Воспитывающее значение урока.
«Ученик – не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь».
Урок играет важную роль в воспитании учащихся. Урок – самый боевой, наполненный трудом, мыслями, чувствами участок жизни школьников. Грамотно построенный и интересно преподнесенный материал, личность самого учителя, его стиль общения, внешний вид, культура поведения немаловажны в воспитании детей, которых нам доверили их родители.
Камертоном бодрого, мажорного состояния на уроке является, прежде всего, учитель, его оптимизм. Оптимизм несет в себе заряд эмоциональности. Он определяет эффективность обучения и воспитания на уроке, ибо он создает предрасположение школьников к учебному труду, которое выражается в положительных эмоциях: в хорошем настроении, заинтересованности и увлеченности делом, что в свою очередь влияет на активное состояние. Валентин Распутин писал: «Каждый урок учителя – это начало начал и продолжение многих продолжений, которое в самом широком смысле отражается в нашей общей духовной атмосфере». Воздействие школьных уроков, органическая связь того, что на них было узнано, с тем, что вошло вволю, чувство, совесть учащихся, зависит от окрыленности учителя, от оригинальности его характера, от душевной щедрости, от резерва образованности, от беспрестанно растущей квалификации, от творческого использования лучшего, что достигнуто современной школой.
За урок учитель может одарить ребенка положительной энергией, а может и оттолкнуть от своих занятий. В каждом учителе есть, позволю себе образно выразиться, добрая и злая воля. Добрая воля учителя помогает ученику ярче раскрыться при ответе, очень стараться, рождает веру в себя; злая воля учителя мертвит, сковывает ученика, унижает его достоинство. На своих уроках мы учим детей быть гуманными друг к другу, добрыми, деликатными, вежливыми, скромными, дисциплинированными, ответственными, честными. Учим их быть требовательными к себе и к другим, учим их аккуратности и добросовестности. Учим отвечать за свои поступки. Но все это может быть достигнуто только тогда, когда сам учитель соответствует тому, чему он хочет научить подопечных. Немаловажное значение имеет постоянная вежливость в обращении с учениками. Психотехника рекомендует, чтобы каждый учитель с утра давал себе приказ: «Быть вежливым!» Ненужно забывать уделить внимание на уроках и вопросу эстетики. В современных условиях повышения культуры труда одежда работающих – это один из элементов производственной эстетики, положительно влияющий на качество и темп работы. Изучая нас, рассматривая нашу одежду, украшения, прическу у учащихся развивается вкус.
Все дети разные, но каждый из них хочет быть замеченным и необделенным вниманием. Они остро ощущают отношение преподавателя к себе. Особенно сильно это проявляется во время работы в классах коррекции и в «трудных классах».
Изучая материал журнала «Народное образование» №3 за 1995 год, увидела статью Л.Гостюхиной, которая привела интересный пример: « Врачи жалуются: 6 минут
на прием одного больного в поликлинике чрезвычайно мало – принимают спешно, лечат формально, ошибаются в диагнозе. А учитель? Урок длится 40 минут. В классе 25-30 учеников и на каждого нужно обратить внимание, дать истинное знание всем, независимо от способностей – всех в одном месте и в одно время». Трудно! Но выполнимо! Было бы желание и любовь к детям!
Учителя сопоставляют с актером, и не зря! Так как тот и другой труд подвижен, изменчив, оба они работают с Людьми, тоже подвижными и изменчивыми, имеют общую задачу возбудить чувства и мысли слушателей; тот и другой обучают и воспитывают; работа того и другого – творческий акт, искусство. Но труд учителя намного тяжелее. Представим себе спектакль, в котором занят актер, и урок, который ведет учитель. Актер – часть спектакля: он исполняет роль, написанную автором пьесы; ему помогают найти приемы выполнения роли режиссер; его работе содействует художник, декоратор, костюмер, осветитель; его обслуживают рабочие сцены; порядок в зале устанавливают билетеры – словом актер работает, окруженный творческим подспорьем специально предназначенных служб. А учитель? Он «один бог в трех лицах». Он – писатель (ибо сам составляет сценарий каждого урока). Он режиссер (т.к. каждый урок – это в какой-то мере премьера), он исполнитель главной роли, и при это он сам себя оденет, на свой вкус причешет и в качестве рабочего обслужит; он же главный блюститель порядка: и билетер, и пожарник, а порой и милиционер… Кроме того актер играет в день один спектакль, а учитель дает в день от трех до семи постановок перед разным контингентом людей.
Составляя план урока, мы должны продумать образовательные, практические, развивающие и воспитательные цели. Каждый ли это делает? Не секрет, что многие ученики подражают своим наставникам. Поэтому личность учителя, его отношение к работе немаловажны в процессе урока. 60 глаз следят за нами, за нашими действиями, за нашими словами, за нашей подготовкой к уроку. 60 глаз не обманешь своей некомпетентностью. Дети быстро распознают среди педагогов «проходимцев». Для воспитания подрастающего поколения нужно быть самому в первую очередь воспитанным, нужно самому подходить к работе ответственно. Чтобы урок зародил положительные чувства и доставил радость и удовлетворение, чтобы учащиеся с желанием ходили на уроки, надо к работе подходить творчески.
А самое главное надо помнить, что:
-дети учатся жить у жизни;
-если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
-если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
-если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
-если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;
-если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
-если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
-если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
-если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей;
-если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
-если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Ребенок, как губка, впитывает в себя, что увидел, что услышал, с чем столкнулся. В процессе своей деятельности он перерабатывает полученные данные, что-то принимает, а что-то отбрасывает. При этом принято может быть и дурное, и хорошее. И поэтому нужно быть предельно осторожными в высказываниях, ведь порой дети принимают сказанное наоборот. Нельзя язвить, негодующе кричать, размахивать руками. Пользы ведь никакой – только ответное раздражение, обозленный взгляд или показная бравада.
Психологи напоминают, что «учитель умирает в авторитарном монологе и возрождается в диалоге – сотрудничестве с учениками».
Воспитание человека – тонкий, филигранный, внутренне противоречивый процесс. И надо обладать страстной пытливостью ученого, чтобы прослеживать те пути, которыми идет формирование личности растущего человека. Учитель не может полагаться только на такт, на интуицию. Он должен овладеть педагогическим процессом, чтобы управлять им, а не творить стихийно.
«Когда учитель заставляет сильнее биться
радостью сердце ученика – учитель всемогущ».