Обобщение педагогического опыта воспитательной работы классного руководителя 11-«А» класса Т.А.Бердниковой по теме «Решение проблемы приобретения социального опыта учащимися как одна из задач воспитательного процесса»

Бердникова Татьяна Анатольевна

 

Крестьянин, возделывая своё поле,

 мало-помалу вырывает у природы разгадку её тайн.

А.де Сент-Экзюпери

Слова, вынесенные в эпиграф, не следует понимать буквально, они являются метафорой. Они означают, что «знание людей всегда ведёт к самопознанию» (Н. Энкельманн). Любые проявления жизнедеятельности человека зависят от той социальной среды, в которой эта жизнедеятельность осуществляется. Умение познавать мир не врожденно человеку – врождённой является лишь способность к познанию. В процессе постижения окружающего мира люди избавляются от неточностей своих представлений, пополняют запасы сведений о нём, получают бесценный социальный опыт. Постепенно раскрываются законы, формируются принципы, появляются научные теории. Дети приобретают «человеческие», «личностные черты», лишь общаясь с окружающими их людьми. Люди, среди которых живёт ребёнок, вводят его в социальную среду, подготавливают к жизни в обществе. Очень хочется верить, что тот социальный опыт, который получили мои дети за годы обучения в школе поможет им реализоваться в жизни, найти свой единственный и неповторимый путь наполненный новыми победами и свершениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx59.18 КБ

Предварительный просмотр:

    Обобщение педагогического опыта воспитательной работы классного руководителя  11-«А» класса Т.А.Бердниковой по теме

       «Решение проблемы приобретения социального опыта учащимися

как одна из задач воспитательного процесса»

И может ли ручей сребристый,

По светлому песку катя кристалл свой чистый,

И тихою волной ласкаясь к берегам,

Течь без источника по рощам и лугам,

И может ли огонь пылать без ветра?

Источник… Ветер… Учитель… Ученик…. Как много общего у этих понятий!  Учитель для ученика – это всеобъемлющий источник знаний, а формы и методы его работы подобно ветру способствуют усвоению и принятию ценнейшей информации, которую современный ученик может получить только в школе. А начать своё выступление мне хотелось бы с притчи о счастье.

 «Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей - счастье в наследство.

— Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? — спросил мудрец.

— Я страдаю для счастья своих детей и внуков, — ответил человек. — Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.

— А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? — спросил мудрец.

— Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! — ответил несчастный человек.

— Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! — сказал мудрец. — Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как сделать счастливыми своих детей и внуков!»

        Далеко не каждый может быть учителем. Многого требует от нас школа: быть добрыми и требовательными, искренними и сдержанными, романтичными и пунктуальными. Наша профессия требует от нас большой души, любящего сердца. По своей природе, сути она лишена эгоизма. Педагог призван учить и воспитывать, делиться с детьми самим собою. Недаром,  учителя всегда сравнивали с солнцем излучающем тепло. «Сколько надо любви и огня, чтобы слушали, верили, чтобы помнили тебя!» Человек, выбравший профессию учителя, обречён на вечный поиск нового, совершенного. Просвещение учит нас ненасытности. Под его наркозом как бы много ты не достиг, скольким бы не овладел, тебе всегда будет этого мало. Ты будешь постоянно бежать за горизонтом, уже будешь видеть  как много прекрасного -  удивительно прекрасного   откроется вот-вот. И в этот момент ты будешь счастлив, но горизонт каждый раз убегает от тебя всё дальше и дальше. Чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать в себя море света. Его кругозор должен быть гораздо шире школьной программы, лишь тогда он подлинный мастер и художник.  

Счастье – это горенье:

Поиск, мечта, работа!

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От точки до Казбека,

В зависимости от человека.

«Родиться мало – надо ещё состояться» .

Ксенократ, древнегреческий философ.        

Я считаю, что школа в настоящее время осталась единственным местом в этом непростом мире, где ученик может развивать не только свои знания  по фундаментальным наукам, но и получить добрый совет, поддержку, сформировать правильный взгляд на сущность протекающих явлений и событий, приобрести бесценный социальный опыт по взаимодействию с многоликим окружающим миром, опыт, который основан на толерантности, а именно на признании и уважении многообразия культур, традиций и обычаев, выработать свои собственные правила и нормы поведения в современном социуме.

Бесспорно, классный руководитель - самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни:    не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение - проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни.

 «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет - соглашаюсь с этим не судьёй, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своём месте»  Ж.Ж.Руссо

В педагогике, как и в другом важном деле, вопрос целеполагания - основной. Для чего мы воспитываем и развиваем? Какова наша цель?  С 2006-2007 учебного года я являюсь классным руководителем 11-«А» класса. На протяжении всех лет обучения ставила основной целью воспитательного процесса самосовершенствование, саморазвитие и самоактуализацию личности каждого ученика с учётом их возрастных особенностей. Вместе с педагогическим коллективом  я активно работаю над обогащением позитивного социального опыта учащихся класса.
Целью этой деятельности является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно выделить следующие задачи: 

  • участие в самоуправлении класса, школы; 
  • участие в социально-направленной деятельности; 
  • участие в социальных проектах.

Стараюсь  построить отношения сотрудничества и доверия в классном коллективе. Целенаправленно создаю условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Моя воспитательная система направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика,  максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации выпускника  в современном обществе.

Цель  воспитательной системы - воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и необходимости участия в жизни общества. В 2011-2012 учебном году школа включилась в экспериментальную деятельность по теме: «Развитие творческой среды как фактор воспитания толерантности». Считаю, что моя тема по обобщению опыта созвучна с темой эксперимента, так как цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.  Основными направлениями и ценностными основами воспитания и социализации учащихся являются:  воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; – воспитание нравственных чувств и этического сознания; – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; – формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

 Считаю, что большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе. Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся реализовать лидерские функции. Самоуправление подразумевает готовность учащихся к участию в управлении обществом. Ожидаемые результаты:

  • Активная жизненная позиция учащихся класса;
  • Готовность и желание учащихся работать в коллективе.
  • Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности.
  • Разработки творческих и социальных проектов.

Начиная с 5-го класса все дети делятся на микрогруппы (центры), в соответствии со своими интересами, способностями и дружескими привязанностями. При подготовке к любому мероприятию каждый центр вносит свой посильный вклад. Таким образом, в классе  создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач поставленных перед классом.   Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Смысл самоуправления в  классе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех учащихся основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе, где каждый ученик может реализовать свои способности и возможности. На совете класса обсуждаются вопросы школьной жизни, разрабатывается план наших внеклассных мероприятий, анализируется проведённая работа. Актив класса принимает участие в работе органов ученического самоуправления школы. Ребята, посещая учёбу актива, обогащаются новыми интересными идеями, переносят их в классный коллектив. На этом этапе осуществляется осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность. Ученики участвуют в составлении плана работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и контроле за их исполнением. В среднем звене традиционными мероприятиями являлись:

  • Конкурс «Самый новогодний кабинет» I место
  • Районный фестиваль «Радуга творчества», в котором принимал участие традиционно весь коллектив класса.  Диплом фестиваля.
  • Конкурс «Лучшие песни о маме» II место
  • Конкурс «Танцевальный марафон» II место
  • Танцевальный марафон «Старт тинэйджер» III место
  • Смотр-конкурс строевой песни «Лейся песня боевая» I место
  • Новогодний огонёк с привлечением родителей учащихся
  • А ну-ка мальчики!
  • А ну-ка девочки!
  • Областной конкурс «Счастливое пространство семьи» , номинация «Семья начинается с родного порога. История отчего дома»          Диплом III степени, грамота, свидетельства участия
  • Социально-ориентированный проект «Пасхальные традиции в англо и немецко-язычных странах»
  • Социально-ориентированный проект «Когда говорит музыка»

Начиная  с 5-го класса, я старалась привлекать ребят к проведению общешкольных мероприятий, например:

  • Устный журнал «Народные герои Минин и Пожарский» с музыкальным сопровождением и номерами художественной самодеятельности
  • Экологический утренник с инсценировкой современной «Сказки о рыбаке и рыбке» в рамках внеклассного воспитания по экологическому воспитанию для учащихся начальных классов
  • Новогоднее представление-сказка «Новогоднее чудо» для учащихся начального и среднего звена

Участвуя в этих мероприятиях  ученики приобретали организаторские навыки и умения, развивалась их самостоятельность, появлялась ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формировалась их активная деятельность и жизненная позиция, чувство ответственности. Благодаря комлексу мероприятий, которые были проведены на средней ступени обучения в коллективе были созданы условия для развития лидерских качеств у учащихся, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития, для организации разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающих обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению,  положительному взаимопониманию и уважению и принятию позиций других обучающихся, так как ученическое самоуправление представляет интересы большинства учеников в классе.

С целью формирования у учащихся позитивного социального опыта во всех сферах общественной жизни воспитательная система в классе строилась по следующим направлениям:

  • «Я – гражданин России»
  • «Здоровье»
  • «Одарённые дети»
  • Развитие и общение
  • Профориентация

«Жить среди людей и быть счастливым – это значит

 прежде всего, долженствовать, уметь выполнять долг.

 Долг – это обязанность перед Родиной, народом, семьёй».

 В.А.Сухомлинский

Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию:

  • призвана воспитывать чувство патриотизма и активной гражданской позиции, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • обеспечивает оптимальные условия для развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовность приносить пользу обществу и государству;
  • способствует развитию общественного самосознания и социальной активности учащихся;
  • знакомит с нормами общественной жизни и деятельности, законов, ее регулирующих;
  •  привлекает учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Мои ученики принимают активное участие:

 • в проведении классных часов, в оформлении выставок рисунков, этических бесед, проведении уроков Мужества;

 • в праздновании "Дня Защитника Отечества",  в конкурсе "Смотр Строя и песни";

 • в изучении государственной символики;

 • в беседах об истории Страны, в показе презентаций;

 • в изучении биографии великих людей.

С целью воспитания гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества проведены такие мероприятия как:

  • районный фестиваль патриотической песни «Чувства опалённые войной» (Белякова В., Шабалина О., Ерохина И., Курочкин А., Федотов И, Добрынин А., Ваняшин Р.),
  • школьный конкурс патриотической песни «Чувства опалённые войной» (Белякова В., Шабалина О., Ерохина И., Курочкин А., Федотов И, Добрынин А., Ваняшин Р., Казакова Н., Морозова К.),
  •  конкурс плакатов «Любимый город» (Морозов А., Белякова В., Чунаков Д.) Iместо,
  • Супер-шоу «Стартинейджер», посвящённое 90-летию г.Ртищево, команда «Импульс» (Курочкин А.,Леонтьев И.,Кислова М.,ПерепёлкинВ.,ВаняшинР.),
  • участие в районном конкурсе социальных проектов Гражданского форума «Молодежь 21 века. Твой выбор» ( Курочкин А., Дякина О., Трушникова А.),
  •  социально-ориентированный проект «Когда рождается храм»,
  •  кл.час «Вера и космос» с приглашением О.Н.Воскресенской специалиста по катехизации при храме А. Невского,
  • акция милосердия «Протяни руку помощи» (ко Дню пожилого человека),
  • кл.час «Мы - граждане России»,
  • районное мероприятие Круглый стол «Отечество, тебя все защищают» при МОУДОД ЦДТ «Светлячок», 
  • в школьной акции  «Чествование ветеранов в День Защитника Отечества», 
  •  в районной краеведческой конференции «Отечество. Саратовский край в истории России» (Курочкин А., Белякова В.),
  • классный час «Мой город мне дорог»,
  •  экскурсия в краеведческий музей и посещение лектория «Поле русской славы», посвященного 200-летию Бородинской битвы (Ашкапова Св. Ев.),
  • социально-ориентированный проект «Дорога к  храму…»
  • социально-ориентированный проект «Когда рождается храм»,
  •  Круглый стол «Отечество, тебя все защищают», Дискуссионный клуб старшеклассников «Жить – Родине служить!» в рамках районного семинара директоров по теме «Школа успеха»,
  •   посещение библиотеки имени А.С Пушкина «Литературная гостиная «Есенин – златокудрый гений русской поэзии»,
  •  посещение литературно-музыкальной гостиной в детской  библиотеке  им.  А.С. Пушкина по творчеству Фета,
  •  участие в  областном  конкурсе рисунков «Я люблю тебя, Родина светлая»,
  • участие в костюмированном представлении  в  День города,  
  • встреча молодёжи города с главой Ртищевского муниципального района Санинским А.П. ,
  •  школьная акция  «Чествование ветеранов в День Защитника Отечества»,
  • участие в сюжетно - ролевой игре «Карьера +» в рамках районного семинара педагогов дополнительного образования,
  • в районной краеведческой конференции «Отечество. Саратовский край в истории России» (секция «Поиск»),
  • в районном фестивале-конкурсе «Чувства, опалённые войной»
  • Классный час «Здесь Родины моей начало» с приглашением  Овчинниковой А.С.
  • Смотр-конкурс строевой песни «Аты-баты, шли солдаты» 1 место

Как видно, что ученики ежегодно принимают активное участие  в общешкольных мероприятиях, проводимых в рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию Кроме того, ежегодно в классе проводятся мероприятия, посвященные государственной символике Российского государства, празднованию годовщины победы в ВОВ, выводу войск из Афганистана с приглашением ветеранов В.В.Филатова, С.Е. Белоголовцева.  Стараюсь вовлекать учащихся в социальное проектирование. Так на одном из классных часов ребята должны были создать проект «Страна, в которой мне хотелось бы жить».

Главным здесь является и патриотическое воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле, чтобы обогатить души детей и пробудить желание быть полезными Родине.

Ежегодно учащиеся класса принимают участие в выборах школьного парламента, которые формируют у школьников представление о реальных выборах и позволяют участвовать в школьном самоуправлении.

А 9 класс стал триумфальным в биографии класса. По итогам областного конкурса «Лучший ученический класс» мы были награждены Дипломом за III место. Была проделана большая работа, в которую были вовлечены все учащиеся класса, для достижения желаемого результата. Тогда в классе получает развитие волонтёрского движения как социально направленная деятельность.. Каждый ученик класса был зарегистрирован на сайте волонтёрского движения Jaba и был задействован в благотворительных акциях. Учащиеся оказывали посильную помощь пенсионерам, проводили добровольную помощь в детских садах, осуществляли концертную деятельность для пенсионеров. Белякова В. приняла участие в областном конкурсе  «Волонтёр года» за что была награждена Дипломом участника.

  По результатам конкурса класс был награждён экскурсией в Саратовскую Областную Думу и Дом Правительства, где учащиеся встретились с министром образования Саратовской области и депутатом Областной Думы Д. Заиграловым и в личной беседе могли получить ответы на интересующие их вопросы о всех сферах социальной жизни.

Считаю, что проделанная работа повлияла на  качественный рост воспитанности детей, способствовала формированию у ребят гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии,  активной жизненной и  гражданско-патриотической позиции, повлияла на  повышение уровня толерантности учащихся,   знание правовой базы государства,  способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

 « Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его.» 

«Здоровье – это такое состояние духа человека,

которое создает наиболее благоприятные условия

для расцвета его личности, его талантов и способностей».

 Г.Шаталова

                Одно из направлений воспитательной деятельности – это создание ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов ребенка в обществе. Работу в данном направлении я строю по воспитательной программе, которая дает возможность вести работу системно и комплексно: Дни Здоровья, спортивные мероприятия, классные часы и беседы по ЗОЖ, что позволяет содействовать сохранению и укреплению здоровья детей. Создаю благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности каждого ученика посредством использования здоровьесберегающих технологий и создания ситуации успеха для ребенка; формирую у учащихся  здоровый образ жизни, осознанное отношение к своему здоровью как  духовно-нравственной ценности.

С целью создания условий для  воспитания культа знаний, труда, здоровья проведены такие мероприятия как:

  • Дни здоровья «Спорт за здоровый образ жизни», «Здоровье –это спорт и физкультура»
  •  акция «Самый здоровый класс» IIместо,
  • конкурс плакатов «Здоровый образ жизни» (Iместо),
  •  акция «Откажись от сигареты»,
  •  акция «Откажись от мобильного телефона»,
  • кл. часы на тему «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья»  Артур Шопенгауэр,  «Здоровый образ жизни»,
  •  коллектив 11-А награжден грамотой за активное участие в акции «Самый здоровый класс» и за 1 место в конкурсе плакатов «Мы за здоровый образ жизни»,
  • команда юношей 11-А награждена грамотой за 1 место в легкоатлетическом кроссе,  Окружко Григорий награжден грамотой за 3 место в беге на 400 м,  Перепёлкин Владислав награжден грамотой за 3 место в беге на 400 м (акция «Спорт за здоровый образ жизни»),
  • участие в  трудовых акциях  «Мы за чистый город», «Чистота моего города»,
  • участие в общешкольных акциях «Приведи в порядок школу», 
  • участие  в игре «Зарница»,
  • участие в акции борьбы со СПИДом (конкурс рисунков, плакатов)

Провожу тематические классные часы о  здоровом   образе  жизни: классный час «Похититель рассудка - алкоголь», «Здоровый образ жизни» с использованием материалов интернет - урока по антинаркотической тематике;  классный час по теме: «О правилах дорожного движения»,  «Азбука безопасности в зимний период», беседы «Здоровое питание», «Профилактика гриппа».

С целью повышения безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожного травматизма  регулярно провожу классные часы, викторины, инструктажи по правилам безопасного поведения на улице и правилам дорожного движения, в период замерзания и вскрытия рек и озер, способствующие    сохранению  и восстановлению психического и физического здоровья учащихся, профилактике вредных привычек, правонарушений и асоциальных проявлений в детско-подростковой среде.

…Гениальность вовсе не такой божественно редкий дар…

Она, напротив, не редкость и составляет удел всякого.

П.К. Энгельмейер

Школа является той социальной средой для наших детей, которая призвана обеспечить условия для реализации своих способностей – свойств личности, дающих ей возможность успешно обучаться, приобретать знания, умения, навыки для осуществления определённой деятельности. Например, обучение рисованию, музыке, языкам и т.д. С точки зрения современной психологии наивысшей степенью способностей является гениальность, далее идут талантливость и одарённость. В этой связи всегда стараюсь показать ребятам, что развитие инициативы, творческого начала, самостоятельности знания – это одно из самых главных требований жизни в современном обществе.

Опыт социализации приобретается и через участие в олимпиадах, научно-исследовательской, поисковой деятельности. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся, способствуют развитию их познавательного интереса, поддерживает интерес к учебе, уверенность в значимости высокого уровня знаний,  создаёт условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.

В классе есть ребята, которыми гордится вся школа. Староста класса, Белякова Виктория,  является  общепризнанным позитивным лидером в классе.  Под ее руководством организовываются и проводятся классные и  общешкольные мероприятия. Вот далеко не весь список её заслуг:

  • Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку 2012 год
  • Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию 2012 год
  • Диплом победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию 2011 год
  • Диплом призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку 2011
  • Диплом призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады по литературе 2011
  • Грамота за III место в районной краеведческой конференции  «Отечество. Саратовский край в истории России», посвящённой 150-летию П.А. Столыпина. 2012
  • Грамота за  II место в районной научно-практической конференции «Надежда губернии», секция «русский язык, русская литература» 2012
  • Почётная грамота за I место в научно-практической конференции «Старт в науку» кафедра «Юные исследователи окружающей среды» 2011 год
  • Почётная грамота за победу в муниципальном туре олимпиады по биологии I место. 2010
  • Почётная грамота за победу в номинации «К вершинам знаний» районного конкурса «Ученик года 2011»
  •  Диплом призёра регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011
  • Призёр муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 2011 год
  • Почётная грамота за III место на районной краеведческой конференции  «Отечество. Саратовский край в истории России» секция «Памятники истории и культуры» 2011
  • Почётная Грамота за победу в номинации «Декоративно прикладное творчество» на районной выставке технического творчества.
  • Грамота за III место в районной конкурсе социальных проектов Гражданского форума «Молодёжь 21 века. Твой выбор»
  • Похвальный лист за отличные успехи в обучении. 2012

Шабалина Ольга принимает активное участие во Всероссийской олимпиаде по предметам, в научно – практической конференции «Старт в науку», в районной выставке технического и декоративно – прикладного творчества «От ремесла к искусству», является участницей школьных конкурсов «Минута славы», «Лучший ученик года», успешно принимала участие в районном фестивале «Радуга творчества». Высокие награды муниципального уровня имеются  у Курочкина А. и Катина А.

Стараюсь  поощрять участие всех ребят в городских, общешкольных и классных мероприятиях: конкурсах,  концертах, музыкальных фестивалях,  в городских выставках технического творчества,  рисунков и плакатов.  И здесь имеются результаты:

  • «Танцевальный клондайк»  - 3 место
  • Конкурс электронных открыток «Сюрприз для мамы». Школьный тур  - 1 место,  районный тур - 3место
  • Областной конкурс «Молодёжь выбирает будущее», выборы глазами детей.
  • Районный конкурс сочинений «Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны»  -  3 место
  • 2 место в школьных соревнованиях «А ну-ка парни!»
  • Диплом 2 степени, 3 грамоты за участие  в районном     фестивале «Когда говорит музыка»
  • 4 грамоты за участие  в школьном  фестивале «Музыкальная весна-2010»
  • Новогодний КВН   Iместо (Белякова В., Шабалина О., Ерохина И., Курочкин А., Федотов И, Добрынин А., Ваняшин Р., Катин А., Перепёлкин В.),
  • математический КВН – Iместо (Белякова В., Шабалина О., Ерохина И., Курочкин А., Федотов И, Добрынин А., Ваняшин Р.),
  • концерт, посвященный Дню мамы  «Фейерверк талантов»( Шабалина О),
  • конкурс на самый лучший Новогодний плакат – IIIместо,
  •  конкурс на лучшую электронную открытку «Дорогому учителю»,
  •  концерт, посвященный Дню мамы  «Фейерверк талантов»,
  •  конкурс  коллажей «Мама, мамочка моя»
  •  Праздничный концерт ко Дню Учителя (Белякова В.Шабалина О
  •  Редколлегия 11-А награждена грамотой за 2 место в школьном конкурсе плакатов «Здравствуй, Новый год!»
  • Белякова Виктория награждена грамотой за активное участие в акции «Здравствуй, Новый год», школьных мероприятиях и успехи в творчестве.
  • Шабалина Ольга награждена грамотой за активное участие в акции «Здравствуй, Новый год!», школьных мероприятиях и успехи в творчестве.
  • Федотов Игорь награжден грамотой за активное участие в акции «Здравствуй, Новый год!», школьных мероприятиях и успехи в творчестве
  • Участие   в районном  мероприятии  КВН.

Творческие продукты, созданные в результате совместной коллективной деятельности,  радуют всех участников образовательного процесса и свидетельствуют о реализации педагогики сотрудничества, гуманизации отношений между педагогом, учащимися и их родителями.

Работая в этом направлении я, делаю акцент на то, что творческие способности есть у всех, только их необходимо развивать. Творческие задатки присущи человеку с рождения. Кому-то может показаться странным, но эстетическое воспитание благотворно влияет на развитие речи и мышления, расширяет кругозор, кроме того, даёт возможность в сложную минуту обратиться к прекрасному и почувствовать его гармонию, а это помогает выстоять в трудностях и найти верный тон жизни. Именно чуткое восприятие и умение замечать прекрасное позволяют людям творить вокруг себя СВОЙ мир. Совсем необязательно писать стихи или картины и вообще как-то относиться к творческим специальностям профессионально: творческий подход помогает любому человеку в повседневной жизни. Эстетическое воспитание – это компас в окружающем мире, с его музыкой, с его красками, оттенками, формами, компас в отношении себя в мире.  Важно понимать, что  мир прекрасен, и что нельзя нарушать его гармонию, что его нужно сохранить для нашей жизни в его первозданной красоте, сократив наши странно завышенные потребности. Но к великому сожалению, разрушение «традиционной» и классической культуры приобретает всё большие масштабы: новое правило равенства всего – безобразного и красивого – становится довлеющим в нашей жизни. Противостоять этому безобразному новшеству считаю своей задачей. Поэтому стараюсь  развивать эстетический вкус в поэзии, музыке, искусстве на классических образцах, применяя их в своих внеклассных мероприятиях. Стараюсь создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, чтобы они любили и  помнили те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом – это проверено жизнью. Чем больше  красивых уголков природы в них жизни, хороших, доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несёт в себе Красоту,  тем полноценнее протекает их развитие и образование. И тем гармоничнее они будут ощущать в современном обществе.  С этой целью были организованы:

  • Туристический поход по маршруту: г.Ртищево- с.Подгоренка- с.Свищевка  Ртищевского района
  • экскурсия в село Зубрилово с посещением усадьбы И.А. Крылова
  • экскурсия в город Саратов с посещением краеведческого музея и парка Победы
  • экскурсия в город Казань с посещением Раифского монастыря
  • экскурсия в город Санкт-Петербург с посещением Эрмитажа, Екатерининского Дворца, Петергофа и других достопримечательностей

Работа избавляет нас от трех великих зол:

скуки, порока и нужды.

Ф. Вольтер

Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь,

то никакой ветер не будет ему попутным.

Сенека

Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.

Что конкретно делаю   по профориентации учащихся?

  • формирование положительного отношения учащихся к труду
  •  проведение элективных курсов по предмету, имеющих практическую ориентированность
  • осуществление психофизиологической диагностики способностей;
  • выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показаниям
  • проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми
  • выявление структуры интересов и склонностей учащихся
  • осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность,  приглашая работников службы занятости, представителей различных специальностей)
  • изучение профессиональных планов школьников выпускных классов

Предпрофильная подготовка и профильное обучение дают возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника в период пе-рехода из ученичества во взрослость. Для достижения хороших результатов проводится комплекс мероприятий:

  •  Занятия элективного курса по темам «Классификация профессий»; «Темперамент и выбор профессии»; «Интересы и выбор профессии»; «Склонности и профессиональная направленность»; «Профессиональный тип личности»; «Как достичь успеха в профессии»; «Как выбрать профессию»;  «Любимая профессия…Что это значит?».
  • Классные часы, которые дополняют и продолжают  систему профориентационной  работы
  • Круглый стол «Рынок современных профессий»
  • Учащиеся приняли участие в деловой игре «Новый город» в рамках проекта «Школа трудоустройства» по программе «УНИВЕРиЯ» Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского (Белякова В., Шабалина О., Ерохина И., Курочкин А., Катин А.  Добрынин А., Ваняшин Р.)
  •   Белякова Виктория награждена дипломом за второе место в «Интеллектуальной игре», проводимой ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И Вавилова», посвященной 200-летию со дня рождения великого русского химика – Н.Н. Зинина 
  • Проведена встреча с Управляющим дополнительного офиса Саратовского регионального филиала ОАО «Россельхозбанка» Агишевой Н.А., старшим экономистом доп.офиса Соколовой О.В. в День финансовой грамотности.  
  • Участие в сюжетно - ролевой игре «Карьера +» в рамках районного семинара педагогов дополнительного образования

В этом году силами учащихся  класса был организован и проведён День самоуправления. За высокий уровень проведения школьного дня самоуправления и акции «Поздравь учителя» была вынесена благодарность. В этот день все учащиеся класса примерили на себя роль учителя. Отрадно сознавать, что некоторые учащиеся после этого решили связать свою судьбу с данной профессией.

Большую роль в профессиональном определении ребят также играет дополнительное образование. Оно обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие   запросы.

Интересы ребят разнообразные: посещают ДШИ им. В. Толкуновой(Белякова Виктория, Морозов Андрей,  Шабалина Ольга ) , спортивные секции в школе на стадионе «Локомотив», плавательный бассейн «Дельфин», ФОК «Юность» (Курочкин Алексей, Катин Андрей, Саркисов Артём,  Окружко Григорий,  Чунаков Денис), участвуют в конкурсах устраиваемых СЮТ,  посещают лектории и музыкальные гостиные в библиотеке им. А.С. Пушкина, налажено сотрудничество с ГУ РУКСОДМ «Молодёжь+» и центром «Семья».  Учащиеся посещают школьные кружки. Все учащиеся  задействованы во внеурочной деятельности.

Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды, способствует успешной социализации учащихся в сфере досуга.

Таким образом, позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, помогает каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, готовит его к профессиональной карьере.

«Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи»

Ламартин

 Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Свою работу в этом направлении строю на принципах сотрудничества с семьей в интересах ребенка, формирования общих подходов к воспитанию, совместного изучения личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Стараюсь привлекать родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Вместе с родителями проводились огоньки, капустники, «День именинника». Большую помощь мне оказывают родители и организации походов и поездок.  Родители учеников моего класса имеют активную жизненную позицию, принимают участие в общешкольных делах (Морозова Г.Е.- член Управляющего Совета школы), принимают участие в районных мероприятиях:

  • Районный конкурс «Лучшая семья года-2006», семья Захаровых стала победителем в номинации «Лучшие семейные традиции»
  • Районный конкурс «Лучшая семья года- 2010», семья Курочкиных стала победителем в номинации «Дружная семья»

С целью укрепления связи: семья – школа    проводятся  родительские собрания  «Семейные ценности в современном обществе», "Знания нужны человеку потому, что он человек", «Проблема компьютерной зависимости»,  «Нелёгкий разговор о требовательности», «Об ответственности родителей за воспитание детей»,  «Психологические особенности старших подростков», «Нелёгкий разговор о требовательности», «Значение правильного выбора профессии». и т.д

         

С целью воспитания  культа  семьи как  базовой ценности общества,  содействия созданию атмосферы комфортности в коллективе учащихся и их родителей проведен кл. час совместно с родителями «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», где учащимся было предложено создать Модель счастливой семьи.

Крестьянин, возделывая своё поле,

 мало-помалу вырывает у природы разгадку её тайн.

А.де Сент-Экзюпери

Слова, вынесенные в эпиграф, не следует понимать буквально, они являются метафорой. Они означают, что «знание людей всегда ведёт к самопознанию» (Н. Энкельманн). Любые проявления жизнедеятельности человека зависят от той социальной среды, в которой эта жизнедеятельность осуществляется. Умение познавать мир не врожденно человеку – врождённой является лишь способность к познанию. В процессе постижения окружающего мира люди избавляются от неточностей своих представлений, пополняют запасы сведений о нём, получают бесценный социальный опыт. Постепенно раскрываются законы, формируются принципы, появляются научные теории. Дети приобретают «человеческие», «личностные черты», лишь общаясь с окружающими их людьми. Люди, среди которых живёт ребёнок, вводят его в социальную среду, подготавливают к жизни в обществе. Очень хочется верить, что тот социальный опыт, который получили мои дети за годы обучения в школе поможет им реализоваться в жизни, найти свой единственный и неповторимый путь наполненный новыми победами и свершениями. 

Мне же, как классному руководителю,  очень хочется видеть моих детей самостоятельными, разносторонне развитыми гражданами правового демократического государства,  патриотами России. Это и есть, на мой взгляд,  главная цель воспитания.

     


 

Комментарии

Тучак Анна

Очень интересно . Между строк вашей работы читается любовь к профессии , радость от общения с детьми .

Лебедева Татьяна Васильевна

сПАСИБО ИНТРЕРЕСНО!