Опыт надомного обучения воспитанников детских домов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В настоящее время в мире происходит переход к гуманизации общества, где человек с ограниченными возможностями здоровья может реализовать себя как личность при создании ему благоприятных условий и оказании социальной, психологической, педагогической, медицинской помощи.
Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения. Этой проблеме посвящён целый ряд научных работ, статей, диссертаций однако практически во всех из них рассматривается многофункциональная система образования и воспитания, осуществляемая в условиях семьи. Основной особенностью надомного обучения в нашей школе является то, что большинство детей-инвалидов - воспитанники детского дома, лишенные семьи, которая несла бы свою долю ответственности за коррекционно-развивающую и психологическую помощь детям. Поэтому часть функций семьи переходит к учителю надомного обучения, который, проводя с ребенком достаточно много времени, становится близкой и значимой для него личностью. В этой ситуации важно не нарушить грань ученик-учитель, перейдя к более близким, почти родственным отношениям, так как это может привести к несколько панибратскому тону со стороны ученика и стать помехой в образовательном процессе. Основные задачи надомного обучения заключаются в вовлечении ребенка-инвалида в общественно-трудовую деятельность, а также в возможности выполнения им социальных функций, свойственных здоровым детям.
Основываясь на опыте работы с такими учащимися, мы предлагаем свои приемы и методы обучения и надеемся, что некоторые «секреты» помогут молодым специалистам в этой сложной, но необходимой работе.
Наши ученики - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и частичным нарушением интеллекта, лишенные заботы и любви, живущие в детском доме и обучающиеся в школе по адаптированной программе для детей с ОВЗ.
Главная задача - установить контакт с этими детьми, научить их доверять взрослым, помочь адаптироваться в окружающей среде, и, конечно, заинтересовать их в получении знаний. Поэтому общение между преподавателями и детьми происходит на позитивной ноте, часто игнорируются небольшие нарушения в поведении.
В своей педагогической работе мы уделяем огромное внимание игровым моментам в обучении, использованию ярких демонстрационно-обучающих материалов (презентации, картинки, видеофильмы, мультфильмы), занимательной развивающей литературе. Если ученикам бывает трудно сконцентрироваться во время урока, если они метеозависимы, имеет смысл убрать всё, что может отвлечь их от учебного процесса и позволить им самим выбрать, с какого предмета начать учебный день. Кроме того, если дети быстро устают, стоит устраивать им небольшие перерывы во время занятий. Мы, например, играем с мячом или воздушным шариком в давно известную детскую игру «Я знаю 5 названий», тем самым совмещая приятное с полезным. Иной раз мы беседуем на темы, вызывающие интерес у наших учеников.
На уроках по литературному чтению в силу своих индивидуальных особенностей наши учащиеся плохо пересказывают различные тексты. Мы помогаем им, задавая наводящие вопросы, на которые ученики благополучно отвечают, или просим проиллюстрировать события в книге, например, нарисовать, как закончился рассказ, показываем экранизацию произведений. Для заучивания стихотворений мы используем мнемотехнику (рисуем мнемотаблицу). Стихи запоминаются быстрее и в памяти сохраняются дольше. А если забыл, таблица всегда под рукой.
Чтобы легче было выполнить задание по математике или русскому языку, необходимо тщательно его разъяснить, если нужно, повторить достаточное количество раз. Не надо бояться упрощать слишком сложные задания, уменьшая рабочую нагрузку. Для закрепления пройденного материала мы предлагаем детям придумывать свои примеры задачи, опираясь на образец. У одного из наших учеников постоянно возникают трудности с таблицей умножения. Выход из данной ситуации был найден: играем на компьютере в игру на умножение и деление или на многоразовом плакате с таблицей пишем, а потом стираем ответы (такой плакат можно использовать до 100 раз). Наши ребята с удовольствием печатают на компьютере и охотно выполняют любые задания, даже нелюбимые. К примеру, мы часто устраиваем им «электронные» словарные диктанты, которые мы вместе проверяем. Чтобы развить логику, мы играем в игру «Составь короткие слова из букв длинного слова» или собираем пазлы, постепенно увеличивая сложность заданий. Чтобы облегчить ребенку выполнение домашних заданий, в условиях отсутствия помощи родителей, мы составляем подробный алгоритм решения на нескольких конкретных примерах
Большое внимание уделяется обучению таких предметов, как труд, социально-бытовая ориентировка и ОБЖ. На уроках труда дети с удовольствием учатся вязать спицами или крючком. В перерывах между умственными предметами можно дать отдохнуть- немного повязать. Наши дети связали закладку и чехол для любимого мобильного телефона. А еще им очень нравилось пришивать пуговицы, зашивать свои рубашки, штопать носки. Кроме того, мы обучали детей таким необходимым навыком, как работа с отверткой, плоскогубцами, молотком. Эти приёмы отрабатывались на металлическом конструкторе. На занятиях мы создаем коллажи, используя технику квиллинга, обучаем приёмам оригами. Можно предложить детям сделать из фольги объемные картинки и придумать по ним рассказ. А из обычной стеклянной баночки можно сделать вазу для карандашей, покрыв ее пластилином и украсив семечками, зернышками и фигурками. Все эти средства развивают моторику и мелкую мускулатуру рук.
На уроках ОБЖ мы устраиваем сценки и играем, к примеру, в водителя, велосипедиста, пешехода и смотрим фильмы о правилах дорожного движения и разных чрезвычайных ситуациях. На занятиях по социально-бытовой ориентировке мы сервируем стол и придумываем угощения для гостей. Детям необходимо больше фантазировать и за разумную инициативу их надо чаще хвалить, ведь это для них один из главных стимулов развития.
В нашей школе разработана методика дистанционного обучения детей-инвалидов. В процессе обучения мы широко используем программу Skype и электронную почту. Во-первых, Skype позволяет ребенку виртуально присутствовать на отдельных уроках его класса. Во-вторых, позволяет ему при необходимости обратиться к учителю за помощью. Положительным моментом этой методики является компенсация малой подвижности наших детей- колясочников, которых мы не имеем возможности вывозить на прогулки по городу, на природу, в музеи. Поэтому в рамках таких предметов, как биология, география, окружающий мир, история и культура СПб используются учебные фильмы, снабженные вопросами и заданиями. Мы посылаем отрывки из музыкальных произведений комментариями и вопросами к ним. Неоценимую помощь приемы дистанционного обучения оказывают нам во время уроков физкультуры (мы показываем презентации о различных видах спорта, соревнованиях, олимпийских играх, проводим физкультминутку).
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что приведенные выше методы и формы обучения детей с ОВЗ сыграли положительную роль по обогащению представлений учащихся об окружающей среде, способствовали развитию речи, внимания, памяти, моторики. Дети с нарушением интеллекта расширили запас представлений о социальных и природных явлениях, успешно овладевали системой знаний и практических умений, предусмотренных программой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. В ходе обучения создавались условия, в которых учащиеся могли проявить сообразительность, коммуникабельность, использовать при обучении компьютерную технику и современные средства связи.
- Мне нравится (3)
Комментарии
Спасибо Вам за Ваш труд!!!
Спасибо Вам за Ваш труд!!!