ИКТ в деятельности современного учителя
ИКТ в деятельности современного учителя
Капац Ирина Николаевна
учитель физики и математики
МБОУСОШ п. Коммунистический
Советский район
ХМАО - Югра
Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).
Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Таким образом, процесс подготовки и передачи информации ученику, средством осуществления которых является компьютер, называются компьютерными технологиями.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Уроку с использованием новых информационных технологий свойственно:
1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
2. управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
3. интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
5. поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
6. неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле.
При проектировании урока с помощью новых информационных технологий учитель может использовать различные программные продукты (языки программирования, готовые программные продукты, пакет Microsoft Office, система баз данных, текстовый редактор Word, электронные презентации, PowerPoint).
При использовании информационно- коммуникационных технологий при проектировании урока можно выделить ряд преимуществ. Это и индивидуализация обучения, и интенсификация самостоятельной работы учащихся, и рост объема выполненных на уроке заданий, и расширение информационных потоков при использовании Internet, и повышение мотивации и познавательной активности учащихся. Подобные уроки позволяют учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Компьютерные технологии позволяют ускорить процесс проверки проверочных работ, выставляя объективные отметки.
Но, наряду с плюсами, можно выделить и некоторые недостатки и проблемы применения ИКТ на уроках: нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах; у учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры; недостаточная компьютерная грамотность учителя; отсутствие контакта с учителем информатики; в рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет; сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий; при недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.; существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно – технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с учащимися.
1. Компьютер управляет учебной деятельностью учащегося (компьютер – ученик).
Данная модель отражает процесс самостоятельной работы учащегося с компьютерной программой-репетитором, тестирующей программой или электронным учебником. Учащийся имеет возможность ознакомиться с теоретическими сведениями по интересующей его теме, с примерами решения математических и физических задач (компьютер оказывает обучающее воздействие на учащегося), а также попробовать свои силы в ответе на контрольные вопросы по изученной теме или в решении отдельных задач, где проверку правильности его ответов осуществляет компьютер (обратная связь).
2. Учитель посредством компьютера управляет учебной деятельностью школьника (учитель – компьютер – ученик).
Здесь роль учителя заключается в программировании взаимодействия учащегося с компьютерной программой. Это могут быть те же программы, что и в предыдущей модели, но с заложенной в них возможностью создания учителем собственных продуктов. Например, компьютерная программа для создания тестов позволяет учителю организовать проверку знаний учащихся по нужной ему теме, с выбранными им критериями оценки и т.п. Компьютерная программа, осуществляя взаимодействие с учащимся указанным в предыдущей модели способом, дает также возможность учителю отслеживать успехи учащихся в выполнении заданий.
3. Учитель передает часть управленческих функций компьютеру, оставляя за собой право, управлять процессом обучения и корректировать его по мере надобности (учитель – ученик – компьютер).
Данная модель наиболее предпочтительна при работе учащихся в классе с некоторой компьютерной средой, позволяющей лишь расширить возможности представления информации, выступающей в роли помощника. Здесь ведущая роль остается за учителем, который организует ход занятия, где происходят периодические обращения к компьютерной программе для самых различных целей от самостоятельного изучения школьниками отдельных теоретических вопросов и контроля изученного до замены работы учащимися в тетради работой в компьютерной среде.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
· По решаемым педагогическим задачам: средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
· По функциям в организации образовательного процесса: информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).
· По типу информации: электронные и информационные ресурсы.
При применении компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контрольных и самостоятельных работ. При этом нельзя забывать о санитарных нормах, касающихся времени работы учеников за компьютером.
Таким образом, можно прийти к выводу, что использование ИКТ современными учителями в общеобразовательных предметах основной школы ведет к повышению качества образования. Более значимым становится ИКТ, в плане интеллектуального и эстетического развития подростков и взрослых. Компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус современного учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся.
Список использованной литературы
1. Бабич, И. Н. Новые образовательные технологии в век информации. Троицк: / Фонд новых технологий в образовании. – 2003. – С. 68-70.
2. Кручинина, Г. А. Методическая работа преподавателя в условиях использования новых информационных технологий обучения / Проблемы теории и практики в подготовке современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов. – Н. Новгород, Изд-во НГЛУ, - 2003.
3. Основные индикаторы использования ИКТ в образовании. ИИТО, - М. 2002.
4. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М. 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_deyatelnosti_sovremennogo_uchitelya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ в деятельности современного учителя
Капац Ирина Николаевна
учитель физики и математики
МБОУСОШ п. Коммунистический
Советский район
ХМАО - Югра
Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).
Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Таким образом, процесс подготовки и передачи информации ученику, средством осуществления которых является компьютер, называются компьютерными технологиями.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Уроку с использованием новых информационных технологий свойственно:
- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
- управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
- интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
- неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле.
При проектировании урока с помощью новых информационных технологий учитель может использовать различные программные продукты (языки программирования, готовые программные продукты, пакет Microsoft Office, система баз данных, текстовый редактор Word, электронные презентации, PowerPoint).
При использовании информационно- коммуникационных технологий при проектировании урока можно выделить ряд преимуществ. Это и индивидуализация обучения, и интенсификация самостоятельной работы учащихся, и рост объема выполненных на уроке заданий, и расширение информационных потоков при использовании Internet, и повышение мотивации и познавательной активности учащихся. Подобные уроки позволяют учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Компьютерные технологии позволяют ускорить процесс проверки проверочных работ, выставляя объективные отметки.
Но, наряду с плюсами, можно выделить и некоторые недостатки и проблемы применения ИКТ на уроках: нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах; у учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры; недостаточная компьютерная грамотность учителя; отсутствие контакта с учителем информатики; в рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет; сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий; при недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.; существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно – технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с учащимися.
- Компьютер управляет учебной деятельностью учащегося (компьютер – ученик).
Данная модель отражает процесс самостоятельной работы учащегося с компьютерной программой-репетитором, тестирующей программой или электронным учебником. Учащийся имеет возможность ознакомиться с теоретическими сведениями по интересующей его теме, с примерами решения математических и физических задач (компьютер оказывает обучающее воздействие на учащегося), а также попробовать свои силы в ответе на контрольные вопросы по изученной теме или в решении отдельных задач, где проверку правильности его ответов осуществляет компьютер (обратная связь).
- Учитель посредством компьютера управляет учебной деятельностью школьника (учитель – компьютер – ученик).
Здесь роль учителя заключается в программировании взаимодействия учащегося с компьютерной программой. Это могут быть те же программы, что и в предыдущей модели, но с заложенной в них возможностью создания учителем собственных продуктов. Например, компьютерная программа для создания тестов позволяет учителю организовать проверку знаний учащихся по нужной ему теме, с выбранными им критериями оценки и т.п. Компьютерная программа, осуществляя взаимодействие с учащимся указанным в предыдущей модели способом, дает также возможность учителю отслеживать успехи учащихся в выполнении заданий.
- Учитель передает часть управленческих функций компьютеру, оставляя за собой право, управлять процессом обучения и корректировать его по мере надобности (учитель – ученик – компьютер).
Данная модель наиболее предпочтительна при работе учащихся в классе с некоторой компьютерной средой, позволяющей лишь расширить возможности представления информации, выступающей в роли помощника. Здесь ведущая роль остается за учителем, который организует ход занятия, где происходят периодические обращения к компьютерной программе для самых различных целей от самостоятельного изучения школьниками отдельных теоретических вопросов и контроля изученного до замены работы учащимися в тетради работой в компьютерной среде.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
- По решаемым педагогическим задачам: средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
- По функциям в организации образовательного процесса: информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).
- По типу информации: электронные и информационные ресурсы.
При применении компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контрольных и самостоятельных работ. При этом нельзя забывать о санитарных нормах, касающихся времени работы учеников за компьютером.
Таким образом, можно прийти к выводу, что использование ИКТ современными учителями в общеобразовательных предметах основной школы ведет к повышению качества образования. Более значимым становится ИКТ, в плане интеллектуального и эстетического развития подростков и взрослых. Компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус современного учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся.
Список использованной литературы
- Бабич, И. Н. Новые образовательные технологии в век информации. Троицк: / Фонд новых технологий в образовании. – 2003. – С. 68-70.
- Кручинина, Г. А. Методическая работа преподавателя в условиях использования новых информационных технологий обучения / Проблемы теории и практики в подготовке современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов. – Н. Новгород, Изд-во НГЛУ, - 2003.
- Основные индикаторы использования ИКТ в образовании. ИИТО, - М. 2002.
- Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М. 2008.