Программа «Психолог и «Я»

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа «Психолог и «Я»

 

 

 

                                                                          

Разработал: Плеханов В.Ю., педагог-психолог МБОУ «СОШ № 5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефтеюганск, 2012

Пояснительная записка

 

В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма ребенка, которая отражается и на психических особенностях. Появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.

         Психолог вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.

        

Цель: помочь подросткам осознать свои особенности, способствоватьих социальной адаптации и саморазвитию. 

 

Задачи:

1. Повысить уровень знаний  школьников об окружающей действительности: явлениях, событиях, понятиях.

3. Способствовать  развитию  познавательных  процессов: уровню развития восприятия, внимания, непосредственной и опосредованной памяти.

4. Развивать мыслительные, интеллектуальные способности: обобщение, исключение, классификация, аналогии.

5. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.

6. Развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия.

 

Методы:мозговой штурм, дискуссия, беседа, элементы арттерапии, рефлексия, анкетирование, тестирование, тренинги.

 

Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками эффективного общения.

Программа рассчитана на 432 часа продолжительностью 3 года (4 часа в неделю).


 

Учебно-тематический план

 

Тема

Содержание

Кол-во часов

 

1

Знакомство с участниками

Тренинг знакомства

2

2

Кто «Я» такой?

Беседа «Кто такой Я»

Знакомство с собой

2

Рисунок: «Кто такой Я (мой автопортрет)».

2

Беседа: «Что в имени моём? Тайна имени».

2

Беседа «Я-физическое».

1

Беседа: «Я и окружающие».

1

Рисунок-схема: «Сходство и различие наших «Я»».

2

Беседа: «Моё восприятие окружающего мира».

1

Рисунок: «Как я вижу окружающий мир».

3

Беседа:«Я – друг. Почему я им могу быть».

1

Беседа:«Я – могу, «Я» - хочу».

2

Беседа: «Что значит «Я – подросток»?».

2

Беседа: «Мальчики и мужчины».

2

Беседа: «Девочки и женщины».

2

Беседа: «Мои индивидуальные качества».

2

Рисунок: «Мой самый счастливый день в жизни».

2

Рисунок: «Я одержавший самую важную для себя победу».

2

3

Познавательная деятельность личности

Беседа: «Что такое ощущения его виды и значение их в жизнедеятельности человека».

2

Беседа: «Восприятие, его виды и свойства».

2

Диагностика: «Изучение пространственного восприятия»

2

Беседа: «Память и ее виды. Процессы памяти. Значение памяти в жизни человека».

2

Диагностика: «Изучение кратковременной, слуховой и зрительной памяти».

3

Диагностика: «Исследование процессов запоминания».

3

Занятия развивающие память.

2

Беседа: «Что такое воображение. Необходимо ли оно человеку?»

1

 

 

«Я» воображающее и фантазирующее. Сочиняем историю.

2

Диагностика: «Изучение творческих способностей».

2

Диагностика: «Изучение креативной (творческой) логики».

2

Занятия развивающие воображение

2

Беседа: «Мышление, его виды и формы»

2

Беседа: «Язык и речь. Виды речевой деятельности»

2

Диагностика: «Изучение гибкости мышления».

2

Диагностика: «Изучение мыслительных процессов».

3

Диагностика: «Изучение интеллектуального развития».

4

 

Развитие мыслительных операций

2

Беседа: «Внимание, его виды и свойства».

1

Диагностика: «Исследование устойчивости внимания».

3

Диагностика: «Оценка распределения и устойчивости внимания».

3

Беседа: «Как развивать внимание».

1

Занятия развивающие внимание.

2

4

Я-концепция человека

Беседа: «Образ своего «Я» – это сумма мыслей и чувств ребёнка о самом себе».

1

Беседа: «Позитивные и негативные мысли о своём «Я» и их участие в процессе общения».

1

Беседа: «Взгляд на себя со стороны (свой внешний облик, особенности и манеры поведения)».

2

Рисунок: «Я глазами другого»

2

Беседа: «Индивидуальность и личная уникальность каждого человека»

1

Диагностика: «Изучение индивидуальных, особенностей личности ребёнка».

3

Беседа:«Важность адекватности самооценки, негативность или завышения самооценки личности».

1

Диагностика: «Изучение самооценки».

2

Беседа: «Уверенность в себе и своих силах. Влияние уверенности на самооценку человека».

1

Тренинг уверенного поведения

2

Беседа: «Что такое рефлексия и её значение в жизни человека».

1

Тренинг развития навыков рефлексии.

2

5

Личность и её индивидуальные особенности

 

 

Беседа: «Я – личность».

2

Беседа: «Мой темперамент. Характеристика типов темперамента».

2

Диагностика: «Выявление типа темперамент»а

2

Беседа: «Мой характер. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты».

2

Диагностика: «Изучение черт характера».

2

Беседа: «Способности, их происхождение и виды».

2

Диагностика: «Дом-дерево-человек».

3

Беседа: «Что такое чувства. Осознание необходимости анализа собственных чувств и способов их регуляции».

2

Беседа: «Эмоциональная сфера личности человека. Важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека.Индивидуальные различия эмоциональной жизни»

2

Беседа: «Внешнее выражение эмоций. Основные классификации эмоций»

2

Тренинг умения выражать свое эмоциональное состояние.

2

Беседа: «Стресс и фрустрация».

1

Тренинг по преодолению стресса и фрустрации.

2

Беседа: «Монотония и психическое пресыщение».

2

Беседа: «Злость и агрессия. Формы их проявления и влияние на общение»

2

Диагностика: «Изучение проявления агрессивности»

2

Тренинг коррекции агрессивного поведения.

3

Тренинг регулирования эмоционального состояния.

3

Беседа: «Что такое страх и его виды?»

2

Диагностика: «Изучение страхов»

2

Беседа: «Способы борьбы с страхами»

2

 

Тренинг преодоления страхов.

2

Беседа: «Что такое обида? Формы проявления и влияние на процесс общения»

1

Тренинг по преодолению обид

2

Беседа: «Что такое тревога и её влияние на жизнедеятельность человека?»

1

Диагностика: «Изучение личностной тревожности».

2

Тренинг снятия тревожности

2

Беседа: «Что такое утомление и влияние его на жизнедеятельность человека. Сон как способ отдыха человека».

2

Тренинг снятия утомляемости.

2

Беседа: «Что такое настроение. Роль настроения в процессе жизнедеятельности человека и его общения с другими людьми».

1

Тренинг формирования умения чувствовать настроение другого человека.

2

Беседа: «Азбука настроения. Причины и пути выражения настроения».

2

Рисунок: «Моё плохое и хорошее настроение».

2

Тренинг регуляции настроения.

2

Беседа: «Мои интересы. Составление списка интересов».

2

Беседа: «Мои заветные желания».

1

Диагностика: «Люблю, не люблю».

2

Беседа: «Хочу и надо. Хочу и нельзя»

1

Сочинение сказки про главное и второстепенное в жизни моей.

2

Беседа: «Умею ли я отдыхать. Способы и приёмы отдыха».

2

Беседа: «Я и время.Планирование времени. Мой режим дня.

2

 

Тренинг планирования моего дня.

2

Беседа: «Способы оценки моих результатов».

1

6

«Я» и школа

Беседа: «Значение школы, образования в моей жизни».

1

Беседа: «Правила и нормы поведения в школе».

2

Тренинг адекватного поведения

2

Рисунок: «Лучший и худший ученик».

3

Беседа: «Шкала лучшего и худшего ученика. Оценка себя по этой шкале».

2

Беседа: «Моё отношение к школе (внимание, аккуратность, ответственность). Умею ли я учиться».

1

Диагностика: «Изучение мотивации к обучению в школе».

2

Тренинг развития внимательности и ответственности.

2

Беседа: «Мои любимые и не любимые предметы, учителя».

1

Диагностика: «Изучение отношения к предметам, учителям».

2

Беседа: «Отношение к неудачам в учёбе».

1

Тренинг снижения критических реакций на неудачи в учёбе.

2

Беседа: «Как стать умнее и отличится от всех?»

1

Беседа: «Я и старшеклассник (общее, отличия). Составление портрета подростка и старшеклассника».

2

Беседа: «Как мы делаем уроки. Как подготовиться к новому учебному дню».

1

7

Межличностное взаимопонимание

.

Беседа: «Почему нужно правильно слушать, понимать других и взаимодействовать с ними».

2

Беседа: «Адекватное выражение чувств и симпатии».

2

Тренинг развития умения выражения чувств и симпатии.

2

Тренинг формирования и развития навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопонимания.

3

Тренинг: «Необитаемый остров»

3

Беседа: «Что такое одиночество»

2

Тренинг нахождения путей ухода от одиночества.

2

Беседа: «Что такое эмпатия и какова она в действии».

1

Тренинг развития эмпатийного поведения.

2

8

Вербальные и невербальные средства общения

Беседа: «Знаковая природа общения. Отличие способов общения человека и животных. Взаимозависимость человека и природы».

2

Беседа: «Восприятие мира. Язык как средство вербального общения».

2

Беседа: «Речь, её функции и виды».

1

Тренинг развития вербального общения.

3

Беседа: «Что такое невербальное общение. Влияние зрительного контакта, позы и дистанции в общении. Мимика, жесты, интонация как средства общения»

2

Тренинг развития невербального общения

3

9

Общение в школе

Беседа: «Психологические особенности общения учащихся в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик».

2

Беседа: «Что значит быть приятным в общении и добиваться при этом успехов».

1

Тренинг создания модели желательного поведения в общении.

2

Сочинение: «Портрет моего учителя»

3

Диагностика: «Учитель глазами ученика».

2

Тренинг: «Подари учителю доброе слово».

2

Беседа: «Одноклассник, товарищ, друг. Зачем нужны нам друзья».

1

Рисунок: «Портрет моего друга. Мои друзья».

2

Беседа: «Что мы понимаем под словами - Я, ты, мы!».

1

Проективный коллаж «Я, ты, мы!».

3

 

 

Беседа: «Что такое школьный конфликт?. Как его решать?».

2

Диагностика: «Изучения проявления конфликтного поведения».

3

Тренинг конструктивного разрешения конфликтов.

2

Беседа: «Понятие коллектива. Я и коллектив».

1

Проективный коллаж: «Коллектив начинается с меня».

3

10

Общение в семье

Беседа: «Особенности внутрисемейных отношений».

2

Диагностика: «Родители глазами ребёнка»

2

Беседа: «Мой дом – моя семья».

1

Рисунок: «Моя семья».

3

Беседа: «Тепло родного дома».

1

Рисунок: тепло, которое мне дают мои родные».

3

Беседа: «Я и семья. Насколько долго мы будем вместе?».

2

Тренинг «Учитесь быть благодарными».

2

Беседа: «Необходимо ли разделять печаль и радость близкого мне человека?».

2

Беседа: «Какое место я занимаю в кругу семьи?».

2

Диагностика: «Кто я в своей семье и какое место я в ней занимаю».

3

Беседа: «Кто из членов семьи мне важнее всего?».

2

Тренинг: «Как найти общий язык с моими родителями».

3

Изучение отношения подростков к родителям

3

Тренинг: «Уроки мудрости».

3

11

Культура общения и культура речи

Беседа: «Что такое культура общения и культура речи».

2

Тренинг: «Этические правила и нормы».

3

Беседа: «Что такое этикет?».

2

Тренинг: Техники общения в различных жизненных ситуациях»

3

Беседа: «Внешняя и внутренняя воспитанность человека».

2

Тренинг: «Как сделать так, чтобы меня уважали».

3

12

Культура общения полов

Беседа: «Кто такие мальчики и девочки. Различия и сходства между мальчиками и девочками».

2

Беседа: «Общение мальчиков и девочек. Дружба между мальчиками и девочками».

2

Тренинг культурного общения мальчиков и девочек.

2

Беседа: «Общение мужчин и женщин. Дружба между мужчиной и женщиной».

2

Тренинг культурного общения взрослых.

2

Тренинг: «Мужские и женские роли».

3

Проективный коллаж: «Я и семья».

3

Тренинг: «Культура выражения чувств».

2

13

Принятие решений

Беседа: «Что такое решения и их важность в жизнедеятельности человека».

2

Диагностика: «Исследование мотивация достижения успеха».

3

Диагностика: «Исследование мотивация избегания неудач».

2

Тренинг: «Формирования и развития навыков принятия решений, ответственность за себя и свои поступки».

4

14

«Я» - лидер

Беседа: «Кто такой лидер. Нужен ли он обществу?».

2

Беседа: «Качества и способности лидера».

2

Диагностика: «Оценка качеств и способностей лидера».

4

Беседа: «Социальные ожидания. Ролевые санкции».

2

Тренинг: «Лидер и общество».

3

Рисунок: «Я – лидер».

3

Тренинг развития лидерских качеств и способностей.

4

15

«Я» - взрослый

Беседа: «Кто такой взрослый человек? Какие функции он может выполнять».

2

Беседа: «Качества и умения взрослого»

2

Тренинг: Я – взрослый и мои роли».

4

Рисунок: «Я – взрослый».

3

16

Ценностные ориентиры личности

Диагностика: «Изучение основных ценностей подростка».

3

 

 

Беседа: «Нравственные представления о добре и зле, жестокости и человечности, внимательности к окружающим».

3

Рисунок: «Добро и зло».

3

Тренинг формирования и закрепления представлений о добре и зле.

3

Беседа: «Нравственные представления жестокости и человечности, внимательности к окружающим».

2

Тренинг формирования и закрепления представлений о жестокости и человечности, внимательности к окружающим.

3

Беседа: «Хорошие и плохие поступки. Ответственность за свои поступки и поведение».

2

Тренинг формирования ответственности за свои поступки и поведение».

3

Беседа: «Гуманность как проявление уважения и доброжелательного отношения к любому человеку».

2

Тренинг: «Отворите волшебные двери добра и доверия».

3

17

Я – умеющий достигать цели

Беседа: «Что такое цель и способы её достижения. Понятие жизненного пути».

3

Рисунок-схема: Мои жизненные цели».

3

Тренинг обучения тому, как ставить цели; отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

3

Рисунок-схема: «Мой жизненный путь

3

18

Будь собой, но в лучшем виде

Беседа: «Кто такой лучший».

2

Тренинг обучения тому, как находить в себе скрытые особенности личности и использовать приемы для изменения в лучшую сторону; развитие способности понимания своего состояния и состояния других людей.

3

Рисунок: «Я – лучший среди лучших».

3

Рисунок-схема: мой положительный багаж

3

Беседа: «Три внутренних голоса: родителя, ребёнка и взрослого».

2

Рисунок: «я – ребёнок, родитель и взрослый».

3

Тренинг развития взглядов на различные ситуации с позиций ребёнка, родителя, взрослого».

3

19

«Я» и моё будущее

Просмотр фильма: «Назад в будущее».  

2

Рисунок: «Я – в будущем».

3

Тренинг: «Встреча через 15 лет».

3

Моё будущее зависит от меня (сочинение)

3

20

Заключительный урок

Тренинг прощания. Подведение итогов. Обратная связь.

2

 

Способы оценки эффективности: анкетирование участников

 

  1. Что нового о себе я узнал во время занятий?
  2. Что нового я узнал о других людях?
  3. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы на занятиях?
  4. Каким образом я собираюсь это сделать?


 

 

Список используемой литературы

 

  1. Абрамова  Г.С. Практическая психология. - М., 2005.
  2. Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей» Саратов, 2005.
  3. Анн Л. «Психологический тренинг с подростками» Питер, 2007.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.   - СПб., 2002.
  5. Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников» Питер, 2007.
  6. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М 1987.
  7. Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» Москва, 2004.
  8. Зайцев Г. «Регуляция психики» Санкт-Петербург, 2003.
  9. Ефимова Н. «Психология взаимопонимания» Питер, 2004.
  10.  Леви В.  Искусство быть собой.-  М.,   1991.    
  11.  Микляева А. В., Румянцева П. В. школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб., 2004.
  12.  Пономаренко Л.П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников // Наша школа.-1995.-№ 6
  13.  Потёмкина О. «Тесты для подростков» Москва, 2005.
  14.  Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общей ред. М. Р. Битяновой.- СПб.: Питер, 2003.
  15.  Прихожан А. Как обрести уверенность в себе.- М.,1994.
  16.  Рязанова Д. «Тренинг с подростками» Москва, 2003.
  17.  Спрингер С., Дейч Г., Левый мозг, правый  мозг.- М.,1983.
  18.  Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей.-М., 2000.
  19.  Федоренко Л. «Психопрофилактика эмоционального напряжения» Санкт-Петербург, 2003.
  20.  Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры  и упражнения. – Ч.3.- М., 2001.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psiholog_i_ya.docx44.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Программа «Психолог и «Я»

                                                                           

Разработал: Плеханов В.Ю., педагог-психолог МБОУ «СОШ № 5»

Нефтеюганск, 2012

Пояснительная записка

В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма ребенка, которая отражается и на психических особенностях. Появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.

        Психолог вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.

        

Цель: помочь подросткам осознать свои особенности, способствовать их социальной адаптации и саморазвитию.  

Задачи:

1. Повысить уровень знаний  школьников об окружающей действительности: явлениях, событиях, понятиях.

3. Способствовать  развитию  познавательных  процессов: уровню развития восприятия, внимания, непосредственной и опосредованной памяти.

4. Развивать мыслительные, интеллектуальные способности: обобщение, исключение, классификация, аналогии.

5. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.

6. Развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия.

Методы: мозговой штурм, дискуссия, беседа, элементы арттерапии, рефлексия, анкетирование, тестирование, тренинги.

Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками эффективного общения.

Программа рассчитана на 432 часа продолжительностью 3 года (4 часа в неделю).


Учебно-тематический план

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Знакомство с участниками

Тренинг знакомства

2

2

Кто «Я» такой?

Беседа «Кто такой Я»

Знакомство с собой

2

Рисунок: «Кто такой Я (мой автопортрет)».

2

Беседа: «Что в имени моём? Тайна имени».

2

Беседа «Я-физическое».

1

Беседа: «Я и окружающие».

1

Рисунок-схема: «Сходство и различие наших «Я»».

2

Беседа: «Моё восприятие окружающего мира».

1

Рисунок: «Как я вижу окружающий мир».

3

Беседа: «Я – друг. Почему я им могу быть».

1

Беседа: «Я – могу, «Я» - хочу».

2

Беседа: «Что значит «Я – подросток»?».

2

Беседа: «Мальчики и мужчины».

2

Беседа: «Девочки и женщины».

2

Беседа: «Мои индивидуальные качества».

2

Рисунок: «Мой самый счастливый день в жизни».

2

Рисунок: «Я одержавший самую важную для себя победу».

2

3

Познавательная деятельность личности

Беседа: «Что такое ощущения его виды и значение их в жизнедеятельности человека».

2

Беседа: «Восприятие, его виды и свойства».

2

Диагностика: «Изучение пространственного восприятия»

2

Беседа: «Память и ее виды. Процессы памяти. Значение памяти в жизни человека».

2

Диагностика: «Изучение кратковременной, слуховой и зрительной памяти».

3

Диагностика: «Исследование процессов запоминания».

3

Занятия развивающие память.

2

Беседа: «Что такое воображение. Необходимо ли оно человеку?»

1

«Я» воображающее и фантазирующее. Сочиняем историю.

2

Диагностика: «Изучение творческих способностей».

2

Диагностика: «Изучение креативной (творческой) логики».

2

Занятия развивающие воображение

2

Беседа: «Мышление, его виды и формы»

2

Беседа: «Язык и речь. Виды речевой деятельности»

2

Диагностика: «Изучение гибкости мышления».

2

Диагностика: «Изучение мыслительных процессов».

3

Диагностика: «Изучение интеллектуального развития».

4

Развитие мыслительных операций

2

Беседа: «Внимание, его виды и свойства».

1

Диагностика: «Исследование устойчивости внимания».

3

Диагностика: «Оценка распределения и устойчивости внимания».

3

Беседа: «Как развивать внимание».

1

Занятия развивающие внимание.

2

4

Я-концепция человека

Беседа: «Образ своего «Я» – это сумма мыслей и чувств ребёнка о самом себе».

1

Беседа: «Позитивные и негативные мысли о своём «Я» и их участие в процессе общения».

1

Беседа: «Взгляд на себя со стороны (свой внешний облик, особенности и манеры поведения)».

2

Рисунок: «Я глазами другого»

2

Беседа: «Индивидуальность и личная уникальность каждого человека»

1

Диагностика: «Изучение индивидуальных, особенностей личности ребёнка».

3

Беседа: «Важность адекватности самооценки, негативность или завышения самооценки личности».

1

Диагностика: «Изучение самооценки».

2

Беседа: «Уверенность в себе и своих силах. Влияние уверенности на самооценку человека».

1

Тренинг уверенного поведения

2

Беседа: «Что такое рефлексия и её значение в жизни человека».

1

Тренинг развития навыков рефлексии.

2

5

Личность и её индивидуальные особенности

Беседа: «Я – личность».

2

Беседа: «Мой темперамент. Характеристика типов темперамента».

2

Диагностика: «Выявление типа темперамент»а

2

Беседа: «Мой характер. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты».

2

Диагностика: «Изучение черт характера».

2

Беседа: «Способности, их происхождение и виды».

2

Диагностика: «Дом-дерево-человек».

3

Беседа: «Что такое чувства. Осознание необходимости анализа собственных чувств и способов их регуляции».

2

Беседа: «Эмоциональная сфера личности человека. Важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека. Индивидуальные различия эмоциональной жизни»

2

Беседа: «Внешнее выражение эмоций. Основные классификации эмоций»

2

Тренинг умения выражать свое эмоциональное состояние.

2

Беседа: «Стресс и фрустрация».

1

Тренинг по преодолению стресса и фрустрации.

2

Беседа: «Монотония и психическое пресыщение».

2

Беседа: «Злость и агрессия. Формы их проявления и влияние на общение»

2

Диагностика: «Изучение проявления агрессивности»

2

Тренинг коррекции агрессивного поведения.

3

Тренинг регулирования эмоционального состояния.

3

Беседа: «Что такое страх и его виды?»

2

Диагностика: «Изучение страхов»

2

Беседа: «Способы борьбы с страхами»

2

Тренинг преодоления страхов.

2

Беседа: «Что такое обида? Формы проявления и влияние на процесс общения»

1

Тренинг по преодолению обид

2

Беседа: «Что такое тревога и её влияние на жизнедеятельность человека?»

1

Диагностика: «Изучение личностной тревожности».

2

Тренинг снятия тревожности

2

Беседа: «Что такое утомление и влияние его на жизнедеятельность человека. Сон как способ отдыха человека».

2

Тренинг снятия утомляемости.

2

Беседа: «Что такое настроение. Роль настроения в процессе жизнедеятельности человека и его общения с другими людьми».

1

Тренинг формирования умения чувствовать настроение другого человека.

2

Беседа: «Азбука настроения. Причины и пути выражения настроения».

2

Рисунок: «Моё плохое и хорошее настроение».

2

Тренинг регуляции настроения.

2

Беседа: «Мои интересы. Составление списка интересов».

2

Беседа: «Мои заветные желания».

1

Диагностика: «Люблю, не люблю».

2

Беседа: «Хочу и надо. Хочу и нельзя»

1

Сочинение сказки про главное и второстепенное в жизни моей.

2

Беседа: «Умею ли я отдыхать. Способы и приёмы отдыха».

2

Беседа: «Я и время. Планирование времени. Мой режим дня.

2

Тренинг планирования моего дня.

2

Беседа: «Способы оценки моих результатов».

1

6

«Я» и школа

Беседа: «Значение школы, образования в моей жизни».

1

Беседа: «Правила и нормы поведения в школе».

2

Тренинг адекватного поведения

2

Рисунок: «Лучший и худший ученик».

3

Беседа: «Шкала лучшего и худшего ученика. Оценка себя по этой шкале».

2

Беседа: «Моё отношение к школе (внимание, аккуратность, ответственность). Умею ли я учиться».

1

Диагностика: «Изучение мотивации к обучению в школе».

2

Тренинг развития внимательности и ответственности.

2

Беседа: «Мои любимые и не любимые предметы, учителя».

1

Диагностика: «Изучение отношения к предметам, учителям».

2

Беседа: «Отношение к неудачам в учёбе».

1

Тренинг снижения критических реакций на неудачи в учёбе.

2

Беседа: «Как стать умнее и отличится от всех?»

1

Беседа: «Я и старшеклассник (общее, отличия). Составление портрета подростка и старшеклассника».

2

Беседа: «Как мы делаем уроки. Как подготовиться к новому учебному дню».

1

7

Межличностное взаимопонимание

.

Беседа: «Почему нужно правильно слушать, понимать других и взаимодействовать с ними».

2

Беседа: «Адекватное выражение чувств и симпатии».

2

Тренинг развития умения выражения чувств и симпатии.

2

Тренинг формирования и развития навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопонимания.

3

Тренинг: «Необитаемый остров»

3

Беседа: «Что такое одиночество»

2

Тренинг нахождения путей ухода от одиночества.

2

Беседа: «Что такое эмпатия и какова она в действии».

1

Тренинг развития эмпатийного поведения.

2

8

Вербальные и невербальные средства общения

Беседа: «Знаковая природа общения. Отличие способов общения человека и животных. Взаимозависимость человека и природы».

2

Беседа: «Восприятие мира. Язык как средство вербального общения».

2

Беседа: «Речь, её функции и виды».

1

Тренинг развития вербального общения.

3

Беседа: «Что такое невербальное общение. Влияние зрительного контакта, позы и дистанции в общении. Мимика, жесты, интонация как средства общения»

2

Тренинг развития невербального общения

3

9

Общение в школе

Беседа: «Психологические особенности общения учащихся в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик».

2

Беседа: «Что значит быть приятным в общении и добиваться при этом успехов».

1

Тренинг создания модели желательного поведения в общении.

2

Сочинение: «Портрет моего учителя»

3

Диагностика: «Учитель глазами ученика».

2

Тренинг: «Подари учителю доброе слово».

2

Беседа: «Одноклассник, товарищ, друг. Зачем нужны нам друзья».

1

Рисунок: «Портрет моего друга. Мои друзья».

2

Беседа: «Что мы понимаем под словами - Я, ты, мы!».

1

Проективный коллаж «Я, ты, мы!».

3

Беседа: «Что такое школьный конфликт?. Как его решать?».

2

Диагностика: «Изучения проявления конфликтного поведения».

3

Тренинг конструктивного разрешения конфликтов.

2

Беседа: «Понятие коллектива. Я и коллектив».

1

Проективный коллаж: «Коллектив начинается с меня».

3

10

Общение в семье

Беседа: «Особенности внутрисемейных отношений».

2

Диагностика: «Родители глазами ребёнка»

2

Беседа: «Мой дом – моя семья».

1

Рисунок: «Моя семья».

3

Беседа: «Тепло родного дома».

1

Рисунок: тепло, которое мне дают мои родные».

3

Беседа: «Я и семья. Насколько долго мы будем вместе?».

2

Тренинг «Учитесь быть благодарными».

2

Беседа: «Необходимо ли разделять печаль и радость близкого мне человека?».

2

Беседа: «Какое место я занимаю в кругу семьи?».

2

Диагностика: «Кто я в своей семье и какое место я в ней занимаю».

3

Беседа: «Кто из членов семьи мне важнее всего?».

2

Тренинг: «Как найти общий язык с моими родителями».

3

Изучение отношения подростков к родителям

3

Тренинг: «Уроки мудрости».

3

11

Культура общения и культура речи

Беседа: «Что такое культура общения и культура речи».

2

Тренинг: «Этические правила и нормы».

3

Беседа: «Что такое этикет?».

2

Тренинг: Техники общения в различных жизненных ситуациях»

3

Беседа: «Внешняя и внутренняя воспитанность человека».

2

Тренинг: «Как сделать так, чтобы меня уважали».

3

12

Культура общения полов

Беседа: «Кто такие мальчики и девочки. Различия и сходства между мальчиками и девочками».

2

Беседа: «Общение мальчиков и девочек. Дружба между мальчиками и девочками».

2

Тренинг культурного общения мальчиков и девочек.

2

Беседа: «Общение мужчин и женщин. Дружба между мужчиной и женщиной».

2

Тренинг культурного общения взрослых.

2

Тренинг: «Мужские и женские роли».

3

Проективный коллаж: «Я и семья».

3

Тренинг: «Культура выражения чувств».

2

13

Принятие решений

Беседа: «Что такое решения и их важность в жизнедеятельности человека».

2

Диагностика: «Исследование мотивация достижения успеха».

3

Диагностика: «Исследование мотивация избегания неудач».

2

Тренинг: «Формирования и развития навыков принятия решений, ответственность за себя и свои поступки».

4

14

«Я» - лидер

Беседа: «Кто такой лидер. Нужен ли он обществу?».

2

Беседа: «Качества и способности лидера».

2

Диагностика: «Оценка качеств и способностей лидера».

4

Беседа: «Социальные ожидания. Ролевые санкции».

2

Тренинг: «Лидер и общество».

3

Рисунок: «Я – лидер».

3

Тренинг развития лидерских качеств и способностей.

4

15

«Я» - взрослый

Беседа: «Кто такой взрослый человек? Какие функции он может выполнять».

2

Беседа: «Качества и умения взрослого»

2

Тренинг: Я – взрослый и мои роли».

4

Рисунок: «Я – взрослый».

3

16

Ценностные ориентиры личности

Диагностика: «Изучение основных ценностей подростка».

3

Беседа: «Нравственные представления о добре и зле, жестокости и человечности, внимательности к окружающим».

3

Рисунок: «Добро и зло».

3

Тренинг формирования и закрепления представлений о добре и зле.

3

Беседа: «Нравственные представления жестокости и человечности, внимательности к окружающим».

2

Тренинг формирования и закрепления представлений о жестокости и человечности, внимательности к окружающим.

3

Беседа: «Хорошие и плохие поступки. Ответственность за свои поступки и поведение».

2

Тренинг формирования ответственности за свои поступки и поведение».

3

Беседа: «Гуманность как проявление уважения и доброжелательного отношения к любому человеку».

2

Тренинг: «Отворите волшебные двери добра и доверия». 

3

17

Я – умеющий достигать цели

Беседа: «Что такое цель и способы её достижения. Понятие жизненного пути».

3

Рисунок-схема: Мои жизненные цели».

3

Тренинг обучения тому, как ставить цели; отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

3

Рисунок-схема: «Мой жизненный путь

3

18

Будь собой, но в лучшем виде

Беседа: «Кто такой лучший».

2

Тренинг обучения тому, как находить в себе скрытые особенности личности и использовать приемы для изменения в лучшую сторону; развитие способности понимания своего состояния и состояния других людей.

3

Рисунок: «Я – лучший среди лучших».

3

Рисунок-схема: мой положительный багаж

3

Беседа: «Три внутренних голоса: родителя, ребёнка и взрослого».

2

Рисунок: «я – ребёнок, родитель и взрослый».

3

Тренинг развития взглядов на различные ситуации с позиций ребёнка, родителя, взрослого».

3

19

«Я» и моё будущее

Просмотр фильма: «Назад в будущее».  

2

Рисунок: «Я – в будущем».

3

Тренинг: «Встреча через 15 лет».

3

Моё будущее зависит от меня (сочинение)

3

20

Заключительный урок

Тренинг прощания. Подведение итогов. Обратная связь.

2

Способы оценки эффективности: анкетирование участников

  1. Что нового о себе я узнал во время занятий?
  2. Что нового я узнал о других людях?
  3. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы на занятиях?
  4. Каким образом я собираюсь это сделать?

Список используемой литературы

  1. Абрамова  Г.С. Практическая психология. - М., 2005.
  2. Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей» Саратов, 2005.
  3. Анн Л. «Психологический тренинг с подростками» Питер, 2007.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.   - СПб., 2002.
  5. Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников» Питер, 2007.
  6. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М 1987.
  7. Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» Москва, 2004.
  8. Зайцев Г. «Регуляция психики» Санкт-Петербург, 2003.
  9. Ефимова Н. «Психология взаимопонимания» Питер, 2004.
  10.  Леви В.  Искусство быть собой.-  М.,   1991.     
  11.  Микляева А. В., Румянцева П. В. школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб., 2004.
  12.  Пономаренко Л.П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников // Наша школа.-1995.-№ 6
  13.  Потёмкина О. «Тесты для подростков» Москва, 2005.
  14.  Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общей ред. М. Р. Битяновой.- СПб.: Питер, 2003.
  15.  Прихожан А. Как обрести уверенность в себе.- М.,1994.
  16.  Рязанова Д. «Тренинг с подростками» Москва, 2003.
  17.  Спрингер С., Дейч Г., Левый мозг, правый  мозг.- М.,1983.
  18.  Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей.-М., 2000.
  19.  Федоренко Л. «Психопрофилактика эмоционального напряжения» Санкт-Петербург, 2003.
  20.  Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры  и упражнения. – Ч.3.- М., 2001.