Яблоко от яблони
Последнее время все чаще слышу расхожую пословицу "Яблоко от яблони недалеко падает". Причем логическое ударение в большинстве случаев делается на слове "яблоко" и произносится пословица как приговор судьи. Конечно, речь идет об особой категории детей, которых нельзя причислить к числу успешных. Это не всегда трудные подростки, это и те, кто просто "с неба звезд не хватает". Пребывание в школе для таких учеников очень быстро становится тягостным, так как мы, учителя, выражаем свое отношение не только прямо, но и опосредованно: во взгляде, в интонации голоса да в элементарном невнимании к таким детям на уроке. Признаться себе в безразличии к основной серой массе обучаемых крайне трудно. Ведь идем на урок ко всем, объясняем для каждого, а это уж их дело, что не понимают. Нет, мы еще карточки разноуровневые им предложим, а в итоге разведем руками: "Ничем не поможешь!" И никто не виноват. Но так ли это? Главная задача учителя, по-моему, состоит в организации процесса обучения данной немалочисленной группы школьников. Поиск эффективных способов такой организации может занять много времени, однако усилия окупятся сторицей: дети поверят, что в школе учат учиться, а не доказывают каждый день, что они не способны познать. В работе с труднообучаемыми мне помогает сменная группа консультантов класса. Работа сродни учительской, требует терпимости к товарищу и дополнительных знаний по предмету, поэтому "оплачивается" отдельно: консультанты получают оценку по итогам работы с опекаемыми, но только при условии самостоятельности промежуточной пошаговой деятельности слабых учеников, делать за друга задание запрещено, можно только подсказать верный путь (назвать параграф учебника или алгоритм), обратить внимание на ошибку в последовательности действий и проследить за работой по исправлению оной. Работа консультанта не ограничивается только контролирующей функцией, упешный ученик тоже может ошибаться, а значит, он получает двойную пользу, учась на ошибках товарища. Яблоко от яблони в большинстве случаев действительно недалеко падает, однако в наших силах сделать все, чтобы каждый ученик развивался, даже если у нас самих уже сил не хватает объяснять одно и то же.