Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность как средство активизации воспитательной работы в современных условиях
Осмысливание своего труда
ведет к его совершенствованию,
к более эффективной работе
в дальнейшем.
Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность как средство активизации воспитательной работы в современных условиях (слайд 1 ).
Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. Время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. «Воспитывать – значит учить жить»,- отмечал А.С.Макаренко. (слайд 2 ).
Целью воспитательной деятельности школы является воспитание личности, способной к формированию жизненных позиций, ориентиров, направленных на создание жизни, достойной Человека. (слайд 3 ).
В связи с тем, что понятие цели воспитательной деятельности включает в себя саму жизнь, позволяющую человеку максимально реализовать свои способности и предназначение, то основными задачами воспитания являются следующие: (слайд 4 ).
*Создание в школе культурного пространства.
*Создание благоприятных условий для развития, самопознания, самосовершенствования, самореализации личности ребенка.
*Формирование климата психологической безопасности.
*Соблюдение принципов гуманной педагогики и педагогики сотрудничества.
*Поддержание, укрепление, а также введение новых школьных традиций, создание особого «духа» школы.
*Формирование у молодого человека целостной и научно обоснованной картины мира.
*Формирование гражданского самосознания, любви к своей Родине.
*Формирование культуры здорового образа жизни.
*Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, формирование адекватного этим ценностям поведения школьника.
*Оказание педагогической, психологической, социальной помощи и поддержки в проживании, осознании, проектировании собственной жизни ребенка.
В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе.
Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это не только повышение интереса обучающихся и их наставников, это именно тот ресурс, который необходимо использовать для активизации воспитательной работы в современных условиях.
Анализируя эффективность использования ИКТ, можно уверенно говорить, что в школе накапливается опыт обеспечения управления воспитанием на основе информационных технологий: портфолио учителя, дневник классного руководителя, воспитательный план, анализ деятельности классных руководителей, мониторинг воспитанности обучающихся, с целью определения условий, способствующих повышению эффективности воспитательной работы, определения уровня развития класса и отдельной личности.
Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано: значительно повысился интерес классных руководителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учеников и учителя.
Расскажу о своём опыте применения компьютора и мультимедиа в работе.
Когда поняла, что современному учителю просто необходим компьютер, я его приобрела, стала учиться пользоваться ( в основном методом «тык»). Готовила карточки к урокам, набирала разработки мероприятий, затем перешла к оформлению кабинета. Появилось желание работать в цвете, купила цветной принтер, а затем и сканер. Очень бы хотела иметь в кабинете, я имею в виду постоянно, мультимедийную установку! Это моя мечта! (Есть у меня диски к урокам математики и физики, даже все лабораторные работы (виртуальные), сейчас методические издания сопровождаются дисками, да и в Интернете можно многое скачать и дети могли бы готовить презентации к своим выступлениям)
Как появилась в школе мультимедийная установка, я стала приставать к дочери научить меня готовить презентации. Первые презентации я применила на уроках – это были переделанные «под себя» уже готовые презентации. Стала пробовать создавать свои: сначала на уроки, а затем и на мероприятия. Сопровождались презентациями уроки и выступления на районном семинаре учителей математики (февраль 2009г.), семинаре зам. директоров по УВР и ВР (октябрь 2009г.), на КМО учителей математики и начальных классов (декабрь 2009г.). Общешкольные мероприятия в 2009-2010 уч.г. также провела с применением мультимедиа. Это «День Матери», научно-теоретическая конференция, посвящённая Дню космонавтики, урок мужества ко Дню Победы. Подготовка презентаций занимает немало времени, которого и так не хватает. В последнее время слишком много «бумажной отчётности», иногда дублирующей одна другую. Воспитательной, и тем более обучающей детей, роли она не имеет, а время учителя отнимает.
Считаю, что все школьные мероприятия нужно проводить с применением презентаций, с использованием местного материала. У нас собран богатый материал в музее, как часто мы его используем на классных часах? Нам, классным руководителям нужно использовать ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий, так у каждого классного руководителя будет создаваться своя методическая копилка разработок и презентаций (я, здесь, не имею в виду «обязаловку», просто личное желание и инициативу) (слайд 5 ). У меня имеется материал для подготовки воспитательных мероприятий, поделюсь тем, что есть, с удовольствием.
Когда появится свободная минутка, я просматриваю материалы коллег на личных сайтах и на ОПРБ, а также в Интернете (в нём я тоже в своё время почувствовала необходимость). Нужный мне материал копирую в папки, которые создаю на диске D или скидываю на флэшку. Но нужно отметить то, что раньше я проводила мероприятия, которые считала нужными или желаемыми детьми. В конце учебного года проводила опрос: какие мероприятия понравились детям, а в начале уч.года, перед составлением воспитательного плана, проводила анкетирование: какие мероприятия хотят дети и старалась проводить их и дети мне помогали. А сейчас проводим то, что «сверху» прикажут, да ещё во - время «отчитаться» требуется.
Всё - таки особенно ценным в деятельности классного руководителя должно быть творчество - главное условие повышение качества и эффективности деятельности класса и школы.
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. (слайд 6)
Перефразируя классика, так сказала одна классная руководительница: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире». Считаю, так должен думать и делать каждый классный руководитель.
Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. (слайд 7 ). В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе, и, добавлю, именно с него и больший спрос. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать обучающихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель, совместно с социальными, психологическими службами, при поддержке администрации учебных учреждений и при содействии общественных организаций, а также правоохранительных органов.
Вообще, в работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
В рамках реализации основных направлений развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы в Москве на базе АПК и ПРО с 14 по 18 января 2003 года состоялся Всероссийский семинар-совещание по проблемам «Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях».
В работе Семинара приняли участие специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, заместители директоров школ по воспитательной работе, классные руководители, методисты. С семинара: «Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Однако основная роль в обеспечении воспитательного процесса принадлежит уникальному человеку — классному руководителю». Участники Семинара обратили внимание на ряд проблем, мешающих эффективности деятельности классного руководителя:
преобладание функций администратора (отслеживание и фиксирование посещаемости, успеваемости обучающегося), обеспечение правопорядка в классе, составление формальных отчетов о «воспитанности», недостаточное владение воспитательными технологиями, снижение внимания родителей к воспитанию детей, отсутствие отработанных механизмов в обеспечении организации воспитательной деятельности классного руководителя и др.
P.S. Как известно, ситуация с классным руководством меняется. В рамках реализации национального проекта «Образование» педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений выплачивается ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере до 1000 (с учётом налогов до 870) рублей.
В связи с этим среди школьных и нешкольных управленцев широко распространилось представление о том, что новая оплата деятельности классных руководителей приведёт автоматически к повышению результативности и эффективности их деятельности. Такая точка зрения – наивна.
Не следует ожидать существенного улучшения работы классного руководителя как работы воспитателя только за счёт повышения оплаты его труда.
Однако новая ситуация с оплатой деятельности классного руководителя может привести к росту результативности этой работы, если будет реализовываться на уровне образовательных учреждений, управленческих структур и учреждений повышения квалификации ряд условий:
- поддержка и развитие мотивации деятельности классных руководителей, их стремлений выполнять работу лучше;
- повышение компетентности классных руководителей в сфере воспитания;
- поддержка и развитие вариативности в деятельности классных руководителей
Свое выступление мне хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: «Моральная воспитанность состоит в конце концов в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла… Высшим двигателем человеческого поведения является убежденность в том, что добро – вершина морального богатства».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Воспитывать – значит учить жить » А.С.Макаренко .
Целью воспитательной деятельности школы является воспитание личности, способной к формированию жизненных позиций, ориентиров , направленных на создание жизни , достойной Человека.
основные задачи воспитания: Создание в школе культурного пространства. Создание благоприятных условий для развития, самопознания, самосовершенствования, самореализации личности ребенка. Формирование климата психологической безопасности. Соблюдение принципов гуманной педагогики и педагогики сотрудничества. Поддержание, укрепление, а также введение новых школьных традиций, создание особого «духа» школы. Формирование у молодого человека целостной и научно обоснованной картины мира. Формирование гражданского самосознания, любви к своей Родине. Формирование культуры здорового образа жизни. Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, формирование адекватного этим ценностям поведения школьника. Оказание педагогической, психологической, социальной помощи и поддержки в проживании, осознании, проектировании собственной жизни ребенка .
К слову... «В любых делах при максимуме сложностей Подход к проблеме все-таки один: Желанье – это множество возможностей, А нежеланье – множество причин». Э . Асадов
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов .
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — профессионал-педагог, посредник между обществом и обучающимися в освоении культуры, накопленной человеком, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого обучающегося и осуществляющий индивидуальный корректив разностороннего развития каждой личности.
В.А . Сухомлинский: «Моральная воспитанность состоит в конце концов в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла… Высшим двигателем человеческого поведения является убежденность в том, что добро – вершина морального богатства».