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

  • Уверенность в себе

– Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы
сделать.

– Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в
случае действительной необходимости.

– Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

– Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже  если
сам может справиться.

– Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

  • Самокритичность

– Всегда со вниманием   выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

– В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

– Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

– К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно,  не старается исправить недостатки.

– Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

  • Умение рассчитывать свои силы

– Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком легкие и не слишком трудные.

– Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.

– Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

– В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.

– Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

  • Стремление к успеху, первенству

– Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается.

– Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет
достижениям в какой-либо одной области.

– Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

– Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется
положением «середняка».

– Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой
деятельности.

  • Самоконтроль

– Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

– Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

– Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

– Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

– Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

 

Волевые качества личности

  • Смелость

– Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

– В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

– Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

– В большинстве случаев отступает перед силой.

– Всегда отступает перед силой, трусит.

  • Решительность

– Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

– В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

– Иногда колеблется перед ответственным решением.

– Редко решается принять какое – либо ответственное решение.

– Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

  • Настойчивость

– Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не
отступает перед трудностями.

– Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

– Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

– Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

– Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

  • Самообладание

– Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

– Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера
единичны.

– Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

– Часто не может подавить нежелательные эмоции.

– Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

 

Положение ребенка в детском коллективе.

  • Авторитет в классе

– Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

– Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

– Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой – то группировки, только
среди мальчиков или среди девочек и т.д.)

– Пользуется авторитетом у остальных учащихся.

– В классе авторитетом не пользуется,

  • Симпатия

– Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

– В классе ребята относятся к нему с симпатией.

– Пользуется симпатией только у части одноклассников.

– Пользуется симпатией у отдельных ребят.

– В классе его не любят.

  • Авторитет во внешкольных объединениях

– Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).

– Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)

– Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе,
клубе)

– Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется
(спортивная школа, клуб).

– Не является членом никакого внешкольного объединения.

 

Особенности психических процессов и эмоций.

 

  • Внимание

– Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не
отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

– Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности.

– Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает
ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.

– Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

– Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке.

 

  • Память

– При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

– При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

– Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого
материала.

– При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно.

– Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

 

  • Мышление

– Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

– Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

– Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем
темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.

– В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

– Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

 

  • Эмоциональная реактивность

-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,
взволновать рассказ, кинофильм.

– Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко.

– Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
–  Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

 

  • Общий эмоциональный тонус

– Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела.

– Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

– Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

– В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

– Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.

 

  • Эмоциональная уравновешенность

– Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

– Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

– Эмоционально уравновешен.

– Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

– Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.

 

 

Комментарии

Неустроева Ольга Викторовна

Спасибо за материал.