Занятие для параллели 5 классов. Городская неделя профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений. Наши права и обязанности.
"Наши права и обязанности"
(внеклассное мероприятие для пятикласснико в рамках правовой недели)
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
(Вступительное слово)
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
-Что такое право?/Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми
Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?
(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни) (зачитываются права)
- Какие права ты имеешь, как ученик?
Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения/
Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? А какие обязанности у учеников?
Послушайте права и обязанности учеников, которые записаны в уставе нашей школы (чтение)
1–я команда – “Права”, 2–я команда – “Обязанности”. Итак, приступаем к игре. Я буду показывать вам фотографии (рисунки), вы внимательно на них посмотрите, и команда “Права” расскажет о том, какие права человека здесь нарушены, а команда “Обязанности” расскажет о том, какие обязанности необходимо соблюдать в этом случае.
(рисунок № 1). Здесь нарушено одно из самых главных прав человека – право на свободу. Все люди должны быть равны, несмотря на национальность и цвет кожи. Каждый человек обязан уважать право другого человека на свободу и его человеческое достоинство, а не превращать его в раба.
(рисунок № 2). “Никто не имеет право обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. Родители обязаны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушать своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости”.
(рисунок №3). Никто не имеет право посадить другого человека в тюрьму, если он не виноват! Каждый имеет право на справедливый суд. И каждый человек обязан знать и соблюдать закон своей страны, не нарушать его.
(рисунок № 4). Законы одинаковы для всех и защищают каждого, и деньгами их не переделать. А судья обязан быть честным и справедливым к любому человеку и без денег.
(рисунок № 5). Каждый человек имеет право на жилище, на своё имущество и никто не имеет право отобрать его у него. И каждый человек обязан содержать своё жилище и место нахождения своего жилья (город, улицу, дом, подъезд) в чистоте и порядке.
(рисунок № 6 и рисунок № 7) Нельзя вмешиваться в личную жизнь других людей. Входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма. Прежде чем взять чужую вещь, игрушку, каждый человек обязан спросить разрешение (фотография (рисунок № 6). Каждый человек имеет право на отдых и каждый человек обязан уважать право другого человека на отдых, не мешать ему, соблюдать тишину и порядок, культурно вести себя в общественных местах, гостях и дома. (фотография (рисунок № 7).
(сценки разыгрывают сами дети, выбирая роли)
Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.
Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!
Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!
Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.
Учитель: -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.
Первоклассник: - Он подставил мне подножку.
Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.
Правильно ли ребята поняли свои права и обязанности? (объяснение детей)
Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……
П о р я д о ч н о с т ь
с п Р а в е д л и в о с т ь
Р А з у м н о с т ь
В о с п и т а н н о с т ь
О Б Я З А Н Н О С Т И
1. Некоторые ребята трудно приживаются в школе, т.к. им кажется, что в школе одни запреты. Не сможем ли мы эти же самые правила – запреты прописать для них по-другому: со словом МОЖНО, нужно?!
(учитель зачитывает, дети говорят)
2. Чтобы вам было легче решить многие проблемы, чтобы вы больше знали о законах нашей жизни. Вам помогут также книги, изданные специально для вас (обращаюсь к выставке).
3. Коллаж «Мои права и обязанности»
И помните такие слова – обращение к каждому:
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!