Один за всех, а все ли за одного?

Федосова Галина Александровна

Класс, в котором я являюсь классным руководителем, у меня уже третий. Сейчас мои дети учатся в 6. Новичком в этом деле меня назвать нельзя, и все же. В классе есть ученик, который так и не стал "моим". Он занял позицию "Эх, когда же это закончится!" Он разительно отличается от других безразличием ко всему происходящему в школе и классе, безынициативен, неисполнителен. Он сменил уже несколько ролей (мы вместе с активом класса каждый семестр устраиваем "Аукцион поручений"), но ни в одном деле себя не проявил. Этот ребенок часто болеет. В последнее время мне кажется, что мама (она воспитывает сына одна, в семье растет еще маленькая девочка) идет навстречу своему сыну во всем и слишком опекает его, холит, лелеет. Налицо пример социальной дезадаптации личности. Все бы ничего, но только в последнее время в ученике стали проявляться признаки  более жесткого ухода "в себя" - он начал грубить. Его позиция - явно противоположная всем членам классного сообщества - скоро станет понятной большинству учеников класса. И как знать, не станет ли он лидером оппозиции активной части коллектива? Мама на контакт не идет. Она словно боится, что школа разрушит иллюзорный мир и сделает ее несчастной. Но ведь непризнание проблемы в ее зародыше страшно именно последствиями!

Может, я и не права. Все нужно оставить как есть  и не предпринимать никаких усилий. В конечном счете, мы - свободные люди и имеем право не проявлять социальную активность. С другой стороны, мы - члены общества и, хотим того или нет, хоть косвенно, но влияем на его развитие. Так стоит ли мне начать влиять на процессы, способствующие изменению личности, хотя это может доставить дискомфорт оной, или необходимо направить усилия на многочисленную часть класса, подогревая интерес других ребят к самопозиционированию, дав возможность ученику самому прийти к мысли, что "один в поле не воин"?