Организация профориентационной работы с обучающимися 8-9-х классов МБОУ "СОШ № 5 "Многопрофильная" г. Нефтеюганск
Актуальность профориентационной помощи подросткам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие подростки, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и «соблазнов» еще в период обучения в школе. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в негативные социальные проявления. Таким образом, профоринетационная работа с подростками – это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних, да еще самых острых социальных проблем, которыми буквально пронизано наше общество.
Профориентационная работа в школе является начальным этапом профессионального самоопределения учащихся.
Основные трудности профессионального самоопределения в подростковом возрасте связано с недостатком знаний о выбранной профессии, ее привлекательных и негативных сторонах, режиме работы, оплате труда, о возможностях профессионального роста.
Изучая психолого-педагогическое обоснование профориентационной работы, пришли к выводам:
- выбор профессии означает активный поиск человеком своего предназначения, которое необходимо рассматривать с точки зрения его интересов, способностей, возможностей и индивидуальных особенностей, а также требований, предъявляемых к работнику в той или иной профессиональной сфере;
- важно актуализировать процессы самопознания, развивать систему представлений учащегося о себе как об активном субъекте трудовой деятельности;
- важным аспектом профессионального самоопределения является профессиональный интерес, который возникает в результате знакомства с миром профессий и его положительных сторон;
- в профориентационной работе нам следует ориентироваться, не столько на конкретный выбор, сколько на формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению, планированию и реализации перспектив своего развития;
- большинство людей выбирает не столько профессию, сколько образ жизни, круг общения, где профессия выступает в качестве одного из средств, путей к привлекательному образу жизни;
Учитывая вышесказанное, был разработан раздел профориентационной работы с обучающимися 8-9-х классов, в рамках программы «Траектория успеха», каждая часть которого нацелена на конкретный подход в решении вопросов профессионального самоопределения подростков.
С целью выявления у обучающихся 8-х классов выраженного интереса к предмету или виду деятельности используется методика А.Е. Голомштока «Карта интересов».
Совместно с диагностической работой проводится серия тренинговых занятий по программе «Я и моя профессия», направленных на нахождение своего образа «Я», приобретение умений, необходимых при выборе профессии.
Для получения информации об интересах, характере мотивации выбора профессии учащимися 9-х классов, используется дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту». В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета и объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».
Для более глубинного изучения склонностей и возможностей подростков, применяется компьютерное тестирование (Автоматизированная экспресс-профориентация «Ориентир» И.Л.Соломин), по результатам которого выдаётся карта профессий, позволяющая учащимся выбрать направление профессиональной карьеры в соответствие с их способностями и потребностями современного российского рынка труда. В течение года, осенью и весной, обучающиеся 9-х классов, проходят анкетирование по выбору профиля дальнейшего обучения.
Весь комплекс диагностической работы сопровождается индивидуальным консультированием, как с обучающимися, так и их родителями. Ведь это необходимый процесс для анализа, рефлексии результатов диагностики и принятия решений подростков в будущем профессиональном самоопределении.
Элективный курс «Твой компас на рынке труда», реализуемый в 8-9-х классах школы актуализирует процесс профессионального самоопределения обучающихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда. А также активное сотрудничество с предприятиями и учреждениями города по организации экскурсий и внедрению предпрофессиональных практик в образовательное пространство школы. Ведь профессиональные практики дают возможность подросткам углубить и закрепить полученные знания о мире профессионального труда, в процессе которых развивается не только интерес к конкретной профессиональной деятельности, но и проверяется готовность к самостоятельному, сознательному обоснованному выбору профессии.
Помимо экскурсий, осуществляемых в рамках элективного курса, ведётся работа по организации встреч с представителями различных профессий, которые проходят как в форме классных часов, так и форме круглого стола, форума и различного рода конференций. Совместно с ними проводятся выставки на темы: «В помощь выпускнику», «Учебные заведения России», «Куда пойти учиться» и конкурс сочинений «Моя будущая профессия».
Большое значение уделяется привлечению специалистов с центра занятости населения, юриста и медицинского работника. Специалисты центра занятости населения предоставляют данные о реальной обстановке на рынке труда. Юрист в индивидуально и групповой формах работы просвещает о юридических вопросах по трудовому законодательству и дальнейшему трудоустройству несовершеннолетних. Медицинский работник посредством лекционного материала сообщает о параметрах здоровья и соответствия их к различным видам профессий.
Разработанная и апробированная для обучающихся 9-х классов программа «Мой профессиональный выбор», позволяет:
- повысить ответственность в профессиональном самоопределении;
- выявить наиболее привлекательные для несовершеннолетних цели, условия, предмет и средства труда;
- способствовать осознанию собственного эмоционального отношения, ценностей, влияющих на выбор профессии;
- осознать профессионально важные качества, необходимые для той или иной профессии;
- освоить навыки по планированию своего профессионального пути;
- провести обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии.
Тренинговые занятия проходят в игровой форме, лекций, диалогов, дискуссий, наблюдения за поведением других участников группы. Таким образом, в результате напряженной работы подростки подходят к принятию решения о выборе профессии более осознанно и смело. На тренинговых занятиях им не говорят о том, кем им быть, но наталкивают на самостоятельный выбор будущей профессии.
Таким образом, профориентационная работа с обучающимися 8-9-х классов, проводимая в рамках программы «Траектория успеха» в МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная», дает возможность каждому подростку получить не только знания о мире профессионального труда, но и осознать свои профессиональные интересы, склонности и способности, выбрать и составить план своей будущей профессиональной карьеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proforientatsionoy_raboty_8-9-kh_klassov.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация профориентационной работы с обучающимися
8-9-х классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная» г. Нефтеюганск
Плеханов В.Ю.
МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная»
педагог-психолог
г. Нефтеюганск
Актуальность профориентационной помощи подросткам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие подростки, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и «соблазнов» еще в период обучения в школе. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в негативные социальные проявления. Таким образом, профоринетационная работа с подростками – это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних, да еще самых острых социальных проблем, которыми буквально пронизано наше общество.
Профориентационная работа в школе является начальным этапом профессионального самоопределения учащихся.
Основные трудности профессионального самоопределения в подростковом возрасте связано с недостатком знаний о выбранной профессии, ее привлекательных и негативных сторонах, режиме работы, оплате труда, о возможностях профессионального роста.
Изучая психолого-педагогическое обоснование профориентационной работы, пришли к выводам:
- выбор профессии означает активный поиск человеком своего предназначения, которое необходимо рассматривать с точки зрения его интересов, способностей, возможностей и индивидуальных особенностей, а также требований, предъявляемых к работнику в той или иной профессиональной сфере;
- важно актуализировать процессы самопознания, развивать систему представлений учащегося о себе как об активном субъекте трудовой деятельности;
- важным аспектом профессионального самоопределения является профессиональный интерес, который возникает в результате знакомства с миром профессий и его положительных сторон;
- в профориентационной работе нам следует ориентироваться, не столько на конкретный выбор, сколько на формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению, планированию и реализации перспектив своего развития;
- большинство людей выбирает не столько профессию, сколько образ жизни, круг общения, где профессия выступает в качестве одного из средств, путей к привлекательному образу жизни;
Учитывая вышесказанное, был разработан раздел профориентационной работы с обучающимися 8-9-х классов, в рамках программы «Траектория успеха», каждая часть которого нацелена на конкретный подход в решении вопросов профессионального самоопределения подростков.
С целью выявления у обучающихся 8-х классов выраженного интереса к предмету или виду деятельности используется методика А.Е. Голомштока «Карта интересов».
Совместно с диагностической работой проводится серия тренинговых занятий по программе «Я и моя профессия», направленных на нахождение своего образа «Я», приобретение умений, необходимых при выборе профессии.
Для получения информации об интересах, характере мотивации выбора профессии учащимися 9-х классов, используется дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту». В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета и объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».
Для более глубинного изучения склонностей и возможностей подростков, применяется компьютерное тестирование (Автоматизированная экспресс-профориентация «Ориентир» И.Л.Соломин), по результатам которого выдаётся карта профессий, позволяющая учащимся выбрать направление профессиональной карьеры в соответствие с их способностями и потребностями современного российского рынка труда. В течение года, осенью и весной, обучающиеся 9-х классов, проходят анкетирование по выбору профиля дальнейшего обучения.
Весь комплекс диагностической работы сопровождается индивидуальным консультированием, как с обучающимися, так и их родителями. Ведь это необходимый процесс для анализа, рефлексии результатов диагностики и принятия решений подростков в будущем профессиональном самоопределении.
Элективный курс «Твой компас на рынке труда», реализуемый в 8-9-х классах школы актуализирует процесс профессионального самоопределения обучающихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда. А также активное сотрудничество с предприятиями и учреждениями города по организации экскурсий и внедрению предпрофессиональных практик в образовательное пространство школы. Ведь профессиональные практики дают возможность подросткам углубить и закрепить полученные знания о мире профессионального труда, в процессе которых развивается не только интерес к конкретной профессиональной деятельности, но и проверяется готовность к самостоятельному, сознательному обоснованному выбору профессии.
Помимо экскурсий, осуществляемых в рамках элективного курса, ведётся работа по организации встреч с представителями различных профессий, которые проходят как в форме классных часов, так и форме круглого стола, форума и различного рода конференций. Совместно с ними проводятся выставки на темы: «В помощь выпускнику», «Учебные заведения России», «Куда пойти учиться» и конкурс сочинений «Моя будущая профессия».
Большое значение уделяется привлечению специалистов с центра занятости населения, юриста и медицинского работника. Специалисты центра занятости населения предоставляют данные о реальной обстановке на рынке труда. Юрист в индивидуально и групповой формах работы просвещает о юридических вопросах по трудовому законодательству и дальнейшему трудоустройству несовершеннолетних. Медицинский работник посредством лекционного материала сообщает о параметрах здоровья и соответствия их к различным видам профессий.
Разработанная и апробированная для обучающихся 9-х классов программа «Мой профессиональный выбор», позволяет:
- повысить ответственность в профессиональном самоопределении;
- выявить наиболее привлекательные для несовершеннолетних цели, условия, предмет и средства труда;
- способствовать осознанию собственного эмоционального отношения, ценностей, влияющих на выбор профессии;
- осознать профессионально важные качества, необходимые для той или иной профессии;
- освоить навыки по планированию своего профессионального пути;
- провести обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии.
Тренинговые занятия проходят в игровой форме, лекций, диалогов, дискуссий, наблюдения за поведением других участников группы. Таким образом, в результате напряженной работы подростки подходят к принятию решения о выборе профессии более осознанно и смело. На тренинговых занятиях им не говорят о том, кем им быть, но наталкивают на самостоятельный выбор будущей профессии.
Таким образом, профориентационная работа с обучающимися 8-9-х классов, проводимая в рамках программы «Траектория успеха» в МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная», дает возможность каждому подростку получить не только знания о мире профессионального труда, но и осознать свои профессиональные интересы, склонности и способности, выбрать и составить план своей будущей профессиональной карьеры.