Разработка урока по геометрии в 8 классе по теме:"Теорема Пифагора"

Лагунина Валентина Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tema_urokaTeorema_Pifagora_.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  «Теорема Пифагора»

Цели урока:         рассмотреть теорему решения задач Пифагора и показать её применение

Воспит. цели:   развитие логического мышления; привитие любви и интереса  к предмету.

Тип урока:          изучение нового материала. 

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учашихся.

Этот урок, в сущности, посвящён одной теореме Пифагора. Но её значение очень велико для геометрии, в чём вы убедитесь в дальнейшем.

1. Практическая работа.

 (один учащийся работает у доски)

Построить треугольник со сторонами:

а) 1 ряд 3,4,5.

б) 2 ряд 6,8,10.

в) 3 ряд 5,12,13.

Задание: измерить больший угол этих треугольников.

С помощью наводящих вопросов установить следующую зависимость:

a2+b2=c2.

2.После проведения практической работы включить мелодию Демиса Русоса из композиции «Тени» (Сам Демис Русос родился в г.Александрии в Египте, по национальности он грек. Его композиция соединяет ранее живших людей с нынешним поколением.)

В это время продемонстрировать на компьютере слайды с изображением античных дворцов, храмов, египетских пирамид.

3.Историческая справка.

Существует замечательное соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, справедливость которого была доказана древнегреческим философом и математиком Пифагором (VI в. до н.э.). Но изучение вавилонских клинописных таблиц и древних китайских рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. Заслуга же Пифагора состояла в том, что он открыл доказательство этой теоремы.

           4.   Если дан нам треугольник,

              И притом с прямым углом,

              То квадрат гипотенузы

              Мы всегда легко найдём:

              Катеты в квадрат возводим,

              Сумму степеней находим –

              И таким простым путём

              К результату мы придём.   (И.Дырченко)

  1. Изучение нового материала.

         1.С помощью компьютера продемонстрировать учащимся доказательство теоремы Пифагора (диск уроков геометрии Кирилла и Мефодия виртуальной школы).

         2.Заострить внимание учащихся на важности теоремы, прочитав стихотворение:

               Уделом истины не может быть забвенье,

               Как только мир её увидит взор,

               И теорема та, что дал нам Пифагор,

               Верна теперь, как в день её рожденья.

               За светлый луч с небес вознёс благодаренье

               Мудрец богам не так, как было до тех пор.

               Ведь целых сто быков послал он под топор,

               Чтоб их сожгли как жертвоприношенье.

               Быки с тех пор, как только весть услышат,

               Что новой истины уже следы видны,

               Отчаянно мычат и ужаса полны:

               Им Пифагор навек внушил тревогу.

               Не в силах преградить той истине дорогу,

               Они, закрыв глаза, дрожат и еле дышат.

                                                 (А.фон Шамиссо,   перевод  Хованского).

  1. Закрепление изученного материала.

1.Работа в рабочих тетрадях: решить задачи №45, №46.

2.Решить в тетрадях №487 из учебника.

3. Самостоятельная работа в тетрадях: №483(в),№484(в). MAX: №486(б)

4. Дополнительное задание для сильных учащихся:

     Большая диагональ прямоугольной трапеции равна 13 см, а большее          

    основание 12 см. Найдите площадь трапеции, если её меньшее основание

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

П. 54, вопрос 8 ,№47 из рабочей тетради , №483(в) , №484(в) ,486(в)

Приготовить выступления, связанные с биографией Пифагора.