Самоконтроль работы учителя русского языка и литературы по формированию умений и навыков работы с тестами, написанию сочинения, изложения в рамках подготовки к ЕГЭ и ГИА.
Самоконтроль работы учителя русского языка и литературы Дранкиной Т.Н. по формированию умений и навыков работы с тестами, написанию сочинения, изложения в рамках подготовки к ЕГЭ и ГИА.
Новая форма аттестации выпускников 11 и 9 классов (ЕГЭ в 11 и ГИА в 9 классе) требует особого подхода к организации мониторинга усвоения учебного материала, диагностики уровня подготовки учащихся к выпускным экзаменам.
По своему содержанию экзамен по русскому языку включает задания, проверяющие языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции учащихся, то есть знания о языке и речи и умения пользоваться ими, практическое владение русским языком, соблюдение устных и письменных форм и, наконец, владение различными видами речевой деятельности. Разумеется, поэтому работа по подготовке к экзамену должна быть выстроена с учётом этого содержания.
Бессистемность подачи орфографического материала, его разбросанность по всему школьному курсу русского языка, постоянно сокращающееся количество часов на его изучение - основные причины низкой орфографической грамотности школьников, отсутствия у них целостного представления о системе русской орфографии. Мне наиболее оптимальной представляется методика В.Ф.Шаталова - Ю.С.Меженко, которую я и использую на уроках с помощью опорного орфографического компакта - особым образом структурированной системы опорных сигналов по орфографии. Особенности компакта: насыщенность, большой объём информации при незначительном графическом объёме.
Это пособие создает дополнительные возможности для выработки навыков грамотного письма, как на уроке, так и в индивидуальной работе с учащимися, а также для самостоятельной их работы, что особенно важно при подготовке к экзамену.
Для повышения уровня языковой компетентности мною были подготовлены и таблицы-памятки, в которых концентрированно дан теоретический материал не только с учётом повторения, но и обобщения сведений лингвистики. Эти таблицы постоянно используются на уроке для повторения и как справочный материал при выполнении обучающих тестовых заданий.
Лингвистическая компетенция предусматривает владение языком, знание и использование устных и письменных норм, то есть речь идет о знании грамматики, орфографии и пунктуации – словом, о грамотном письме.
Для тренировки уже сформированного в основном навыка безошибочного письма существует масса методов, форм и приёмов. Это и традиционные формы и методы, такие как словарная работа, объяснительные диктанты и др., и обучающее тестирование, привлечение учащихся к составлению тестов, опорных схем и таблиц, работа на полях. О последнем виде мониторинга хотелось бы сказать более подробно, здесь можно работать и со словом и словосочетанием, и с предложением и коротким текстом. Главное – это графическое или словесное объяснение написания или постановки знаков препинания. Такая работа позволяет не только повторить теоретический материал, тренировать навыки безошибочного письма, но и понимать особенности орфографии и пунктуации. Использую и электронные средства обучения, тренажёры, работу с демоверсиями по русскому языку на сайтах поддержки экзамена.
Коммуникативная компетенция - это владение разными видами речевой деятельности. Задание части С (написание сочинения по предложенному тексту), пожалуй, самое трудное задание. Выпускник должен, прочитав текст, понять и сформулировать его проблему, позицию автора, высказать своё мнение по заявленной проблеме и обосновать его. Одним словом, он должен написать сочинение, в котором должен показать не только коммуникативные умения, но и владение словом, логику, образность мышления. В целях достижения успешного результата этой части экзамена составлено руководство по написанию сочинения, где не только обозначены основные этапы работы, но и приведены языковые средства описания текста, которые должны помочь написать эту работу. При проведении мониторинга по стилистике не менее важна и работа с языковыми средствами выразительности, со словом, с текстами разных типов.
Подготовка как учеников, так и их наставников к работе в новой системе оценки качества образования может быть связана с проведением срезовых контрольных работ (СКР). Ведь не секрет, что успешность участия выпускника в итоговой аттестации (будь то ЕГЭ или ГИА-9 в новой форме) связана, безусловно, с системностью подготовки к подобному испытанию в течение всех лет обучения в школе.
Что же представляет собой СКР по русскому языку, какие задачи она выполняет?
Прежде всего, в процессе подготовки к СКР происходит отбор тем, которые соответствуют единым требованиям к уровню подготовки учащихся по русскому языку, спецификации ГИА-9 и ЕГЭ. Включаемые мной в СКР темы к моменту проведения контрольной работы уже изучены учащимися.
СКР ориентированы на ту форму итоговой аттестации по русскому языку, которая предлагается выпускникам 9 и 11-х классов. В 11-ом классе это, безусловно, форма ЕГЭ, в 9-ом классе СКР составляются с учетом новой формы ГИА-9 по русскому языку.
Подготовить к ЕГЭ можно, если… следовать некоторым принципам.
Во – первых, сначала все учащиеся работают с заранее приготовленным раздаточным материалом, включающим задания части С. В раздаточный материал по возможности включаются все типы заданий, которые вообще можно найти в части С, то есть задания на анализ источников, на обобщенную характеристику и систематизацию, сравнение, анализ и др. Раздаточный материал может содержать специальные задания обучающего характера, направленные на формирование определенных навыков, необходимых для выполнения заданий того или иного типа. Учащимся дается время на письменное выполнение задания.
Заканчивается каждое практическое занятие написанием тестов по данной теме. Эти тесты составлены на основе заданий частей А и В единого государственного экзамена и новой формы экзамена в 9 классе. По итогам написания тестов каждый учащийся получает оценку.
По итогам больших разделов учебного материала учащиеся 11 класса пишут контрольную работу на основе ЕГЭ (рассчитанную также на 2 часа), состоящую из заданий частей А, В и С, но включающую только материал по пройденному разделу. После проверки работы я обязательно делаю анализ ее выполнения, выявляя те типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего. Затем отрабатываю выполнение этих типов заданий на консультациях и даю учащимся выполнить еще одну или несколько работ, включающих только такие задания. Для удобства анализа контрольной работы по определенному разделу курса при ее составлении, большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого стараюсь анализировать все работы, написанные учащимися, и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.
Во-вторых, важнейшим моментом подготовки к экзамену является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.
Вопросы должны строиться так, чтобы учащиеся могли, применив имеющиеся у них знания, ответить, но для этого им нужно было бы порассуждать (возможно, с помощью учителя). Тогда будет идти развитие мышления. Если ученик научится рассуждать, то даже вопрос по плохо знакомому материалу не окажется для него «смертельным». Рассуждения приведут его к ответу, он «выжмет» из этого вопроса с помощью рассуждений максимально возможный балл.
В-третьих, для успешного выполнения заданий нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий экзамена прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
В- четвёртых, очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (то есть на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и внимание уделено только подготовке). Для успешной подготовки к экзамену учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к нему.
Итак, для успешной сдачи ГИА – 9 и ЕГЭ необходимо соблюдение неких правил:
1. «Ни одного урока без повторения».
2. Использование различных методов, форм, средств обучения, применение ИТ.
3. Проведение различных видов текущего контроля в форме ГИА-9 и ЕГЭ.
4. Планирование опроса учащихся.
5. Планирование домашнего задания.
6. Организация различных видов повторения, закрепления, контроля и коррекции знаний
7. организации мониторинга усвоения учебного материала, диагностики уровня подготовки учащихся к выпускным экзаменам
8. Использование уплотненной подачи учебного материала, таблиц - памяток
9. традиционные формы и методы, такие как словарная работа, объяснительные диктанты и др., и обучающее тестирование, привлечение учащихся к составлению тестов, опорных схем и таблиц
10. использование электронных средствах обучения, тренажёров, работа с демоверсией ЕГЭ и ГИА-9 по русскому языку на сайтах поддержки экзамена.
11. проведение срезовых контрольных работ (СКР).
12. Учить рассуждать