Разработка урока по геометрии в 8 классе по теме:"Теорема Пифагора"
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Теорема Пифагора»
Цели урока: рассмотреть теорему решения задач Пифагора и показать её применение
Воспит. цели: развитие логического мышления; привитие любви и интереса к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учашихся.
Этот урок, в сущности, посвящён одной теореме Пифагора. Но её значение очень велико для геометрии, в чём вы убедитесь в дальнейшем.
1. Практическая работа.
(один учащийся работает у доски)
Построить треугольник со сторонами:
а) 1 ряд 3,4,5.
б) 2 ряд 6,8,10.
в) 3 ряд 5,12,13.
Задание: измерить больший угол этих треугольников.
С помощью наводящих вопросов установить следующую зависимость:
a2+b2=c2.
2.После проведения практической работы включить мелодию Демиса Русоса из композиции «Тени» (Сам Демис Русос родился в г.Александрии в Египте, по национальности он грек. Его композиция соединяет ранее живших людей с нынешним поколением.)
В это время продемонстрировать на компьютере слайды с изображением античных дворцов, храмов, египетских пирамид.
3.Историческая справка.
Существует замечательное соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, справедливость которого была доказана древнегреческим философом и математиком Пифагором (VI в. до н.э.). Но изучение вавилонских клинописных таблиц и древних китайских рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. Заслуга же Пифагора состояла в том, что он открыл доказательство этой теоремы.
4. Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдём:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путём
К результату мы придём. (И.Дырченко)
- Изучение нового материала.
1.С помощью компьютера продемонстрировать учащимся доказательство теоремы Пифагора (диск уроков геометрии Кирилла и Мефодия виртуальной школы).
2.Заострить внимание учащихся на важности теоремы, прочитав стихотворение:
Уделом истины не может быть забвенье,
Как только мир её увидит взор,
И теорема та, что дал нам Пифагор,
Верна теперь, как в день её рожденья.
За светлый луч с небес вознёс благодаренье
Мудрец богам не так, как было до тех пор.
Ведь целых сто быков послал он под топор,
Чтоб их сожгли как жертвоприношенье.
Быки с тех пор, как только весть услышат,
Что новой истины уже следы видны,
Отчаянно мычат и ужаса полны:
Им Пифагор навек внушил тревогу.
Не в силах преградить той истине дорогу,
Они, закрыв глаза, дрожат и еле дышат.
(А.фон Шамиссо, перевод Хованского).
- Закрепление изученного материала.
1.Работа в рабочих тетрадях: решить задачи №45, №46.
2.Решить в тетрадях №487 из учебника.
3. Самостоятельная работа в тетрадях: №483(в),№484(в). MAX: №486(б)
4. Дополнительное задание для сильных учащихся:
Большая диагональ прямоугольной трапеции равна 13 см, а большее
основание 12 см. Найдите площадь трапеции, если её меньшее основание
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
П. 54, вопрос 8 ,№47 из рабочей тетради , №483(в) , №484(в) ,486(в)
Приготовить выступления, связанные с биографией Пифагора.