Как организовать на уроках математики индивидуальный подход "сильные" и "слабые" дети?

Базарова Дарья Цыдендамбаевна

Особенности дифференцированного обучения

 

Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев:

  • по уровню интеллектуального развития;
  • по типу мышления;
  • по темпераменту;
  • по интересам и склонностям.

В результате проведенной диагностики формируются группы. Например, при дифференциации по уровню умственного развития учащиеся группируются следующим образом:

 Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности. Для них характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Эти ученики владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации.

  1. Учащиеся со средними учебными способностями. Из-за низкого уровня аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно многократное повторение. Осваивают материал с помощью учителя по опорным схемам.
  1. Учащиеся с низким уровнем учебной активности. Их отличает медлительность, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации. Требуют индивидуального подхода учителя. Для этих учеников необходимы дополнительные задания, алгоритм выполнения заданий, подробные инструкции.

Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования для учащихся разного уровня развития. Один учебный материал в рамках одной программы усваивается на разных уровнях. Отбираются методы и формы работы, наиболее эффективные для деятельности разных групп.

Ведущие формы работы на уроке – групповая и индивидуальная.

Отнесение ученика к группе определенного уровня условно. Учащийся по своему выбору может покинуть одну группу присоединиться к другой.

Виды дифференцированного обучения

  • Внутренняя дифференциация. Деление обучающихся одного классного коллектива по уровню интеллектуального развития. Эффективно разноуровневое обучение в основной школе (с 5 по 9 класс).
  • Внешняя дифференциация, связанная с профильным обучением. Основание для разделения на профили – самоопределение учащегося, рекомендация учителей, психологическая диагностика. Профильное обучение (разделение по области интересов) организуется в старшей школе.

Цели использования дифференцированного обучения в средней школе

  • Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.
  • Повышение качества учебного процесса.
  • Устранение перегрузки учащихся во время занятий.
  • Выявление одаренных учеников.
  • Ситуация успеха для учащихся разных уровней.

Принципы

  • Учет индивидуальных возможностей обучающихся.
  • Вариативность учебного материала для групп с разным уровнем умственного развития.
  • Вариативность учебно-познавательной деятельности (от репродуктивной до творческой).
  • Ориентирование на адаптацию и развитие учеников.

Роль преподавателя

  • Преподаватель диагностирует уровень развития мышления, памяти, внимания каждого учащегося.
  • Определяет критерии для объединения учащихся в группы разного уровня.
  • Разрабатывает разные виды заданий для каждой группы.
  • Систематически анализирует работу учащихся и организует обратную связь.

Преимущество для учащихся

  • Обучение каждого ребенка осуществляется в индивидуальном темпе.
  • Повышается мотивация сильных учащихся, которые осваивают материал на более глубоком уровне, увеличивая темп работы.
  • Создается ситуация успеха для слабых детей.

Преимущество для учителя

  • Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися.

Основные трудности для учащихся

  • Снижение уровня самооценки у слабых учеников, работающих совместно в группе. Отсутствие соревнования тормозит развитие этих учащихся.
  • Нет заданий для совершенствования коммуникативных компетенций, устная речь не тренируется.
  • Дифференциация по уровню интеллектуального развития не учитывает другие свойства личности учащегося.

 Основные трудности для учителя

  • Отсутствие дидактических материалов.
  • Много времени требуется на разработку разноуровневых заданий.

Структура урока дифференцированного обучения

  1. Совместная постановка целей для всего класса. Мотивирующий этап.
  1. Актуализация изученного материала. Организация разноуровневого повторения для каждой группы.
  1. Открытие нового знания. Осуществляется как для всего класса, так и дифференцированно по группам. В зависимости от уровня развития учащихся используются разные способы предъявления информации:
  • проблемная ситуация,
  • составление алгоритма действий,
  • анализ опорной схемы,
  • изучение нового материала с дополнительной консультационной помощью преподавателя или самостоятельно.
  1. Закрепление с использованием дидактических материалов разных уровней. Индивидуальная консультация учителя для учащихся с низким уровнем умственного развития.
  1. Итоговый контроль по теме. Тест или самостоятельная работа.
  1. Рефлексия. Организация проверки выполнения задания (проверка учителем, самопроверка или взаимопроверка).
  1. Дифференцированное домашнее задание.

Уровни дидактического материала

В технологии дифференцированного обучения большое внимание уделяют содержанию и форме предъявления заданий для тренировочной и контрольной работы. Учебный материал отбирается в соответствии с уровнем интеллектуального развития учеников. Здания даются с учетом принципа возрастания трудности и сложности.

 Уровень А. Запоминание и воспроизведение. Работа по образцу. Использование карточек-информаторов, включающих теоретический блок и подробную инструкцию по выполнению задания.

 Уровень Б. Работа по готовой схеме, алгоритму. Частично-поисковые задания, включающие сравнение, подбор самостоятельных примеров.

Уровень В. Творческое применение знаний в незнакомой ситуации, ответ на проблемный вопрос. Самостоятельный поиск и анализ информации.

 Перспективы развития

Активное внедрение в обучение технологии дифференцированного обучения возможно при соблюдении двух условий:

1. Методическая помощь учителю в разработке разноуровневых заданий для каждого этапа урока. Банк готовых дифференцированных заданий, входящих в учебно-методический комплект по каждому предмету, станет для преподавателя стимулом для работы в данной технологи.

2. Деление учащихся на уровни будет осуществляться не только по инициативе учителя, но и по желанию обучающихся и родителей.

 

 

Комментарии

Красичкова Ирина Евгеньевна

Дарья, я согласна с вами по поводу того, что мало разноуровневой дидактики. Бесспорно, что учитель сможет составить индивидуальную карточку или тест,и даже вспомогательный опорный конспект, но это отнимает столько времени! И неплохо бы работать урок с одной половиной класса , а затем с другой.Это было бы идеально! Пример такой есть. Коллега по работе переехала в Москву, стала работать в новой школе, где наполняемость детей небольшая(школа в новом микрорайоне).Так вот там как эксперимент, уроки так и велись. Пол класса занимались математикой, а вторая половина русским языком.Так можно работать, и получать возможность уделить внимание почти каждому ученику.Как долго это длилось, не знаю.Надо поинтересоваться.
Остаётся коллеги одно- объединяться и создавать банк дифференцированных заданий!