Конструирование занятия на основе целеполагания. Общедидактические критерии анализа урока.

Высочина Елена Дмитриевна

Педагогическая цель, рассматриваемая  в технологическом аспекте, предполагает наличие следующих компонентов:

·         цель отвечает на вопрос – к чему учащиеся должны быть готовы/способны после прохождения учебного материала (проведения занятия), к чему ранее не были способны;

·         результат должен иметь выражение в конкретных действиях учащихся (воспитанников);

·         очевидным должен быть прирост знаний.

 

У В.В. Серикова цель представляет собой – проект определенной социально-педагогической ситуации, способствующей саморазвитию личности, её ценностных ориентаций, т.е. задача педагога  на занятии сводится к тому, чтобы создать условия для проявления учеником своих способностей.

Ошибки при осуществлении целеполагания:

1.       подмена цели содержанием учебного материала (вместо того, чтобы сказать ради чего будет проводится тот или иной урок педагог рассказывает то, что он проделает на нём проделает);

2.       подмена цели методом (использование в формулировке цели таких словоформ как «путём», «посредством», «через»);

3.       вместо результата деятельности представлен процесс  (использование таких словоформ как «формирование», «развитие», «продолжение»);

4.       цели неосуществимы (патриотизм на отдельно взятом уроке – наиболее одиозная форма, равно как и представление в качестве ожидаемого результат на отдельном уроке того, что является целью всего раздела и т.п.);

5.       воспитательные цели формализованы.

 

На уроках в условиях компетентностной парадигмы ученики должны обучиться приёмам проявления активности, обретению навыков самостоятельного поиска решений учебных задач, жизненных ситуаций, получить опыт активной коммуникации в условиях отстаивания своей собственной позиции. На этих уроках ученику должны быть созданы условия, при которых он сможет осознать и проявить себя как самостоятельный субъект общественной (школьной в том числе) жизни.

Важно помнить о том, что индикаторы сформированности тех или иных компетентностей часто лежат вне пределов школьной практики. Чем руководствовался человек, когда поступил так или иначе? ЗУН не ответят на этот вопрос, где же выход? В организации урочной и внеурочной работы че­рез призму деятельностной парадигмы, когда ученик обучается не столько процессу приобретения знаний, сколько приёмам их поиска, использования и применения в различных жизненных ситуациях.

Эта парадигма требует обязательного соблюдения правил игры со сто­роны учителя и ученика, значит привлечение ученика к процессу целепола­гания и планирования своей учебной и внеучебной деятельности. И здесь важно обратить внимание на особенность звучания цели. 

Цель, описывающая полученные учениками знания, может звучать, например, так:

·         ученик сможет назвать законы, в которых описаны права человека (социально-экономические, политические, гражданские) – уровень опознания;

·         ученик сможет описать и сравнить различные способы защиты прав человека в России и странах мира – классификация, сравнение;

·         ученик сможет назвать органы и организации, в которые следует обратиться в случае нарушения прав человека в России – общая осведомлённость, совмещаемая с точными знаниями по предмету;

·         ученик сможет объяснить какова должна быть форма и содержа­ние жалобы (претензии, заявления) о нарушении своих законных прав (социально-экономических, политических, гражданских) – общее знание нормативно-правовой базы государства, сочетаемое с правилами и принципами делопроизводства.

            Чтобы спланировать результаты, описывающие умения и навыки (т.е. способность действовать) необходимо именно эти действия и описывать, например:           

·      ученик сможет проанализировать ситуацию и определить, нарушены ли права человека (определить тип прав и степень их нарушения) – аналитические способности, ориентированность на ситуативное мышление, антикризисное мышление;

·      ученик сможет выбрать способ защиты нарушенных прав в конкретной ситуации и аргументировать свой выбор (например, ученик сможет провести переговоры с продавцом или исполнителем услуг (администратором, директором)  в случае нарушения прав потребителя) – способность и готовность выбирать наиболее оптимальный вариант собственных действий;

·      ученик сможет выбрать организацию для обращения по поводу наруше­ния своих прав и обосновать свой выбор – общая осведомленность, сочетающаяся со знанием компетенцию конкретных органов власти;

·      ученик сможет написать жалобу (претензию, заявление) по поводу нару­шения своих прав – знание основ делопроизводства;

·      ученик сможет обратиться к юристу и работать с ним по поводу наруше­ния своих прав – коммуникативные способности, предполагающие знание специфики деятельности квалифицированного специалиста.

              Сложнее всего формулировать результаты, описывающие ценности. Как можно описать внешнее проявление внутренних качеств, личностных характеристик?  Сделать это можно через описание социально-правовых проблем, явлений над которыми ученик задумается и к которым выразит свое отношение. При этом учитель, конечно, не может описать какое именно отношение сформируется у ученика (позитивное, негативное, равнодушное). Но он способствует созданию образовательной ситуации, в которой ученик не просто запомнит какие-то тексты, советы, не просто научиться действо­вать по определенным алгоритмам, но и задумается о ценности тех общест­венных благ, нравственных основ, во имя которых и совершаются те или иные действия, критически осмыслит социально-правовую реальность, выра­ботает свое личное прочувствованное, осознанное отношение к правовым феноменам, ситуациям, проблемам.

               При осуществлении целеполагания учителю необходимо формулировать эти “ценностные”, “воспита­тельные” результаты. Они могут звучать, например, так:

·      ученик сможет задуматься о роли государственных органов в разрешении частно-правовых конфликтов и выразить свое отношение к ка­честву исполнения государством своих функций в этой сфере;

·      ученик сможет задуматься о преимуществах и недостатках альтернативных способов разрешения споров и выразить свое отношение к перспективе широкого использования этих способов в коллективе сверстников;

·      ученик сможет задуматься о личной ответственности гражданина за реализацию и защиту своих прав и выразить свое отношение к позиции о необходимости всегда активно отстаивать свои права с использованием всех правовых инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselepolaganie.docx1 байт

Предварительный просмотр: