Педагогика Суворова

Болотова Нина Вячеславовна

Подкупает  суворовское видение сути его образования: «… что до моих наук, они состоят в математике, части философии, истории; языках — немецком, французском, польском, турецком, с малой частью арабского, и персидском, и финском…».

Приятно отмечать, что у Суворова математика стоит на первом месте. Почему? Да потому, что «математика ум в порядок приводит» и позволяет изучать любые зависимости. А ведь Суворов одним из первых полководцев использовал системный подход к развитию военного искусства, критически перерабатывая любую информацию. Работая вместе с коллегами и воспитанниками над теорией игр в военном деле, мы рассматривали суворовские модели военных действий при штурме Измаила. Как блестящий педагог он спокойно  и терпеливо отрабатывал практические навыки солдат в будущем наступлении. И при этом в первую очередь, он, опять-таки, поднимал дух своего войска.

Суворов необыкновенно творчески относился к военному делу, рассматривая его как искусство. И для меня очень ценно, что он считал, что искусство не может терпеть порабощения. Вот  он дар великого человека! Он умел при необходимости абсолютного подчинения солдат в бою, не воспитывать при этом в них бездумных рабов. Он не натаскивал! Он учил!

Бесценны на уроках и суворовские принципы боевых действий войск: инициатива, быстрота, натиск, гибкость маневра, согласованность действий. Это же просто инструкция при работе в команде на уроках математики и на занятиях по самоподготовке.

 Крайне порадовала меня и согласованность педагогических взглядов Суворова и основных направлений современного развития основных компетенций у учащихся с точки зрения Федерального государственного образовательного стандарта.

Причем наибольшее внимание у него уделяется именно самообразованию.

 

Таблица 1- Крылатые фразы Суворова А. В.

 

Критичность и креативность мышления

«Каждый воин должен понимать свой маневр»

 

«Жалко подражание, похвально соревнование. Подражание есть признание в недостатке собственных своих способностей. Соревнование - порыв благородной души, которая хочет выказать оспариваемое у нее преимущество»

«Суворов никогда слепо не подражал военному опыту прошлого, всегда критически его применял».

Командная работа

 

Все военное искусство Суворова основано на командной работе.

«Собственностью своею во всякое время жертвовать - правило высочайшей службы»

«В двух шеренгах сила, в трех полторы силы: передняя рвет, вторая валит, третья довершает»

«Единство дает согласие. Смотри на дело в целом»

«Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат»

«Пока идёт бой — выручай здоровых, а раненых без тебя подберут. Побьёшь врага — всем сразу легче станет: и раненым, и здоровым»

«У меня нет быстрых или медленных маршей. Вперёд! И орлы полетели!»

«Мы русские и поэтому мы победим»

 

 

 

 

 

Самообразование

«Приучайся к неутомимой деятельности»

«Ученье свет, а неученье — тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится»

«Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости»

«Как тягостно равнодушие к самому себе!»

«Разумный человек всегда может найти упражнение»

«Негоден тот солдат, что отвечает: «Не могу знать».

«Генералу необходимо образовывать себя науками»

«Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для неё столь же живительны, как обычные упражнения для тела»

«Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем»

«Лучше весь век учиться, нежели пребыть незнающим»

 

    Насколько мои педагогические действия соответствуют взглядам выдающегося полководца Суворова, предстоит судить моим ученикам. Но каждый раз на уроках математики, цитируя Суворова, я верю в то, что я не только приобщаю молодое поколение к военной истории, но и предлагаю им критично поработать в области сравнения принципов на доске, своих собственных и только что услышанных. «Возьми себе в образец героя древних времён, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони — слава тебе!»

Презентация к этому материалу превышает 3 Мб, поэтому, даю на нее ссылку. https://disk.yandex.ru/i/Lt52Q9_KEsZf1Q