Развитие исследовательской компенции обучающихся в процессе изучения математики на уроках и во внеурочное время
Эффективное решение этих задач невозможно без определённого опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуации в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов и т.д.
Проблема использования исследовательских методов на уроках математики и во внеурочное время возникла передо мной еще в начале 90-х годов, но в последние годы исходя из современных требований к образованию с 2006 года, я работаю над проблемой формирования и развития исследовательской и познавательной компетентностей школьников на уроках математики и во внеурочное время.
Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ученику, является творческая деятельность Творчество – это, прежде всего умение, отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно создать что-то новое. В этом отношении большие возможности имеются на уроках математики, в частности при решении нестандартных задач. Наиболее часто на своих уроках я использую задачи исследовательского характера. Однако потенциал задач, имеющихся в учебниках, недостаточен для воспитания исследовательских умений. В своей работе мне приходится выбирать такие задачи, которые позволяют учащимся подойти к её решению с разных сторон, указать несколько её решений. Ставлю школьников в такие условия, чтобы они умели проводить исследование (ставить вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут представиться) при рассмотрении каждой задачи, особенно такой, которая ставится в общем виде.
Очень часто использую задания, в которых предлагается решить задачу различными способами. Они не только содействуют формированию умений переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, но и приучают видеть новые функции рассматриваемого объекта, комбинировать известные способы деятельности. Для развития творческого мышления постепенно формирую у учеников умения определять, какие частные случаи необходимо выделить в исследовании.
Задач такого характера много в курсе математики средней школы. Выбирая такие задачи при подготовке к уроку, стараюсь поставить ту или иную проблему и организовать самостоятельную поисковую деятельность учащихся по её решению. Решать самые простые задачи такого типа начинаю уже с пятиклассниками, и тогда к выпускному классу школьники сами ставят проблему при решении предложенной задачи и ищут пути её решения.
В последнее время стала практиковать использование проектного метода обучения. Четко определила для себя и для моих учеников, что основным признаком проекта является проблема. Нет проблемы – нет деятельности.
Метод проектов, как никакой другой, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Метод проектов позволяет активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Небольшие проекты мои ученики начинают создавать уже на средней ступени обучения. Одной из форм исследовательской работы являются рефераты, которые мои ученики готовят по различным темам. Небольшие реферативные работы выполняют уже пятиклассники. Они с удовольствием выбирают темы из истории математики. Более серьёзные работы выполняют старшеклассники.
Также практикую проведение уроков, на которых показываю как практически, опытным путём можно делать “открытия” самостоятельно.
Важную роль в развитии и реализации творческих способностей школьников играет научно-исследовательская деятельность. Одна из форм её организации - научное общество учащихся (НОУ). Это своего рода деловая игра для учащихся направленная не только на формирование у них навыков и приёмов научной деятельности, но и на приобретение сознательного опыта.
Цели
1.выявление и поддержка учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью
2. развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся
3. ориентация учащихся на показание как ценность
4. расширение и углубление знаний учащихся
5. приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности
Члены научного математического общества под руководством учителя проводят исследовательскую работу, это позволяет не развивать личность вообще, а развивать ее на конкретном материале. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности
А как решаете эти задачи ВЫ?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nou.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия имени Горького А.М.»
Программа кружка НОУ «Мысль»
Составитель: Фабер.Г.Н.- учитель
Первой квалификационной категории
2008-2009
Воспитание творческой активности учащихся - важная задача в преподавании математики в средней школе. Одна из возможностей развить математическое мышление учащихся и воспитать интерес к предмету лежит в широком применении внеклассной работы по математике. В этой работе с учащимися старших классов особое внимание уделяется анализу процесса поисков решения задач, обучению учащихся в творческой работе применять аналогию, обобщения, специализацию.
Другой не менее важной задачей школы является развитие способностей каждого школьника. Обществу нужны одаренные люди, но далеко не каждый человек умеет и может развивать свои способности. Школа обязана подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Не ново и то, что школа должна заниматься поиском индивидуальности в каждом школьнике и помочь ему найти свое место в обществе.
Стремление к творчеству, к открытиям рождается на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которые читают энциклопедические словари и специальную литературу. Поэтому с среднем звене необходимо выявить всех учащихся, кто интересуется различными областями математики, помочь реализовать учащимся свои способности, претворить в жизнь их планы, привить вкус к творчеству. Именно для этой цели и создано научно-математическое общество учащихся (НОУ).
Фактически научно-исследовательская работа по математике ведется уже много лет. Накоплен богатый материал. Проводятся научно-практические конференции, на которых учащиеся рассказывают о проделанной работе, защищают рефераты на математические темы. Накопленный опыт этой работы и создал предпосылки для официального создания научно-математического общества учащихся.
Главное правило этого направления в работе - никакого принуждения, вся деятельность строится исключительно на интересе и желании учащихся. НОУ дает возможность каждому школьнику проявить себя, раскрыть и развить свои способности, осознать свою значимость, свою принадлежность к научной работе. Здесь они получают возможность познакомиться с методами исследовательской и творческой работы, учатся общению и умению работать в коллективе. НОУ дает возможность школьникам успешно участвовать в различных очных и заочных олимпиадах и конкурсах.
И, наконец, вся эта работа помогает выпускникам школы решать задачи профориентации.
Цели:
- Повышение уровня качества знаний учащихся, расширение кругозора в области математики.
- Привитие интереса к математике и ее приложениям.
- Выявление наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих способностей.
- Привитие культуры самообразования и саморазвития школьников.
- Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся со специальной литературой.
- Организация деятельности учащихся с целью подготовки их к участию в различных олимпиадах и конкурсах.
- Основная цель математического общества - профориентация учащихся и подготовка их к получению дальнейшего образования.
Основные направления работы:
- Подготовка учащихся к овладению знаниями, выходящими за пределы школьной программы.
- Включение в исследовательскую работу наиболее способных учеников.
- Обучение учащихся работе с дополнительной и специальной литературой
- Организация индивидуальных консультаций в ходе научно - творческой работы.
- Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
- Подготовка учащихся и их работ к участию в конференциях, олимпиадах и конкурсах.
Роль учителя
- переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, создает ситуацию успеха, разрабатывает с учеником «самостоятельное открытие» математической закономерности, вызывающее положительные эмоции. Руководитель учит на семинарах детей оформлять рефераты и доклады по теме,
- вместе с учащимися подбирает литературу,
- проводит консультации,
- учит детей владению методикой эксперимента.
Этапы организации исследовательской деятельности учащихся
- Выявление учеников, желающих принимать участие в проектных и научно-исследовательских программах
- Выбор и утверждение тем, предполагаемых исследований
- Работа учащегося над проектом под руководством консультанта
- Оформление результатов эксперимента
- Экспертиза и рецензирование
- Участие в школьных, городских, региональных, интернет-конкурсах научно-практических конференциях
- Ознакомление учащихся различных классов с работой УНО (реклама УНО) и вовлечение в исследовательскую работу других учащихся.
Формы и виды работы математического общества
- Исследовательская деятельность учащихся(проект,творческая работа, научно-исследовательская работа)
- Проведение школьных олимпиад по математике.
- Выпуск математических газет.
- Проведение математических мероприятий.
- Защита проектов(на уроках, на конференции)
Планирование работы математического общества
№ п.п | Тема | месяц |
1 | Открытие и запись учащихся в школьное научно-математическое общество. | сентябрь |
2 | Провести опрос среди учеников и учителей школы «Нравилась ли Вам математика в школе?» | октябрь |
3 | Разбор целей и задач, утверждение плана работы | сентябрь |
4 | Занятие НОТ. Как подготовить научно-исследовательскую работу?Как проводить научное исследование?Как определить и уточнить тему? | октябрь |
5 | Библиотечный урок «Как работать с научной литературой, с каталогом , интернетом» | октябрь |
6 | Выбор и утверждение тем предполагаемых исследований | ноябрь |
7 | Проведение школьной олимпиады | ноябрь |
8 | Выпуск газеты по итогам олимпиад | |
9 | Подготовка и участие в районном туре олимпиад, интернет-олимпиадах | каникулы |
10 | ЗанятиеНОТ. Как определить гипотезу?Как сформулировать цель и задачи исследования?Как определить методы исследования? | декабрь |
11 | Работа над проектом совместно с учителем | Ноябрь-декабрь |
12 | Проведение математической декады | |
13 | Выпуск газет по итогам декады | |
14 | Занятие НОТ. Как оформить работу?Какие требования к защите результатов исследования? | |
15 | Оформление проекта | январь |
16 | Первичная защита(выступление в классе, на школьном вечере, на заседании кружка) | январь |
17 | Занятие НОТ. «Развитие коммуникативной культуры и интеллектуального потенциала школьников» | февраль |
18 | Работа над ошибками | февраль |
19 | Выступление на школьной конференции | февраль |
20 | Занятие НОТ. Типичные ошибки в работах участников конкурса. | февраль |
21 | Подготовка и выступление на районной, областной конференции | март |
22 | Проведение и участие в конкурсе «Кенгуру» | март |
23 | Разбор задач «Кенгуру» | апрель |
24 | Выпуск газет по итогам защиты проектов | апрель |
25 | Выпуск газеты по итогам конкурса «Кенгуру» | май |
26 | Подведение итогов | май |