Формирование национально-культурной идентичности школьников.
Формирование системы базовых национальных ценностей, национально-культурной идентичности подрастающего поколения, воспитание у него интереса и любви к народной культуре – всё это способствует решению целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В соответствии с этим направлением возрождение ценностей и традиций национальной культуры конкретного региона, формирование её ценностного потенциала становится более реальным и закономерным.
Особо значимы в этой деятельности уроки изобразительного искусства, призванные помочь детям в приобретении системы ценностей, построенной на лучших духовных и культурных традициях народов нашего региона.
Наш регион многонационален. Межэтническое общение дает детям больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других национальностей, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Несмотря на то, что дети получают образование на русском языке, изучают русскую культуру, в семье ещё культивируется и интерес к родному языку и культуре. Народная культура является частью национального достояния, которое мы обязаны сохранить, а по возможности и приумножить.
Поэтому на уроках мы изучаем культуру русского, чувашского, татарского и мордовского народов. На своих уроках, где интегрируются изо и технология, я особое внимание уделяю народному творчеству, традициям, промыслам, поскольку именно культура разных национальностей, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывает о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дает народу забыть свою историю.
Рис.1. Замдиханова Диля «Сабантуй». Рис.2. Сырбукова Ксения «Православный храм».
Отсутствие жизненного опыта у подрастающего поколения не позволяет им отличить подлинные ценности от мнимых, в результате чего ребёнок перестает испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями.
Для решения этой проблемы я организую с детьми теоретическую и практическую работу, построенную на принципах проблемности, когда перед учащимися или отдельным учеником ставится конкретная проблемная ситуация, требующая актуализации всех имеющихся у них знаний и исследовательских умений.
Самоопределение обучающихся формируется в различных видах и формах проектной деятельности, которая успешно интегрируется в образовательном процессе.
Проект учащегося – это средство активизации его познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств. Предполагается, что проект, сопровождающийся исследовательской деятельностью, станет источником положительных изменений в сознании подрастающего поколения, поможет обрести духовный стержень в обращении к истокам национального самосознания, будет способствовать формированию национально-культурной идентичности.
Проектная деятельность позволяет формировать исследовательские умения детей, раскрывать их индивидуальные способности, воспитывать самостоятельность, способствует саморазвитию и самореализации, социализации личности в современных условиях.
Такая позиция позволяет заменить традиционный урок уроком по созданию индивидуального или коллективного проекта. Один из видов проектной деятельности – изготовление национального костюма народов Поволжья.
Главная цель занятия – формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и применять новые способы рукотворческой деятельности, создавать вполне реальный продукт, оформленный по своему желанию и имеющий практическое применение.
Потеря связей с культурным наследием своего города, региона ведет к дефициту духовности. Сегодня региональная культура стала занимать особое место в системе образования. Возрастает значение активного изучения культурных традиций народа, являющихся неотъемлемой частью нашей жизни.
Мои ученики работают над проектами об историческом прошлом нашего города, о замечательных архитекторах, которые создавали облик Симбирска, изучают памятные места, связанные с Н. Карамзиным, И. Гончаровым, В.Ульяновым и др.
Такая работа решает проблему исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, воспитывает интерес к культурному наследию, исключает равнодушие к истории «малой Родины», к национальным формам культурного творчества и культурных традиций.