Мысли вслух
Мысли вслух.
СИНКВЕЙН КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЁМ.
(из опыта работы)
Синквейн…. Согласитесь, красивое слово, загадочное, ласкающее слух.
В нашей сельской школе оно такое же привычное, как любое другое: сочинение, тест, эссе. В форме синквейнов дежурные по школе сдают дежурства следующему классу, поздравлением в праздничной стенгазете тоже может быть синквейн, а включать его в любую творческую работу даже стало необходимостью для наших ребят.
Синквейн – это один из приемов новой образовательной технологии «РКМЧП», который не просто полюбился нам, но и стал своего рода визитной карточкой школы. Спросите у любого второклассника, что такое синквейн, и он, не задумываясь, ответит: «Белое стихотворение из пяти строк».
Да, всего пять строк, но какая возможность для полета мыслей, которая не ограничевается заданной грамматической формой, а она, эта форма, есть. В первой строке дается тема (это существительное или именное словосочетание), во второй строке – описание темы (два прилагательных или причастия), третья строка состоит из 3-ех глаголов, характеризующих действие темы (мы сочли возможным использовать наречия, пояснительные существительные при глаголах), четвертая строка – это фраза из 4-ех и более значимых слов, выражающая отношение автора к теме и являющаяся основной мыслью синквейна, пятая строка – синоним, который раскрывает или обобщает смысл темы (слово или словосочетание).
Синквейн – это универсальный прием, который можно использовать на разных стадиях урока (напомню: базовая модель урока в технологии РКМЧП состоит из 3-ех стадий: Вызов – Осмысление – Размышление). В начале урока русского языка перед объяснением нового материала предлагаю учащимся угадать слово 1-ой строки синквейна, т.е. его тему и тему урока.
****
Трудные, интересные
Обозначают (действие), передают (динамику), используются в повествовании.
Могут быть разными членами предложения.
Самостоятельная часть речи.
Пятиклассники, уже знакомившиеся с глаголом как частью речи в начальной школе, могут обобщить свои знания и сформулировать тему. Цель использования синквейна в данном случае – краткое обобщение имеющихся знаний.
На стадии Осмысления содержание составление синквейна – это вдумчивая работа с новыми понятиями. Цель приема будет интеграция новых и имеющихся знаний. Приведу пример синквейна, написанного уч-ся 7 класса после изучения темы «Наречие»:
Наречия.
Неизменяющиеся, сложные.
Обозначают (признак действия), делятся (на 2 разряда), имеют (степени сравнения).
В предложении наречия – обстоятельства.
Самостоятельная часть речи.
Но чаще всего мы используем синквейн на стадии Размышления. Вот синквейн восьмиклассника, являющийся характеристикой литературного героя в определенный момент жизни:
Петр Гринев (1-ый день самостоятельной жизни).
Неопытный, любопытный.
Интересуется, учится, проигрывает.
Петр считает делом чести вернуть долг.
Благородный человек.
Сложнее написать синквейн – общую характеристику героя, в которой надо продемонстрировать не только понимание образа, но и, обобщив информацию, высказать свое отношение, дать оценку. В 10 классе во время изучения романа Ф,М,Достоевского «Преступление и наказание» проводим дебаты по стандарту К.Поппера на тему «Рассольников может быть оправдан». Команда утверждения (3 спикера) оправдывает героя, команда отрицания (3 спикера) обвиняет. Затем всех учащихся (зрителей и судей, в том числе) разбиваю на 2 группы (утверждающие и отрицающие) и предлагаю синквейн, противоречащий их мнению:
Родион Раскольников.
Придавленный, отчаявшийся.
Убивает, мучается, раскаивается.
Раскольников хочет спасти себя и близких.
Жертва обстоятельств.
***
Родион Раскольников.
Эгоистичный, обреченный.
Не смиряется, создает (теорию), оправдывает (средства).
Раскольников разрешает себе «кровь по совести».
Преступник.
В синквейне десятиклассники ищут доказательства «чужой» точки зрения. Такое задание позволяет учащимся более внимательно прислушиваться к мнению других людей. Напоминаю ученикам:
Отстаивать свою точку зрения - Еще большее умение –
Достойное умение. Уважать чужую точку зрения.
Интересными представляются мне синквейны, подводящие итог изученной темы и демонстрирующие глубину знаний учащихся.
Лермонтов (и его поколение).
Ищущий, отчаявшийся.
Сочувствует, обвиняет, смотрит отчужденно.
Хочет видеть свое поколение активным участником жизни.
Все-таки оптимист.
***
Лермонтов (и Родина).
Отвергающий, любящий.
Не принимает самодержавную, воспевает народную, рисует картины природы.
Любит отчизну «страстною любовью», которую «не победит рассудок».
Патриот.
.
Бесспорно, синквейн очень полезен в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации. Нам, филологам, он позволяет оценить словарный запас учащихся, знание темы, а для ребят является средством творческого самовыражения (каждому хоть на время хочется стать филологом и творцом!). На начальном этапе обучения синквейн обогащает словарный запас ученика, учит формулировать идею (4-ая строка), подготавливает к краткому пересказу.
И в заключении о синквейне в рифмованных строчках:
Кратко и основное
Сказать дело непростое.
За внешней легкостью –
Работает активно мысль:
Ищи важное, не торопись!
Закрепляем морфологию –
Части речи,
Находим слово – резюме, а прежде
Из лексики синонимы вспоминаем,
Главную мысль определяем,
Фиксируем в глагольном предложении –
И готово синквейн – сочинение.
Комментарии
Елена Ильинична, а вы
Елена Ильинична, а вы работаете с Кейс методом? Если да то объясните как, очень интересуюсь этим методом.
К сожалению, нет. Если Вы
К сожалению, нет. Если Вы сможете рассказать о нём хотя бы в общих чертах, буду благодарна.
К сожалению, нет. Если Вы
К сожалению, нет. Если Вы сможете рассказать о нём хотя бы в общих чертах, буду благодарна.
Очень интересно узнать по
Очень интересно узнать по подробнее про этот метод.
Елена Ильинична,замечательные
Елена Ильинична,замечательные "Мысли вслух".Очень интересно!Спасибо.
Синквейн - эффективный прием
Синквейн - эффективный прием вызвать ассоциации.
Синквейн
В технологии развития критического мышления через чтение и письмо более тридцати методов, приёмов, стратегий, развивающих УУД:хокку, ассоциации,кластер и др. Рекомендую посмотреть у меня на сайте. Очень рада поделиться опытом. Наша школа является областной экспериментальной площадкой по теме " Внедрение технологии развития критического мышления через чтение письмо в образовательный и воспитательный процесс школы",руководителем которой два года была я.
Технология кейс -это
Технология кейс -это разновидность технологии анализа конкретных ситуаций, когда учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы. Ситуация, описанная в кейсе, ВСЕГДА реалистична. Даже если это вымышленная ситуация, она не должна вызывать у учащихся ощущения, что "так не бывает!". Кейс содержит и закрытые, и открытые задачи для учащихся.
применяю этот метод рефлексии
применяю этот метод рефлексии на уроках, но нужно заметить не во всех классах он уместен и не все дети откликаются на эту форму подведения итогов. а идея интересная, красивая, сложная
Уважаемые коллеги! Спасибо за
Уважаемые коллеги! Спасибо за отклики!